Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

"Лики толерантности"
2014-10-10, 6:59 PM
Классный час : «Лики толлерантности»
Цель:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Сформировать представление о толерантном отношении.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Время проведения: 40-45 минит.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш классный час со стихотворения Бориса Пастернака, который поможет нам с вами сформулировать тему и цель нашей встречи. Итак, название стихотворения «Умей прощать».
Ведущий 1
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра,
Иди без колебанья в стан прощающих,
Пока горит Голгофская заря.
Ведущий 2
Учись прощать, когда душа обижена
И сердце словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
Ведущий 1
Умей прощать. Прощенье - это сила.
А месть - бессилья признак роковой.
И камни непрощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой.
Ведущий 2
Учись прощать естественно, как дышишь,
Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Ведущий 1
Умей прощать. Прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В борениях молитвенных ночей.
Ведущий 2
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушье лечит, как бальзам;
Кровь на Кресте за всех была пролита;
Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!
Учитель: О чём это стихотворение? Тема нашего классного часа: «Лики толерантности». Что такое «лики»? Что такое «толерантность»?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
И сейчас как никогда актуально понятие «толерантность».
Ведущий 2. Теперь давайте посмотрим ролик о толерантности и о том как понимают это слово во всём мире и посмотрим правильно ли вы понимаете это слово.
Ведущий 1: Так что же такое толерантность? Кофи Анан сказал об этом так : «У нас может быть разная религия, разные языки и разный цвет кожи, но все мы люди». Это эмблема толерантности. Как вы понимаете это слово? Давайте нарисуем кластер по толерантности. (Учащиеся говорят как понимают слово толерантность).

Ведущий 2: Кто знает как переводится слово «толерантность» с других языков мира?
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.
Учащийся 1. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Учащийся 2. Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
Учащийся 3. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
Учащийся 4. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
Учащийся 5. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Учащийся 6. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Учитель: Вопросы к учащимся:
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения?
4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Учитель. Мы разобрали понятие толерантность. А какие виды толерантности или так скажем терпение к чему существует?
Ведущий 1. Как вы думаете откуда и когда появилось это понятие?
Учащийся 7.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
Ведущий 2. Почему это понятие названо именем этого политика?
Этот человек был не только гениальным политиком , но и очень добрым и терпеливым человеком. Сей час вы посмотрите сценку , дадите ей название и скажете о чём она.
Сценка.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.
- А нам-то что? Он сам виноват. Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я вес равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?
- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, девушка, спасибо.
- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)
- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете счастье!
Ведущий 1. Как можно назвать эту сценку? О чём она? Какие качества проявила девушка? Какие качества проявил парень? Как бы вы поступили в такой ситуации?
Учитель. Девушка и парень проявили разные качества : толерантные и интолерантные. Вы знаете все толерантные и интолерантные качества.
толерантные интолерантные
уважение мнения других непонимани
доверие, равнодушие
снисходительность немотивированная агрессивность
любознательность игнорирование
понимание и принятие эгоизм
желание что-либо делать вместе нетерпимость
доброжелательность выражение пренебрежения
чуткость, раздражительность
гуманизм цинизм
Ведущий 2. А что говорят о толерантности, терпении и прощении в разных религиях мира? Сейчас я буду называть положения, из мировых религий, а вы скажете, что они имели в виду.
- Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат. Подумайте, о чем говорит каждая из них.
• «Не делай другому того, от чего больно тебе».
• «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
• «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
•«В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Ведущий 1.Давайте прослушаем песню-молитву и вы скажите к чему призывают все мировые религии?
(песня группы Гвадалахара «Молитва» )
Гвадалахара – Молитва Богородице 1
Пресвятая Дево, Мати Божия, Благая Богородица,
Не остави нас Своею вечною и доброю молитвою,
Вознеси над нашими главами и душами, аки Голубица,
Светлую явленную и радость ожидания прими Свою.

Заступися и помилуй, Мати, Христа Бога умоляющая,
Телом и душою показавшая нам людям благочестие,
На пути идущего лукавых и нечистых удаляющая,
Бога ожидающим приносишь Ты радостное известие.

Радуйся, Пренепорочная, и радуйся, Присноблаженная.
Светом Небеси от этой радости все души согреваются
Образа Твои сияют помощью и верою нетленною.
Чудными иконами Твоими разум с телом укрепляются.

Возблагодарим Тя, Дево, радости на сердце исполнение,
В покаянии зовем Тя, Ты душевной скорби победительница.
Вседержавная Царице, всяким человеком наставление.
Христа Бога рождшая и Веры Православной сохранительница.

Пресвятая Дево, Мати Божия, Благая Богородица,
Не остави нас Своею вечною и доброю молитвою.

Ведущий 2. К чему призывают все мировые религии?
Прослушайте китайскую притчу о большой семье и скажите главную мысль этой притчи.
Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»
Учащийся 8. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в группе)?
Ведущий 1. А как обстоят дела с толерантностью в нашей стране?
Ведущий 2. Стены нашего ОБЩЕГО ДОМА – родного Казахстана.
Мы возвели его крепкие стены.
Прочно укреплен наш шанырак.
Прозрачны наши окна.
Двери нашего дома широко открыты для всех друзей по всему свету.
Мы создали нашу уникальную, дружную казахстанскую семью.
Учащийся 9. В год 20-летия независимости Республики Казахстан нам есть чем гордиться. На протяжении двух десятилетий независимости Казахстан стабильно развивается, последовательно проводя политику созидания демократического и правового государства, сохраняя этническое и конфессиональное многообразие народа.
Учащийся 10. В Казахстане мирно сосуществуют представители более 130 национальностей, имеются значительные диаспоры узбеков, украинцев, немцев, уйгуров, курдов, дунган и т.д., которым созданы все необходимые условия для развития их языка и национальной культуры.
Учащийся 11. На территории нашей страны издаются газеты и журналы на 11 национальных языках, включая украинский, польский, английский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, дунганский, наиболее крупными из которых являются корейская «Коре ильбо», немецкая «Дольче альгемайне цайтунг», украинская «Украиньски новини» и уйгурская «Уйгур авази». Кроме того, 44 телестудии вещают на 12 языках и 18 радиостудий — на 7 языках. Таким образом, посредством СМИ созданы необходимые условия для национального самовыражения и развития.
Учащийся 12.В Республике представлены практически все основные мировые религии. Все религиозные группы в Казахстане свободно существуют без каких-либо очевидных негативных, экстремистских или фундаменталистских последствий.
Учащийся 13. За двадцать лет независимости в республике не было ни одного столкновения на межконфессиональной и межэтнической почве. По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция — одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться.
Ведущий 1. Мы в Казахстане живём одной семьёй . мы весь классный час говорили о толерантности, слушали стихи, песни и информацию и вы я думаю уже чётко определили для себя . Так скажите мне что такое «толерантность»? (смотрят видео о коте и попугае).
Ведущий 2. Сейчас вопрос толерантности стоит очень остро. В мире много интолерантных людей. Но есть и люди вошедшие в историю своей добротой, терпимостью и тем что они вели людей к тому чтобы сохранить мир между странами и людьми. Дома готовясь к этому классному часу я просила вас найти информацию о великих людях ,так называемых ликах толерантности, которые вели и призывали людей к миру и согласию.
Я называю этих людей "Лики толерантности" именно потому, что люди, информацию о которых вы должны были найти, вполне могут быть причислены к тем, кого называли святыми. И одновременно потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и потому об их жизни мало что известно.
Одно достоверно - они закладывали и закладывают фундамент того здания, которое предстоит возводить всем нам, здания новой культуры толерантного человечества. Давайте послушаем. Я буду показывать портрет человека , а вы расскажите мне о нём и его делах по толерантности.
КОНФУЦИЙ
Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями... >>>
Махатма
ГАНДИ
Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.
Альберт ШВЕЙЦЕР. Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "преклонение перед жизнью" как основа нравственного обновления человечества. немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями...
Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия, - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель относительности теории и один из создателей квантовой теории и статистической физики. С 14 лет вместе с семьей жил в Швейцарии. По окончании Цюрихского политехникума (1900) работал учителем сначала в Винтертуре, затем в Шафхаузене. В 1902 получил место эксперта в федеральном патентном бюро в Берне, где работал до 1909. В эти годы Э. были созданы специальная теория относительности, выполнены исследования по статистической физике, броуновскому движению, теории излучения и др. Работы Э. получили известность, и в 1909 он был избран профессором Цюрихского университета, затем Немецкого университета в Праге (1911-12). В 1912 возвратился в Цюрих, где занял кафедру в Цюрихском политехникуме. В 1913 был избран членом Прусской и Баварской АН и в 1914 переехал в Берлин, где был директором физического института и проф. Берлинского университета. В берлинский период Э. завершил создание общей теории относительности, развил далее квантовую теорию излучения. За открытие законов фотоэффекта и работы в области теоретической физики Э. была присуждена Нобелевская премия (1921). В 1933 он был вынужден покинуть Германию, впоследствии в знак протеста против фашизма отказался от германского подданства, вышел из состава академии и переехал в Принстон (США), где стал членом Института высших исследований. В этот период Э. пытался разработать единую теорию поля и занимался вопросами космологии.
Ганди Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 член Рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959-60 председатель ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве министра информации и радиовещания; в июле 1964 стала также членом Национального совета обороны. 19 января 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром. В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения основных принципов политики Дж. Неру - неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. В 1969-70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-министра, а также заняла посты министра внутренних дел, министра атомной энергии и министра информации и радиовещания.
Мартин Лютер КИНГ . В последние годы жизни внимание Кинга было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. Кинг стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности., деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров...
Учитель. Какие ещё люди могли быть в списке в «лике толерантности»?
Ведущий 1. Вы можете себя назвать толерантным человеком? Каких качеств вам не хватает чтобы стать толерантным? Мы сей час поиграем в игру «дерево толерантности». У вас на столах листики дерева. Если вы полностью толерантны вы пишите на листке ваши толерантные качества , подходите к дереву толерантности и
Говорите : «Я толерантный потому-то….» и крепите листик к дереву. А если вам недостаёт каких то качество что бы стать толерантным вы пишите недостающее вам качество и крепите листочек к дереву.
Учитель. Зачем нужно быть толерантным? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!!
Термин "толерантность" объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Именно поэтому мы так часто слышим о необходимости воспитания терпимости и толерантного отношения друг к другу.
Известная истина гласит: «Когда ты пребываешь в мире с самим собой, ты живёшь в мире с другими».
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Урбол
Просмотров: 438 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru