Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Классный час:Антибиотики сегодня: спасение или угроза человечеству.
2015-01-05, 10:03 AM
[b]Классный час. Антибиотики сегодня: спасение или угроза человечеству.
Актуальность темы: Здоровью людей угрожает нарастающая проблема: бактерии, вызывающие как обычные, так и опасные для жизни инфекции, становятся все более устойчивыми к антибиотикам – лекарственным препаратам, применяемым для их лечения. Это происходит из-за массивного, чрезмерного и неправильного применения антибиотиков при лечении людей и на животных. Эта проблема требует неотложного изучения, именно поэтому устойчивость возбудителей к антимикробным средствам стала центральной темой классного часа.

Цель: формирование понимания рационального использования антибиотиков при лечении заболеваний в целях сохранения и укрепления здоровья.

Форма проведения.
Ролевая игра: ведущий, историк, эксперты (2), врачи-инфекционисты (3)

Ведущий.
Сегодня вы приглашены на проведение научной конференции, на которой мы обсудим актуальную проблему современности - устойчивость бактерий к лекарственным препаратам группы антибиотиков. Дело в том, что проблема касается каждого из нас, а также живущих на планете. Сегодня в прессе можно прочитать тревожные сообщения, например, "От бактерий, поселившихся на мини-компьютерах и мобильных телефонах, в Великобритании только в прошлом году умерли 750 человек", или "В ФРГ более 2 тыс человек пострадали от острой кишечной инфекции,18 погибли — немецкие СМИ," "В Чехии обнаружена кишечная инфекция, погубившая уже 16 человек","Число умерших от холеры в Нигерии превысило 780 человек" "Каждый год 4.4 млн. детей в мире в возрасте до пяти лет умирает от инфекционных заболеваний (это данные за 2010г.)".
Нам известно, что на протяжении многих веков и далее тысячелетий миллионы людей гибли от врагов, невидимых невооруженным глазом. Эти враги – микробы. Достаточно вспомнить ужасающие эпидемии оспы, чумы или хотя бы гриппа, которые в Средние века буквально выкашивали до половины населения Европы и даже более. К этому списку надо добавить раневую инфекцию и фатальные осложнения безобидных по нынешним меркам мелких бытовых травм. Известно, что в XVI в. средняя продолжительность жизни человека составляла около 30 лет. Что такое для современного человека порезаться ножом для резки хлеба на кухне или наступить на гвоздь? Неприятность, не более того. А еще в начале ХХ в. (по историческим меркам – совсем недавно) такая мелочь легко могла бы унести пострадавшего в могилу. Но сегодня современная медицина имеет возможность спасти человечество от инфекции. И это благодаря великим научным открытиям.
Я предоставляю слово историку, который напомнит нам, как был открыт первый препарат против бактерий - антибиотик пенициллин.

Историк.
Открытие антибиотиков имеет длинную историю. Много веков назад было замечено, что зеленая плесень помогает в лечении тяжелых гнойных ран. Но в те далекие времена не знали ни о микробах, ни об антибиотиках. Первое научное описание лечебного действия зеленой плесени сделали в 70-х годах 19 века русские ученые В.А.Манассеин и А.Г. Полотебнов. После этого на несколько десятилетий о зеленой плесени забыли, и только в 1929 году она стала настоящей сенсацией, перевернувшей научный мир. Феноменальные качества этого неприятного живого организма изучил профессор микробиологии Лондонского университета Александр Флеминг.
Опыты Флеминга показали, что зеленая плесень вырабатывает особое вещество, обладающее антибактериальными свойствами и подавляющее рост многих болезнетворных микроорганизмов. Это вещество ученый назвал пенициллином, по научному названию вырабатывающих его плесневых грибов. В ходе дальнейших исследований Флеминг выяснил, что пенициллин губительно действует на микробы, но вместе с тем не оказывает отрицательного действия на лейкоциты, принимающие активное участие в борьбе с инфекцией, и другие клетки организма. Но Флемингу не удалось выделить чистую культуру пенициллина для производства лекарственных препаратов.
Только через 10 лет, в 1940 году эта нелегкая задача была успешно решена учеными Оксфорда под руководством Хоуарда Флори и Эрнста Чейна. В 1942 году пенициллин был получен советским микробиологом З.В.Ермольевой. Это чудодейственное лекарство спасло многие тысячи жизней в годы Великой Отечественной войны. Многие заболевания, считавшиеся ранее фатальными, с открытием пенициллина стали успешно излечиваться. Началась новая эпоха в развитии медицины – эпоха антибиотиков. За это величайшее достижение в области микробиологии – открытие антибиотиков, в 1945 году ученые Флеминг, Флори и Чейн были награждены Нобелевской премией.

Ведущий.
Итак, в медицине началась новая эра-эра антибиотиков.
Антибиотики – это подкласс противомикробных препаратов, которые активны только против бактерий. Они могут быть получены естественным путем из бактерий или плесеней (грибов) или произведены синтетическим путем
"Подобное лечится подобным" - этот принцип известен врачами с древних времён. Так почему не бороться с одними микроорганизмами при помощи других? Эффект превзошёл все ожидания. Кроме того, открытие пенициллина положило начало поиску новых антибиотиков и источников их получения.

Сегодня медицина может предложить нам большой ассортимент антибиотиков.
Открытие пенициллина продлило жизнь человека в среднем на 30-35 лет. Учёные в своих исследованиях показали, что антибиотики борются с болезнетворными бактериями. Так почему сегодня, мы читаем сообщения о бактериях убийцах, уносящих жизни людей?
Я предоставляю слово нашему экспертам- научным сотрудникам института современных медицинских исследований.

Эксперт №1
Несомненно, открытие антибиотиков — одно из крупнейших достижений медицинской науки, позволившее излечить миллионы больных. Достаточно сказать, что до открытия антибиотиков А. Флемингом (в 40-х годах XX века) умирало 20-30% больных пневмонией; более 30% русских врачей умирало от инфекционных болезней — дифтерита, скарлатииы, тифа и т. п., которые сегодня, как правило, успешно лечатся антибиотиками.
Не удивительно, что на протяжении долгого времени антибиотики рассматривались как волшебное средство от большинства недугов. Благодаря относительно несложному употреблению антибиотики стали составной частью большинства домашних аптечек, но это же обусловило их практически бесконтрольное применение их, иногда — без надобности.
Есть некая закономерность: великие научные открытия имеют не только положительные, но и отрицательные стороны, и это в полной мере относится к антибиотикам. О положительной стороне антибиотиков здесь уже говорилось много, а вот отрицательные стороны - это, например, подавление защитных (иммунных) механизмов организма при длительном применении, аллергические реакции, развитие дисбактериоза, вредное воздействие на слизистые оболочки некоторых внутренних органов. И это далеко не полный перечень нежелательных последствий лечения антибиотиками.
Проблема антибиотикотерапии осложняется и тем, что с каждым годом растет количество этих препаратов, достигая к настоящему времени нескольких тысяч. При этом каждый из антибиотиков имеет свой диапазон воздействия, свою лекарственную форму, свой наиболее эффективный путь введения в организм. До сегодняшнего дня остается во многом неясным вопрос о взаимодействии антибиотиков и других лекарственных веществ при одновременном назначении их -а ведь некоторые больные получают сразу несколько лекарств. Как эти лекарства влияют друг на друга, в какой мере одно ослабляет другое — этого многие не знают.
Следует иметь в виду и индивидуальную восприимчивость человека к антибиотикам. В одних случаях минимальная лечебная доза может оказаться высокоэффективной, в других — потребуется максимальная лечебная доза.
Абсолютно безвредных лекарств нет, даже минимальная лечебная доза может оказаться токсичной, обусловив нежелательное побочное действие. Американский врач Лонг писал, что поскольку все антибиотики ядовиты, то их надо применять «вдумчиво и после размышлений», что, к сожалению, происходит не всегда.

Эксперт №2
Кроме того, хочу добавить, что есть и еще одна отрицательная особенность антибиотикотерапии. При нерациональном или неправильном применении этих препаратов растет количество антибиотикоустойчивых бактерий, из-за чего лечение антибиотиками может оказаться неудачным. Это явление называется резистентностью.

Ведущий.
Что такое РЕЗИСТЕНТНОСТЬ?

Эксперт №2
Что такое резистентность?
Резистентность — это способность микроорганизмов привыкать к действию лекарственных средств. В такой ситуации антибиотик, останавливающий рост определенного вида бактерий, не оказывает лечебного действия.
Лечение инфекций, вызванных устойчивыми к антибиотикам бактериями, затруднено, а иногда и невозможно. В последнее время число подобных случаев увеличивается. Общество рискует вернуться назад к "доантибиотиковой эре", когда обычная легочная инфекция могла стать причиной смерти человека или когда врачи не могли противостоять менингиту и т.д.
Первые случаи устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам были зафиксированы уже в 1945–1965 годах практически сразу после появления этих средств. С 1990-х годов ХХ века количество наблюдается резкое увеличение количества резистентных микроорганизмов. А научные разработки требуют время, которого у нас уже не хватает, чтобы спасать людей.
В результате устойчивых к антибиотикам инфекций в странах Европейского союза ежегодно умирают около 25 тыс. человек.
По данным ВОЗ, полирезистентные бактериальные инфекции "обходятся" Европе более чем в 1,5 миллиарда долларов.
• ВИДЕО. Апокалипсис сегодня. Антибиотики (6,5 минут)Рекомендую использовать материалы YOU TUBE
Ведущий.
Где же выход? Что делать?
Я предоставляю слово врачам -инфекционистам городского управления "Центра формирования здорового образа жизни"

Врач- инфекционист №1
Медики категорически требуют исключить самолечение. От самих врачей требуется корректное назначение антибиотиков. Чтобы избежать ошибок, до назначения антибиотиков следует провести обследование больного на чувствительность к ним. Многие люди реагируют на пенициллины и другие антимикробные средства сыпью, аллергическими отеками и даже шоковой реакцией. Особенно часто аллергические реакции бывают, если антибиотик дают больному без бактериального заболевания.

Бывают случаи, когда без применения антибиотиков излечение просто невозможно, поэтому отказываться от предписаний врача неразумно. Если вы сомневаетесь в необходимости применения антибиотиков конкретно в вашем случае, посоветуйтесь с другим специалистом. Не с родственниками и соседями, а с врачом, которому вы доверяете.
Эти лекарства, действительно, имеют побочные эффекты, поэтому часто назначаются совместно с другими препаратами, уменьшающими последствия их применения для пищеварительной системы и других органов. Большие дозы могут иметь токсический эффект. Сложные взаимодействия антибиотиков с другими препаратами, их влияние на организм необходимо учитывать. Все это может сделать только врач. Наверное, все сталкивались с ситуацией, когда врачи назначают разные препараты даже при одинаковом диагнозе. И это зависит от индивидуальных особенностей больного. Кстати, алкоголь(даже пиво) несовместимы с применением антибиотиков!
Самостоятельное увеличение или уменьшение назначенной дозы, как правило, приводит к печальным последствиям.
Действительно, к сожалению, существует проблема возникновения устойчивости микроорганизмов к антибиотикам и тем группам лекарств, которые ранее эффективно действовали. Исследователи считают, что отчасти это произошло «благодаря» тому, что люди применяют антибиотики по собственному усмотрению, не советуясь с врачом, или прерывают назначенный курс лечения едва почувствовав улучшение. При повторном возникновении этого заболевания микроорганизмы уже могут быть нечувствительными к данному антибиотику. Эффективен только полный курс назначенными дозами. А самостоятельное лечение сглаживает признаки болезни, осложняет ее диагностику и часто переводит острую форму заболевания в хроническую. Распространено мнение — причем даже среди врачей, — что антибиотики можно использовать для профилактики инфекционных заболеваний. Это серьезное заблуждение. Антибиотик действует только на чувствительную к нему микробную флору; если же таковая отсутствует, то лекарственный препарат может отрицательно воздействовать на организм человека.
Врач- инфекционист №2
Можно выделить «правила применения» этих лекарств со сложным характером.
Антибиотики не применяют:
• для профилактики инфекционных заболеваний
o при повышенной температуре, болях, расстройствах;
o редко используют при воспалении, кашле (кроме случаев, когда кашель связан с заболеваниями, вызванными микроорганизмами).;
o При вирусных заболеваниях: гриппе, ОРВИ, гепатитах антибиотики просто вредны, потому что на возбудителей данных заболеваний они не действуют.
o Антибиотики не действуют также на грибки, глистов.
o В лечении детей, беременных и кормящих женщин антибиотики применяются с большой осторожностью
o Минимальный срок, на который назначаются антибиотики, - 5 дней.
Недостаточная продолжительность лечения антибиотиками может иметь нежелательные последствия. Инфекция станет вялотекущей, может осложниться поражениями сердца, почек. В результате преждевременной отмены антибиотиков формируются устойчивые (резистентные) к ним бактерии.
o Очень важно правильно соблюдать и частоту приема в течение суток. Чтобы препарат работал, нужна постоянная лечебная концентрация его в крови.
А вот продолжительный прием антибиотиков в больших дозах очень часто разрушает не только инфицирующие микроорганизмы, но и полезные бактерии в пищеварительном тракте. Многие люди начинают страдать вдобавок еще и поносом

Врач- инфекционист №3

Таким образом, отвечая на ваш вопрос: Что делать? Не надо бояться применять антибиотики, но и не злоупотреблять. Применять эти опасные, но необходимые лекарства только по строгим показаниям и только тогда, когда врач установит диагноз инфекционного заболевания. Это не витамины, которые можно применять, ограничившись чтением инструкции. Если вам необходимы антибиотики, принимайте их. Если инфекционное заболевание затягивается, то, бесспорно, придется подумать об этих лекарствах.
Но помните, что Между моментом попадания инфекции в организм и развитием отклика на нее иммунной системы обычно проходит сколько-то времени. Ситуация похожа на вызов скорой помощи. Вы знаете, что никакая бригада врачей не появится у вашей двери сию же секунду. Антибиотики реагируют на инфекцию гораздо быстрее, но при этом запирают телефон, по которому ваш организм мог бы вызвать помощь от иммунной системы, то есть, по существу, отсекают иммунный отклик; естественная реакция организма на инфекцию подавляется лекарством.
Вспомните, как часто посредством антибиотиков мы торопимся снять жар! А ведь жар — это, в общем-то, положительный признак. Он свидетельствует: скорость обмена веществ в организме намного повысилась, и при этом происходит уничтожение "завоевателей" за счет того, что окружающая среда становится максимально неблагоприятной для их пребывания в ней.
В ходе личной медицинской практики я обнаружил: пациенты в большинстве своем могут справиться с инфекцией без применения антибиотиков. Знаете ли вы, что эти лекарства всего лишь снижают количество патогенных микробов, атакующих Ваше тело? Для того чтобы оно выиграло битву с ними окончательно, не обойтись без введения в бой иммунной системы. Если вы позволите своему организму бороться с инфекцией самостоятельно, без костылей в виде антибиотиков, то у него останется память о специфике антител, которые нужно вырабатывать к данной (и любой аналогичной) инфекции, и появится способность более эффективно сопротивляться повторному вторжению таких болезнетворных микроорганизмов.
Ведущий.
В завершении я могу сказать, что если мы не будем следовать рекомендациям по применению антибиотиков сегодня, то нас нечем будет лечить завтра! Возникнет угроза существованию человечества на Земле.

Рефлексия:
Учащиеся на дополнительных листочках или стикерах пишут информацию, отвечая на вопрос: Что узнал? (какая информация была полезной). Затем предлагается зачитать записи вслух, по желанию (кратко). Стикеры прикрепляются
Категория: Классному руководителю | Добавил: Гость | Теги: резестенция, врач, Антибиотики, Инфекции, бактерии
Просмотров: 1895 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 10:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru