Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни
2015-01-18, 4:37 PM
Қайырлы кеш, құрметті қоңақтар, ата-аналар, әріптестер! Сіздермен жүздесіп отырғанымызға қуаныштымыз және қош келіпсіздер – демекпіз.
Добрый вечер, уважаемые гости, родители, коллеги!
Мы рады приветствовать Вас в нашем светлом уютном зале.
(Казахский танец)
Бүгінгі ата-аналар жиналысының тақырыбы: Отбасындағы адамгершілік сабақтары – өмірдің адамгершілік заңдары.

Тема сегодняшнего собрания:
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни

Эпиграфом к данной теме являются слова великого педагога В. А. Сухомлинского:

Ребенок – зеркало семьи; как в капле
воды отражается солнце, так и в
детях отражается нравственная
чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Цели: Обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;
- Развитие основ трудолюбия, стремления к общественно- полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.
- Формирования чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям.
Бүгінгі ата-аналар жиналысына келіп отырған құрметті қонағымыз Атбасар ауданының әкімі Руслан Шохметұлы Әубәкіров. Руслан Шохметұлы ауданның басшысы ғана емес, ол көпбалалы тату отбасының басшысы ретінде қатысып отыр.
Сегодня на родительском собрании присутствует почетный гость Аким Атбасарского района Руслан Шохметович Аубакиров. Руслан Шохметович является не только главой района, но и главой многодетной дружной семьи
Сөз Атбасар ауданының әкімі Руслан Шохметұлы Әубәкіровке беріледі.

Семья - людей святой оплот.
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
Заботы делит пополам.
Семья - это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Для чего создается семья? Прежде всего для того, чтобы в ней рождались и росли дети и чтобы был у детей свой дом, не в смысле строения, квартиры, крыши над головой, а в глубинном понимании слова: свой дом, своя семья — отец, мать, братья, сестры, бабушка с дедушкой. Чем крепче семья, тем увереннее чувствуют себя вышедшие из нее дети.
Видеоролик №1 (про тучку) Выступление детей
О воспитании детей за всю историю развития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.
Семья – первая воспитательная среда человека, в которой закладываются основы личности. В школу ребенок приходит со своим характером, задатками, уровнем развития. Семейное воспитание – базовое в судьбе человека.

Қазіргі отандық педагогикалық әдебиеттерде жанұя тәрбиесі бала тұлғасын гармониялық дамыту үшін педагогикалық және әлеуметтік қажетті жағдай жасау мақсатында отбасының өзге мүшесінің балалармен ата-анасының педагогикалық бірлескен әрекетінің үрдісі ретінде қарастырылады.
Семейное воспитание это более или менее осознанные усилия взрослых по воспитанию ребенка, которые направленны на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представления о том каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.
Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (старших) и детей. Однако в последнее время он рассматривается как своего рода реализация личностных особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми. Рассмотрим этот подход на основе соответствующей разработки А.Г.Лидерса и Е.Н.Спиревой, по оценке которых индивидуально-психологические особенности, например, матери, придают семейному воспитанию следующую специфику.
• Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) больше внимания, сил и времени уделяет воспитанию ребенка, придает достаточное значение удовлетворению его потребностей. В то же время она требовательна, предъявляет больше запретов в воспитании, в связи с чем в семье возможна конфронтация с детьми.
• Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, наступательности и лидированию, также уделяет ребенку много времени, предъявляет чрезмерное число требований, запретов и санкций, в связи с чем возможны случаи игнорирования его потребностей, что может привести к воспитательной конфронтации и отсутствию сотрудничества между родителем и ребенком.
• Агрессивная мама уделяет ребенку меньше внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций. Такая мама склонна к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, вследствие чего в семье часты воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.
• Ригидная мама предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени, сил и чрезмерного старания.
• Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к оставлению ребенка на периферии педагогического внимания. Такая мама предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций. В воспитании часто наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.
• Сензитивная мама уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.
• Тревожная мама также уделяет ребенку много внимания, сил и времени, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании часто проявляется тревожность за ребенка, что его инфантилизирует.
• Лабильная мама, склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени и сил воспитанию, удовлетворению потребностей детей, предъявляет меньше запретов, санкций, но больше требований. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, духовная близость с ним.
Адамның ең бірінші айтатын сөзі – «ана» деген сөз, өйткені «ана» оған өмір береді, «анаға» деген махаббаты бізге табиғат сыйлады. Осы сезім адамның жүрегінде соңғы күндеріне дейін ұялайды. Ананың махаббаты жөнінде көптеген өлеңдер жолдарынан көре аламыз.
Первое слово, которое произносит человек,— «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. О безграничной бескорыстной материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк и песен.
Видеоролик №2 (мама) (Песня о маме)
Воспитание личности - важнейшая функция школы и семьи - определено в Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан.

Қазақстан Республикасының Заңының 24 бабындағы баланың құқығы туралы былай делінген: «Ата-аналар өздерінің қаржылық мүмкіншіліктеріне және қабілеттеріне сай баланың өмір сүруіне және баланы жан-жақты дамытуына міндетті».
Мы придерживаемся Конвенции о правах ребенка, в течение года на территории Республики действует Закон о правах ребенка, ст.24 которого гласит: «Родители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка»! Но публикации Комитета ЮНИСЕФ по делам детей при ООН свидетельствуют: ни одно государство мира не может претендовать на роль передового в области соблюдения прав ребенка. Нужна коренная ломка в отношении взрослых к ребенку как личности
А как чувствуют себя сами дети? Каковы их отношения с самыми близкими людьми - родителями?
Видеоролик №3 «Что значит для меня семья?»
Обратимся к статистике. Для 92% школьников семья важна. Для 5% значимей друзья, а 3% затрудняются с ответом. Больше половины опрошенных назвали обстановку в семье доброжелательной.
Те же результаты опроса показали: большинство детей не знают, что такое хорошая семья. В основном подростки употребляют оценку «обычная семья». А что это значит? - родители выпивают только по праздникам, детей не бьют, их кормят, конечно, бывают иногда конфликты. А в остальном - «обычная семья». Половина опрошенных подростков отмечает искренность и доверие в семье, общие увлечения. Однако многие из детей не хотели бы повторить отношения своих родителей. Значит, для многих подростков взрослые далеко не всегда являются примером.
Вашему вниманию предлагается шкала общения родителей с ребенком.

Прошу: внимание - на экран

Методы, вызывающие у ребенка
Положительные эмоции Отрицательные эмоции
Сколько раз вы своего ребенка сегодня
Хвалили Упрекали
Поощряли Подавляли
Одобряли Унижали
Обнимали Обвиняли
Целовали Осуждали
Симпатизировали Отвергали
Сопереживали Одергивали
Улыбались Позорили
Восхищались Читали нотации
Делали приятные сюрпризы Лишали чего-то необходимого, ставили в угол

Эта шкала - своеобразная информация к размышлению для родителей: все ли я делаю правильно, во благо ребенка!

Әр отбасының өз құндылықтары бар, бірақ әр отбасы өзге отбасына ұқсамайды. Белгілі бір сыр-сипатсыз отбасында бірлік пен ынтымақ ортату қиын. Сол сыр сипатты сіздер мына аңызды тыңдай аласыздар.

В каждой семье существуют свои ценности. Но каждая семья непохожа на другую. И есть качества, без которых трудно установить в семье мир и согласие. Какие это качества, вы определите после внимательного прослушивания притчи.
Притча
В давние времена жила на земле удивительная семья. Семья огромная сто человек. И в ней царили мир и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди.
Он отправился в город и пришёл к основателю этой семьи. Он спросил старца, главу семьи: "Как Вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?"
Тогда старец взял бумагу и написал три слова 100 раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление.
- Что же это за качества, без которых установить мир и согласие в семье очень трудно?
Каждый родитель в своей жизни принимал решение о тех или иных способах воспитания, чаще всего при этом ориентируясь на собственный жизненный опыт, опыт своих родителей и средства массовой информации: кино, телевидение, художественную и публицистическую литературу. Но социально-педагогический анализ жизни современных подростков выявляет ряд характерных особенностей, а именно:
- нынешние дети живут в экологически, психологически и социально небезопасной ситуации;
- они более раскованы, свободны, чем это было раньше;
- имеют более широкий кругозор, более информированы о жизни (благодаря видео, Интернету);
- раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, конкуренции, искушения благами цивилизации, с одиночеством;
- более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас». Каждый из этих факторов по-разному отражается на жизни подростков.
Свобода и раскованность при отсутствии стабильности приводит к психологической неуравновешенности подростков, агрессии, растет число детей, которые стали жертвами социальных болезней, таких, как наркотики, курение, алкоголь.
Оказать помощь и защиту детям взрослые могут, владея необходимыми валеологическими, психологическими, педагогическими знаниями. Если раньше эти знания передавались от поколения к поколению, то сегодня все реже приходится наблюдать семьи, где совместно проживают три поколения. Только 2% подростков знают свои корни, родословную своей семьи. Совершенно ушло из большинства семей такое понятие, как семейная реликвия (только фотоальбомы и выполняют эту роль) Отчетливо наблюдается возрастное отчуждение, при этом образ жизни поколений имеет такие большие различия, что опыт одного поколения уже мало приемлем для другого поколения, исчезло традиционное влияние бабушек и дедушек, передача их опыта, традиций, что является тоже причиной конфликта «отцов и детей», меняются ценности и идеалы.
Многие взрослые люди, родители, педагоги задают себе вопрос: как сейчас нужно воспитывать детей, чтобы они жили в гуманном сообществе, сумели реализовать свои возможности?
Что об этом и многих других воспитательных моментах думают родители?
Видеоролик №4 «Что такое семья в понимании родителей?»
- Необходимое условие полноценного развития детей - создание духовной и образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные, творческие, нравственные достижения личности и рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как события, связанные с жизнью всего сообщества. Нравственная и образовательная среда формируется постепенно. Нельзя приказать учителям, чтобы они не ставили двоек, родителям - чтобы не ругали и не били детей, детям - чтобы слушались и выполняли домашние задания. Хотя все это - сферы конкретной ответственности. Развитие системы человеческих отношений в школе требует взаимообучения: развития правового сознания, коммуникативных навыков, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности.
Быть ребенком — трудно. Это огромная, непрерывная, сложнейшая работа — расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды с детьми от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. Часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять. Каждый из них понимает этот мир по-своему.
Вашему вниманию предлагаем видеоролик №5 «Мир глазами детей»
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем»
Сейчас уважаемые родители психолог школы Досмуханова Гульнар Кадыровна проведёт небольшой тренинг.
Давайте будем учиться любви и пониманию. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только этого очень сильно хотеть. Надо много и напряженно думать. Надо слушать свое сердце. Надо почаще смотреть в глаза ребенка. И оттуда черпать любовь, радость и веру в себя, веру в будущее поколение.

Песня «Поколение»
Категория: Классному руководителю | Добавил: Ozdoeva
Просмотров: 324 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru