Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Интеллектуальная игра «Познай Чокана Валиханова»
2015-02-11, 6:21 PM
ВКО, г.Семей
КГУ «СОШ №31»
Зарипова Гульфира Абдулгаязовна
Интеллектуальная игра «Познай Чокана Валиханова»
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Чокана Валиханова
- приобщить учащихся к культурному наследию
- расширить кругозор
- расширить знания по истории родной земли
-стимулировать интерес к истории культуры, науки и образования
- воспитывать любовь к родине
Оборудование: портрет Ч. Валиханова, слайды через интерактивную доску, отражающие жизнь и быт того времени, места пребывания Ч. Валиханова, книжная выставка.
1. Место рождения Ч. Валиханова (крепость Кушмурун, Северо – Казахстанской области)
2. Дата рождения Ч. Валиханова (ноябрь 1835 года)
3. Какое образование он получил до поступления в кадетский корпус? (Учился в Кушмурунской школе, построенной его отцом. Учитель – мулла дал ему начальные знания)
4. Назовите город, который сыграл большую роль в начале его жизненного пути (Омск)
5. Сколько лет было ему при поступлении в кадетский корпус? (12)
6. Назовите язык обучения в кадетском корпусе (Русский). Знал ли его он до поступления? (Нет).
7. Знал ли Чокан Чингисович Валиханов другие языки? ( Да, родной казахский, восемь восточных языков, русский, французский, немецкий )
8. Каким занятиям он уделял больше времени? (изучению истории, географии, этнографии)
9. Что оказало большое влияние на его развитие? (Общение с передовыми образованными людьми )
10. Назовите причину, по которой он был произведен в корнеты и был направлен на службу в Сибирское казачье войско (Успешное окончание кадетского корпуса)
11. Назовите причину, по которой генерал – губернатор Западной Сибири Гасфорт часто направлял Чокана Валиханова в командировки в пограничные районы с Китаем (Знание языков, обычаев и истории Востока)
12. В каких целях использовал свои поездки он, выполняя поручения генерал – губернатора? ( Для научных целей исследований, которые он ставил перед собой, по собственной инициативе)
13. Кто повлиял на формирование общественно – политических взглядов Валиханова? (Петрашевцы – С. Ф. Дуров и Ф. М. Достоевский )
14. Как долго продолжалось знакомство петрашевцев и Валиханова? ( До конца его жизни)
15. Весной 1856 года в Семипалатинске Валиханов познакомился с известным географом и путешественником Петром Петровичем Семеновым Тян – Шанским. Кто из них произвел на другого большее впечатление, чем он сам? ( На Семенова Тян – Шан -ского большое впечатление оказали всесторонние знания и одаренность Валиханова. Весной 1856 года он принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык – Куль. Где он собрал богатейший географический, этнографический и фольклорный материал )
16. Как повлияла на дальнейшую жизнь Валиханова эта встреча? (Он решил оставить военную службу, чтобы продолжить свое образование в Петербурге)
17. Какие душевные качества, стремления его получили поддержку у друзей и у Ф.М. Достоевского, П.П. Семенова на его решение продолжить образование? (Служить своей Родине, знакомить русских людей с бытом и жизнью своего народа, писать о казахах, обогатить свои знания)
18. В феврале 1857 года он был принят в члены Русского географического общества. Удалось ли Валиханову осуществить свои планы? ( Нет. Ему было предложено ехать в Кашгарию, где развернулось движение против властей Китая и появилось пристальное внимание русского правительства, которое не могло равнодушно относиться попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии ).
19. Что было предпринято по этому поводу Валихановым? ( Он решил отправиться в трудное и опасное путешествие под видом купца в составе торгового каравана.)
20. Что являлось целью этой поездки? (Сведения о политическом положении этой страны)
21. Известно, что Валиханову пришлось надолго задержаться в Верном (Алматы) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из – за глубокого снега. Организация каравана затянулась и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не выдать истинных целей своего путешествия.
Ему удалось присоединиться к каравану 28 июня 1858 года. Из какого города и под видом кого? (Из Семипалатинска, под именем Алимбай – сыном купца, когда- то, еще ребенком выехавшего из Кашгара ).
22. Что дало это путешествие Валиханову? (Это путешествие позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь – Шаньской горной системы, строение его цепей и природные условия районов лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Валиханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время, неведомую страну Он собрал интереснейшие сведения по географии, социально – экономическим отношениям, истории и этнографии края, добыл редчайшие рукописи )
23. По возвращении из Кашгарии Валиханов был вызван в Петербург. Что ему было предложено делать? (Принять участие в составлении карты Средней Азии).
24. Продолжил ли свое образование Валиханов в Петербургском университете? (Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана учиться на восточном факультете университета. Он предпочел записаться лишь на некоторые университетские лекции ).
25. Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова и он вынужден был весной 1861 года вернуться на родину. Чему решил посвятить себя Валиханов? (Он решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа )
26. Его не утвердили в должности «султана». Имея демократические устремления , он не стал на путь революционера. Почему? ( Выслушать мнение учащихся. Ответ: Валиханов оставался просветителем, а возможность социальных преобразований видел лишь в реформах , проводимых сверху.)
27. Валиханов продолжает свои научные работы. Зимой 1864 года его приглашают в Омск для помощи в подготовке реформы. Какой? (В подготовке судебной реформы. Им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев ).
Заключение. Жизнь необычайно одаренного, талантливого исследователя, отважного путешественника, ученого, просветителя, горячо любящего свою Родину, свой народ оборвалась безвременной кончиной в 30 лет. Как мало прожито, но как много сделано !
Категория: Классному руководителю | Добавил: Абдулгаязовна | Теги: класный час
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru