Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Учёба это труд
2015-03-02, 8:00 PM
Беседа на важную тему.

Учеба это труд.
На вопрос: «Скажите, дети, вам нравится в школе?»
-Да! Только иногда бывает трудно.
Трудно - это от слова «труд». Да учёба – это для ребёнка очень серьёзный труд. Мы, взрослые, приступаем к труду, уже получив определенные знания, умения и навыки в специальных учебных заведениях. Даже общественную работу нам поручают, чаще всего учитывая наши возможности. Как бы хорошо ни готовили детей к школе детский сад, родители, для ребёнка в школе очень много нового. Одни справляются с предъявленными требованиями, другие с трудом привыкают к новой жизни.
Одной из главных причин возникающих трудностей является недостаточная подготовка к школе в семье.
К сожалению, многие родители до сих пор считают, что достаточно ребенка научить считать и читать, и ребёнок готов к школе. Но это далеко не главное, умение читать и считать вообще стоит на последнем месте.
Нужна психологическая, нравственная подготовка к учебному труду. Личностная. Какие же качества личности нужны младшему школьнику для успешной учёбы? Те, же, что и взрослому человеку: чувство долга, организованность, точность, аккуратность, дисциплинированность, умение жить в коллективе.
Не все родители уделяют внимание воспитанию этих качеств характера у малыша.
Многие родители считают, что основная их забота по отношению к ребёнку до школы, чтобы хорошо он ел, чтобы был чисто одет и не болел.
А в остальном он еще маленький, над многим не задумывались и не придавали значения. Теперь дети расплачиваются за ошибки родителей. Ведь учёба, как лакмусовая бумажка, проявила все недостатки в нравственном воспитании. А родители? Теперь вы идёте к учителю. Жалуются, пишет грязно, не слышал, не записал что задали, забыл взять ручку, тетрадь и т.д. Почему же раньше, когда было достаточно времени (6-7 лет) для воспитания этих качеств, необходимых в любом, а не только в учебном труде, родители не задумывались, не испытывали тревоги? Вероятно потому, что пробелы в воспитании не были так очевидны, не имели особых неприятных последствий, не приносили больших огорчений. Опоздал в детский сад – виноваты родители. Плохо нарисовал – выбросил. Насорил- подберем. Медленно ест - подождем. Лишь бы поел хорошо. Теперь всё это выливается в устные замечания учителя, а потом появляются плохие оценки, замечания в дневнике. А это вызывает нежелание у детей учиться, а у родителей появляется чувство тревоги, недовольства. Многие родители пытаются помочь ребёнку, но не всегда поступают правильно. И собранность, и чувство ответственности, и аккуратность, и точность, и дисциплинированность рассматриваются ими лишь под одним углом: со стороны отношения к учебному труду. А эти качества должны воспитываться во всём: в любом поступке, в любой ситуации, в любом действии, которое совершает ребёнок.
1. Аккуратность
Как быть, если её нет у вашего ребёнка? Пишет грязно. Никак не может добиться чистоты в тетрадях! Что делать, чтобы писал чище? Но ведь аккуратный человек – он во всём аккуратный. Потому не может идти речи только об аккуратном ведении тетрадей. Аккуратность должен стать чертой характера. Если ученик тщательно моет руки, не торопясь. Аккуратно складывает игрушки, аккуратно ест, постоянно следит за своим внешним видом, можно надеяться, что и в тетрадях, и на парте, и в школьной сумке у него будет порядок.
2. Организованность – это умение организовать свой труд, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе. Надо ребёнку помочь устраивать поводы для отвлечений: первый – игра, второй – деловой. Школьник постоянно отвлекается, чтобы заточить карандаш, найти линейку, сменить ручку и т.д. Кажется, что повод серьёзный. Но этого не должно быть. В таком случае процесс втягивания в работу прерывается, приходится снова настраиваться, сосредотачиваться на работу. Но воспитание чувства ответственности надо начинать с любого дела: читает ли ребенок книгу, смотрит ли телевизор, помогает ли по хозяйству. Необходимо, доводить начатое дело до конца, не отвлекаясь. Выполнять всё сосредоточенно, с полной отдачей сил. Только закончив одно дело, переходить к другому.
3. Чувство долга.
Ребенок должен привыкнуть в первую очередь выполнять то, что требуют старшие. В школе – выполнять требование учителя. Причем выполнять сразу, с одного предъявления, ведь учитель не будет повторять несколько раз. Дома выполнять то, что нужно для семьи. Должен выполнять безоговорочно требования старших в семье, не считаясь с тем, хочется самому или нет. Вот пример. У мальчика была обязанность покупать хлеб. Один раз он забыл купить, и вся семья ужинала без хлеба. Больше такого не повторялось никогда. Правильно сделали родители. Ведь если бы они прочитали нотацию, потом сбегали в магазин за хлебом или перехватили у соседей, всё могло бы повториться. В данном случае мальчик получил наглядный урок того, как не выполнив поручения, он подвёл всю семью, да и самому не хотелось есть, мешало осуждающее молчание за столом и отсутствие хлеба. А ведь именно несформированность чувства долга, ответственность за порученное дело вызывает много неприятностей у младшего школьника. Лёг спать, не выучив стихотворения – получил 2. Обещал принести иллюстрации к уроку, заговорился с товарищем и не успел – получил осуждение учителя и т.д.
4. Дисциплинированность – это умение ценить своё и чужое время. Опять: это должно стать качеством личности, а не проявляться только в тех случаях, которые связаны со школьной жизнью. Ребёнок должен научиться чувствовать время. Чаще его нужно заставлять обращаться к часам. Через 10 минут начнется твоя любимая передача. Через 20 минут ты должен сесть за уроки и т.д.
В учебном труде сейчас всё больше внимания уделяется планированию учебных действий. Этому надо учить в домашних ситуациях. Даже в таком житейском деле, как мытье посуды, какую посуду надо вымыть сначала, какую потом, как удобнее, как быстрее.
Ваш ребёнок – третьеклассник. Теперь поздно говорить о личной подготовке к школе. Но не поздно еще приглядеться к тому, как организует свой учебный труд ваш ребёнок, что мешает ему успешно трудиться, как ему помочь.

Учитель начальных классов Жаксынской средней школы №2
Н. Кравчук
Категория: Классному руководителю | Добавил: natasha68
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru