Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Воспитание толерантности у младших школьников
2014-11-11, 6:24 PM
Воспитание толерантности у младших школьников
учитель начальных классов Чаус О.В.
Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению к другому.
Толерантность - это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты. это уважение к другому!
С.И. Ожегов даёт следующую трактовку терпимости: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».
Терпимость, т.е толерантность в народной педагогике совокупность всех добродетелей личности, об этом и народные пословицы «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости»
Толерантность - искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
В школу приходят дети с разной физической подготовкой, темпераментом, разных национальностей, из разных семей разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Поэтому задача педагога научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Уже в 1 классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики, исключают третьего: «Если будешь дружить с Машкой, я с тобой дружить не буду!». Пример известный всем фильм «Чучело»
На этом фоне легко может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». У мальчиков агрессия часто проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи). Но чтобы обозвать нужен некий повод. Часто это необычная внешность – вспомните обидные прозвища, которыми пользовались ваши одноклассники: обзывали рыжим, толстым, дылдой, мелким, косым и т.д. Причем это не значит, рыжеволосый или косой ребенок не может стать лидером. При этом его могут тоже звать рыжим или косым ( если он позволит), но уважительно, признавая его «своим», да к тому же лидером.
Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоценить роль педагога. Но если ребенок-лидер не признается педагогом и группой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру приходится доказывать свое главенство за счет унижения самых слабых. Это могут быть физически слабые дети, трусоватые, не приемлющие драку в силу воспитания или по другим причинам, девочки, новенькие, те, кто плохо говорит и понимает по-русски и т. д. Для того, чтобы помочь, надо правильно оценить ситуацию: когда вмешаться необходимо, а когда дать детям самим справиться с ситуацией. Не следует мелочно опекать детей и решать за них все возникающие конфликты. Иногда следует понаблюдать, не вмешиваясь, но и не упуская из виду. Дети все равно выстроят свою иерархию, и учитель своим вмешательством может только продлить этот процесс во времени. А вот предотвратить главенство негативного лидера, не позволить превратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Только нужно понимать, что лекциями и выговорами или другими санкциями здесь не обойдешься. Нужно суметь смоделировать ситуацию, подтолкнуть детей к тому, чтобы они сами осознанно приняли желаемое для нас решение.
Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель. Когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество?
Во-первых, повысить его статус. Найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать в «лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.
Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Велика роль и уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
- После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
-Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
-Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
- Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.
Беседу с детьми о героях сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
- Почему отец не отпускал младшую дочь к чудищу лесному?
-Как девушка отнеслась к чудищу лесному? Почему? Какими чертами характера обладало чудовище? Казался ли он отвратительным, страшным девушке? Почему?
-Вспомните фильм про Кинг Конга, главная героиня защищает и привязывается к огромному животному, которое обладало несмотря на устрашающий вид, добрым характером. Как к нему стали относиться люди? К чему это привело?
Вывод : У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению.
На уроках самопознания детей учат бережному отношению к окружающим, это и «Круг радости» и о прием «От сердца к сердцу», чтение притч, различные практические упражнения.
Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя. То все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки. Значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья.
Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.
Воспитание у детей толерантности надо вести совместно с родителями, родители в начальном звене ещё достаточно легко идут на контакт с классным руководителем. Семейные праздники в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание подарить людям радость. Одним из первых вечеров, как правило, бывает встреча под названием «Давайте познакомимся», где каждая семья представляет себя: членов семьи, их фото, любимые песни, стихи, блюда, рассказы о семейных традициях.

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек. Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности. Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, искусства, праздников и т.д. День языков, Наурыз, 1 мая и др.
Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:
• национальный состав коллектива учащихся;
• проблемы в отношениях между детьми и их причины;
• культурные особенности окружающей среды.
В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:
1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.
2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.
3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.
4. Обосновать решения.
5.Добиться согласия по выбранному решению.
6.Выполнение решения
«Обида»
Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
«Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)
Тест -анкета
Какой ты дома?
Младший братишка сломал твою игрушку…
 Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
 Ты ударишь его…
 Ваш вариант ответа.
Как вы поступите

Какой ты дома?
Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
 Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
 Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
 Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
В классе учитель уже спросил тебя…
 Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
 Ты предоставишь другим возможность ответить….
 Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
 Для меня это не важно.
 Ты подсмеиваешься над ним.
 Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Пожилая женщина медленно идет.
 Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
 Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
 Ваш вариант ответа.
Слагаемые толерантности
Уважение
Доброта
Сопереживание
Дружба
Понимание
Поддержка
Терпимость
Вывод: Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
- Вас водой разлить нельзя!
Методы воспитания толерантности.
Метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Метод внушения. Самовнушения
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
Методы требования и упражнения.
По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:
• требование – совет;
• требование – игра;
• требование – просьба;
• требование – намёк;
• требование – одобрение.

Метода коррекции поведения.
Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Личностный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся
Методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми
Категория: Классному руководителю | Добавил: Викторовна0021
Просмотров: 207 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru