Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Урок права. "Сказка ложь, да в ней намек..."
[ Скачать с сервера (40.4Kb) · Скачать удаленно () ] 2015-03-10, 6:47 AM
Права ребёнка в ООН.



Урок разработан учителями
КГУ "Быковская основная школа"
Зыряновского района
Восточно- Казахстанской области:
Кобелевой Ларисой Михайловной ;
Сидоровой Еленой Александровной.

Цели и задачи урока:
— Знакомство с документами, защищающими права ребенка
— Развитие правовой грамотности школьников, их моральных качеств
— Формирование потребности использовать свои права и выполнять свои обязанности
— Обучение цивилизованными формами защиты своих прав и интересов
— Развитие самостоятельности и мышления, обеспечивающих свободу ориентации в жизненных
различных ситуациях .
Ход классного часа
1.Вводная беседа:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Од¬новременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди мо¬гут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в бесе¬дах между собой, с помощью различных решений, путем междуна¬родных переговоров.
В конце концов людям удалось решить глав¬ные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав чело¬века. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
Свобода и права человека - нравственные высшие ценности. Воспитание в себе свободы это путь внутреннего совершенствования природы человека. А чтобы быть свободным, человеку необходимо знать свои права.
- А есть ли какие-нибудь права у детей?
Всеми нами известная ООН, приняла на себя ответственность о создании документа о правах ребенка. Нам следует знать названия следующих документов:
Женевская декларация прав ребенка (1924 г.) является первым документом мирового масштаба о правах ребенка.
«Декларация прав ребенка»-принятая Генеральной ассамблеей ООН(1959 г.)
«Конвенция ООН о правах ребенка»(20.11.1989г.)-действующий документ на данное время.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что кроме прав, у человека есть и обя¬занности, которые неразрывно связаны между собой.
- А что же такое право? (это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.)
- А кто знает что такое обязанности?(это то, что подлежит выполнению)
На уроке нам предстоит познакомиться лишь с некоторыми правами детей, а вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. На примере героев мы узнаем кто из них нарушает права других героев, уничтожает и обижает их.
На уроке нам предстоит заполнить таблицу.
Задание 1.
- Выясняем название сказки, автора, героев.
- Обобщение темы.
- Вывод в виде «закона» внесённого в «Конвенцию о правах ребёнка».
1) - Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, а не то я её выломаю!
- Дом поросёнка – это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
- Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?
Никто не имеет права заставить вас открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своём доме вы главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.
Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
2) Посмотрите на картинку и вспомните, чей это приказ:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
- В чём провинилась Царевна? Как вы считаете, кто и за какие поступки имеет право так жестоко наказывать?
Оказывается, есть ещё люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство подписав Конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
3) – Плаваешь, глупая? Ныряешь? Ничего ныряй, а я тебя всё равно съем! Выходи лучше сама! – сказала лиса.
- Почему эта уточка не улетела вместе со всеми в тёплые края? Неужели лиса её и правда съест?
Больному ребёнку должны быть доступны все радости, всё хорошее , что есть у здоровых детей. И все государства – члены ООН – дали слово постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужные лекарства и врачей.
Когда болезнь неизлечима, государства выделяет деньги на специальные школы, где слепых учат читать, а глухонемых – говорить. Детям у которых не действуют ноги, государство должно помочь приобрести специальную коляску, чтобы и такой ребёнок мог выйти из дому, погулять и даже заняться спортом.
Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь.
4) – Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновна она или нет – потом разберёмся!
- Чем закончилась эта история?
Любой человек, в том числе и ребёнок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить его, а затем тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.
Никого нельзя наказывать без суда.
5) Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.
- Иди, - говорит – и без подснежников не возвращайся!
- Что вы думаете о мачехе?
Здесь говорится о сиротах. Но бывает родители есть, но такие, что им страшно доверить ребёнка: пьяницы или сумасшедшие. В этом случае растить и воспитывать детей должно государство. Оно позаботится, чтобы одинокий ребёнок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить, чтобы ему было не одиноко.
И всё – таки семья, хотя бы и не родная для ребёнка, лучше, поэтому государство отдаёт таких детей в семью к добрым людям, и они заменяют сироте родителей. Государство обязательно должно проверять , хорошо ли живётся ребёнку – сироте: не обижают ли его, не заставляют ли его делать тяжёлую, вредную для здоровья работу.
Государство должно заботиться о ребёнке, который остался без родителей.
6) Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во дворце появилась злая Ведьма.
- Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.
- В этой сказке колдунья хочет наказать младенца за провинность родителей! Что же будет дальше?
Может быть они нарушили закон, порядок или обидели кого-то, всё равно нельзя упрекать, унижать и наказывать ребёнка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.
Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.
7) Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает, может быть она хотела мальчику добра?
- Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?
Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.
8) …Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
- Кто нарушил тайну переписки и подменил письмо?
Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще-то всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подслушивать и читать чужие письма, а кто занимается такими, с тем и говорить никто не захочет, от того все отвернутся. Вот и Конвенция специально подчёркивает: нельзя нарушать тайну переписки!
Никто не имеет права читать чужие письма.

Задание 2. Кроме прав у нас есть ещё и обязанности. На основании прав ребенка вписанных в таблицу выведи причинно – следственную связь между правами и обязанностями ребёнка. Заполнить вторую колонку таблицы.
№ Права Обязанности
1 Никого нельзя наказывать без суда Каждый гражданин обязан уважать и выполнять законы государства, записанные в Конституцию
2 Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Ребенок обязан уважать и чтить старших
о Ребенок имеет право жить, со своими родителями и никому не позволено их разлучать Чтобы быть рядом с родителями ребенок обязан быть законопослушным
4 Ребенок не отвечает за провинности родителей Ребенок обязан уважать и ценить родителей
5 Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей Ребенок обязан учиться быть достойным гражданином своего государства
6 Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. На ряду со старшими и младшими членами семьи выполнять добросовестно свои обязанности по дому
7 Больному ребенку должна быть обеспечена достойная жизнь. Ребенок обязан заботиться о своем здоровье сам наряду с взрослыми беречь и укреплять свое здоровье
8 Никто не имеет право читать чужие письма Ребенок обязан уважать тайну переписи других людей
Задание 3 Работа в группах: Рассудите ситуацию, используя Конвенцию о правах ребёнка. (Приложение 3)
Задание 4. Узнай из какого мультфильма песенка, назовите героев и скажите какое право нарушено.

Итог: Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня
с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права челове¬ка, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контро¬лировать своё поведение в общении с другими людьми.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Лариса1577 | Теги: ребенка, Права, оон
Просмотров: 276 | Загрузок: 101 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 1:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru