Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Интеллектуальная игра «Познай Чокана Валиханова»
2015-02-11, 6:21 PM
ВКО, г.Семей
КГУ «СОШ №31»
Зарипова Гульфира Абдулгаязовна
Интеллектуальная игра «Познай Чокана Валиханова»
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Чокана Валиханова
- приобщить учащихся к культурному наследию
- расширить кругозор
- расширить знания по истории родной земли
-стимулировать интерес к истории культуры, науки и образования
- воспитывать любовь к родине
Оборудование: портрет Ч. Валиханова, слайды через интерактивную доску, отражающие жизнь и быт того времени, места пребывания Ч. Валиханова, книжная выставка.
1. Место рождения Ч. Валиханова (крепость Кушмурун, Северо – Казахстанской области)
2. Дата рождения Ч. Валиханова (ноябрь 1835 года)
3. Какое образование он получил до поступления в кадетский корпус? (Учился в Кушмурунской школе, построенной его отцом. Учитель – мулла дал ему начальные знания)
4. Назовите город, который сыграл большую роль в начале его жизненного пути (Омск)
5. Сколько лет было ему при поступлении в кадетский корпус? (12)
6. Назовите язык обучения в кадетском корпусе (Русский). Знал ли его он до поступления? (Нет).
7. Знал ли Чокан Чингисович Валиханов другие языки? ( Да, родной казахский, восемь восточных языков, русский, французский, немецкий )
8. Каким занятиям он уделял больше времени? (изучению истории, географии, этнографии)
9. Что оказало большое влияние на его развитие? (Общение с передовыми образованными людьми )
10. Назовите причину, по которой он был произведен в корнеты и был направлен на службу в Сибирское казачье войско (Успешное окончание кадетского корпуса)
11. Назовите причину, по которой генерал – губернатор Западной Сибири Гасфорт часто направлял Чокана Валиханова в командировки в пограничные районы с Китаем (Знание языков, обычаев и истории Востока)
12. В каких целях использовал свои поездки он, выполняя поручения генерал – губернатора? ( Для научных целей исследований, которые он ставил перед собой, по собственной инициативе)
13. Кто повлиял на формирование общественно – политических взглядов Валиханова? (Петрашевцы – С. Ф. Дуров и Ф. М. Достоевский )
14. Как долго продолжалось знакомство петрашевцев и Валиханова? ( До конца его жизни)
15. Весной 1856 года в Семипалатинске Валиханов познакомился с известным географом и путешественником Петром Петровичем Семеновым Тян – Шанским. Кто из них произвел на другого большее впечатление, чем он сам? ( На Семенова Тян – Шан -ского большое впечатление оказали всесторонние знания и одаренность Валиханова. Весной 1856 года он принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык – Куль. Где он собрал богатейший географический, этнографический и фольклорный материал )
16. Как повлияла на дальнейшую жизнь Валиханова эта встреча? (Он решил оставить военную службу, чтобы продолжить свое образование в Петербурге)
17. Какие душевные качества, стремления его получили поддержку у друзей и у Ф.М. Достоевского, П.П. Семенова на его решение продолжить образование? (Служить своей Родине, знакомить русских людей с бытом и жизнью своего народа, писать о казахах, обогатить свои знания)
18. В феврале 1857 года он был принят в члены Русского географического общества. Удалось ли Валиханову осуществить свои планы? ( Нет. Ему было предложено ехать в Кашгарию, где развернулось движение против властей Китая и появилось пристальное внимание русского правительства, которое не могло равнодушно относиться попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии ).
19. Что было предпринято по этому поводу Валихановым? ( Он решил отправиться в трудное и опасное путешествие под видом купца в составе торгового каравана.)
20. Что являлось целью этой поездки? (Сведения о политическом положении этой страны)
21. Известно, что Валиханову пришлось надолго задержаться в Верном (Алматы) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из – за глубокого снега. Организация каравана затянулась и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не выдать истинных целей своего путешествия.
Ему удалось присоединиться к каравану 28 июня 1858 года. Из какого города и под видом кого? (Из Семипалатинска, под именем Алимбай – сыном купца, когда- то, еще ребенком выехавшего из Кашгара ).
22. Что дало это путешествие Валиханову? (Это путешествие позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь – Шаньской горной системы, строение его цепей и природные условия районов лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Валиханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время, неведомую страну Он собрал интереснейшие сведения по географии, социально – экономическим отношениям, истории и этнографии края, добыл редчайшие рукописи )
23. По возвращении из Кашгарии Валиханов был вызван в Петербург. Что ему было предложено делать? (Принять участие в составлении карты Средней Азии).
24. Продолжил ли свое образование Валиханов в Петербургском университете? (Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана учиться на восточном факультете университета. Он предпочел записаться лишь на некоторые университетские лекции ).
25. Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова и он вынужден был весной 1861 года вернуться на родину. Чему решил посвятить себя Валиханов? (Он решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа )
26. Его не утвердили в должности «султана». Имея демократические устремления , он не стал на путь революционера. Почему? ( Выслушать мнение учащихся. Ответ: Валиханов оставался просветителем, а возможность социальных преобразований видел лишь в реформах , проводимых сверху.)
27. Валиханов продолжает свои научные работы. Зимой 1864 года его приглашают в Омск для помощи в подготовке реформы. Какой? (В подготовке судебной реформы. Им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев ).
Заключение. Жизнь необычайно одаренного, талантливого исследователя, отважного путешественника, ученого, просветителя, горячо любящего свою Родину, свой народ оборвалась безвременной кончиной в 30 лет. Как мало прожито, но как много сделано !
Категория: Классному руководителю | Добавил: Абдулгаязовна | Теги: класный час
Просмотров: 1980 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru