Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Урок права. "Сказка ложь, да в ней намек..."
[ Скачать с сервера (40.4 Kb) · Скачать удаленно () ] 2015-03-10, 6:47 AM
Права ребёнка в ООН.



Урок разработан учителями
КГУ "Быковская основная школа"
Зыряновского района
Восточно- Казахстанской области:
Кобелевой Ларисой Михайловной ;
Сидоровой Еленой Александровной.

Цели и задачи урока:
— Знакомство с документами, защищающими права ребенка
— Развитие правовой грамотности школьников, их моральных качеств
— Формирование потребности использовать свои права и выполнять свои обязанности
— Обучение цивилизованными формами защиты своих прав и интересов
— Развитие самостоятельности и мышления, обеспечивающих свободу ориентации в жизненных
различных ситуациях .
Ход классного часа
1.Вводная беседа:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Од¬новременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди мо¬гут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в бесе¬дах между собой, с помощью различных решений, путем междуна¬родных переговоров.
В конце концов людям удалось решить глав¬ные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав чело¬века. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
Свобода и права человека - нравственные высшие ценности. Воспитание в себе свободы это путь внутреннего совершенствования природы человека. А чтобы быть свободным, человеку необходимо знать свои права.
- А есть ли какие-нибудь права у детей?
Всеми нами известная ООН, приняла на себя ответственность о создании документа о правах ребенка. Нам следует знать названия следующих документов:
Женевская декларация прав ребенка (1924 г.) является первым документом мирового масштаба о правах ребенка.
«Декларация прав ребенка»-принятая Генеральной ассамблеей ООН(1959 г.)
«Конвенция ООН о правах ребенка»(20.11.1989г.)-действующий документ на данное время.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что кроме прав, у человека есть и обя¬занности, которые неразрывно связаны между собой.
- А что же такое право? (это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.)
- А кто знает что такое обязанности?(это то, что подлежит выполнению)
На уроке нам предстоит познакомиться лишь с некоторыми правами детей, а вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. На примере героев мы узнаем кто из них нарушает права других героев, уничтожает и обижает их.
На уроке нам предстоит заполнить таблицу.
Задание 1.
- Выясняем название сказки, автора, героев.
- Обобщение темы.
- Вывод в виде «закона» внесённого в «Конвенцию о правах ребёнка».
1) - Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, а не то я её выломаю!
- Дом поросёнка – это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
- Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?
Никто не имеет права заставить вас открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своём доме вы главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.
Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
2) Посмотрите на картинку и вспомните, чей это приказ:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
- В чём провинилась Царевна? Как вы считаете, кто и за какие поступки имеет право так жестоко наказывать?
Оказывается, есть ещё люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство подписав Конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
3) – Плаваешь, глупая? Ныряешь? Ничего ныряй, а я тебя всё равно съем! Выходи лучше сама! – сказала лиса.
- Почему эта уточка не улетела вместе со всеми в тёплые края? Неужели лиса её и правда съест?
Больному ребёнку должны быть доступны все радости, всё хорошее , что есть у здоровых детей. И все государства – члены ООН – дали слово постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужные лекарства и врачей.
Когда болезнь неизлечима, государства выделяет деньги на специальные школы, где слепых учат читать, а глухонемых – говорить. Детям у которых не действуют ноги, государство должно помочь приобрести специальную коляску, чтобы и такой ребёнок мог выйти из дому, погулять и даже заняться спортом.
Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь.
4) – Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновна она или нет – потом разберёмся!
- Чем закончилась эта история?
Любой человек, в том числе и ребёнок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить его, а затем тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.
Никого нельзя наказывать без суда.
5) Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.
- Иди, - говорит – и без подснежников не возвращайся!
- Что вы думаете о мачехе?
Здесь говорится о сиротах. Но бывает родители есть, но такие, что им страшно доверить ребёнка: пьяницы или сумасшедшие. В этом случае растить и воспитывать детей должно государство. Оно позаботится, чтобы одинокий ребёнок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить, чтобы ему было не одиноко.
И всё – таки семья, хотя бы и не родная для ребёнка, лучше, поэтому государство отдаёт таких детей в семью к добрым людям, и они заменяют сироте родителей. Государство обязательно должно проверять , хорошо ли живётся ребёнку – сироте: не обижают ли его, не заставляют ли его делать тяжёлую, вредную для здоровья работу.
Государство должно заботиться о ребёнке, который остался без родителей.
6) Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во дворце появилась злая Ведьма.
- Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.
- В этой сказке колдунья хочет наказать младенца за провинность родителей! Что же будет дальше?
Может быть они нарушили закон, порядок или обидели кого-то, всё равно нельзя упрекать, унижать и наказывать ребёнка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.
Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.
7) Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает, может быть она хотела мальчику добра?
- Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?
Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.
8) …Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
- Кто нарушил тайну переписки и подменил письмо?
Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще-то всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подслушивать и читать чужие письма, а кто занимается такими, с тем и говорить никто не захочет, от того все отвернутся. Вот и Конвенция специально подчёркивает: нельзя нарушать тайну переписки!
Никто не имеет права читать чужие письма.

Задание 2. Кроме прав у нас есть ещё и обязанности. На основании прав ребенка вписанных в таблицу выведи причинно – следственную связь между правами и обязанностями ребёнка. Заполнить вторую колонку таблицы.
№ Права Обязанности
1 Никого нельзя наказывать без суда Каждый гражданин обязан уважать и выполнять законы государства, записанные в Конституцию
2 Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Ребенок обязан уважать и чтить старших
о Ребенок имеет право жить, со своими родителями и никому не позволено их разлучать Чтобы быть рядом с родителями ребенок обязан быть законопослушным
4 Ребенок не отвечает за провинности родителей Ребенок обязан уважать и ценить родителей
5 Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей Ребенок обязан учиться быть достойным гражданином своего государства
6 Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. На ряду со старшими и младшими членами семьи выполнять добросовестно свои обязанности по дому
7 Больному ребенку должна быть обеспечена достойная жизнь. Ребенок обязан заботиться о своем здоровье сам наряду с взрослыми беречь и укреплять свое здоровье
8 Никто не имеет право читать чужие письма Ребенок обязан уважать тайну переписи других людей
Задание 3 Работа в группах: Рассудите ситуацию, используя Конвенцию о правах ребёнка. (Приложение 3)
Задание 4. Узнай из какого мультфильма песенка, назовите героев и скажите какое право нарушено.

Итог: Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня
с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права челове¬ка, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контро¬лировать своё поведение в общении с другими людьми.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Лариса1577 | Теги: ребенка, Права, оон
Просмотров: 1079 | Загрузок: 341 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 1:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru