Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Программа коррекции поведения учащихся в классном коллективе (5 - 7 класс)
[ Скачать с сервера (174.7 Kb) ] 2015-08-03, 9:41 PM
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Общие положения
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися.
Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива, а также личности в коллективе. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе моральных норм.
В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности, страдающих таким серьезным нарушением, как ассоциативное, девиантное поведение, межличностная агрессия, гиперактивность. Наличие таких дефектов существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Таким детям нужна педагогическая помощь в воспитании духовных, нравственных качеств личности ребенка и формировании чувства долга и ответственности за свое поведение, в воспитании гуманного отношения к окружающим, законопослушности, выработке коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Таким образом, построение коррекционной программы поведения учащихся в классном коллективе 5 - 7 классов является объективной необходимостью.

Цели программы:
•воспитание социально-ориентированного школьника;
•воспитание духовно-нравственного развития ребёнка (воспитывать такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение);
•воспитание личности с позитивным отношением к жизни, толерантным мировоззрением (воспитывать в детях уважение друг к другу, чувство любви к ближнему, сформировать представление о человечности);
•развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений (прививать культуру поведения, культуру общения, культуру чувств; учить культуре общения, пользоваться полученными сведения-ми в любой жизненной ситуации);
•создание психологического климата класса, способствующего развитию добрых меж-личностных отношений школьников;
•формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, социальной активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Задачи программы:
•создание «социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;
•изучение личности каждого ребенка, индивидуальных особенностей и способностей;
•сплочение классного коллектива путем формирования социально-активной позиции каждого ученика;
•формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповтори-мой личности; воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
•формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения;
•защита, сохранение физического и психологического здоровья ребёнка;
•профилактика асоциального поведения учащихся;
•реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением, коррекция их межличностного общения;
•воспитание нравственной личности, социально адаптированной к современному обществу;
•оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности ребёнка, создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель – ученик»;
•психолого – педагогическое просвещение родителей.

Реализация программы коррекции поведения учащихся 5 – 7 классов базируется на таких основных принципах воспитания:
•принцип ценностно- смыслового равенства воспитанника и воспитателя (воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия, разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает»);
•принцип индивидуализации воспитания;
•принцип демократизации воспитательной системы (Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни);
•принцип гуманистической ориентации воспитания, толерантности (принципы требуют вдумчивого отношения к людям, уважения к каждому человеку в отдельности);
•принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
•принцип создания воспитывающей среды (создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участ-ников процесса);
•принцип целостности педагогических процессов (надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального).

Направления работы:
Работа по программе коррекции поведения ученического коллектива осуществляется обобщённо с классным коллективом, индивидуально с учащимися и их родителями по направлениям:
•нравственное воспитание: нормы и правила, позиция «Я - человек и личность»;
•культура общения: нормы поведения с позиции “Человек среди людей”;
•знание правовых норм, выбор поведения, ответственность за него;
•ученическое самоуправление «Содружество объединений школьников»;
•вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий классного коллектива.

Реализация программы
Для реализации программы в классном коллективе наиболее эффективными будут следующие виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно-организаторская – и формы воспитательной работы: изучение психологических особенностей учащихся; свободные, индивидуальные и коллективные беседы, дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; викторины; экскурсии, класс-ные часы.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с социальным педагогом школы, школьным психологом, школьным советом по профилактике правонарушений, районными социальными службами.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период обучения учащихся в 5 - 7 классах.

Принципы жизнедеятельности и законы жизни классного коллектива:
 Познай себя – это интересно!
 Сотвори себя – это необходимо!
 Утверди себя – это возможно!
 Прояви себя – это реально!

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно: контроль посещаемости; работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях, контроль внешнего вида; организация дежурства по классу; индивидуальная работа с учащимися, работа с классным журналом; организация питания.
Еженедельно: проведение классных часов, проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса, работа с родителями по ситуации, встреча с медработником школы по справкам о болезни учеников.
Ежемесячно: посещение уроков в своем классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; составление отчета о посещаемости, совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждого семестра: подведение итогов семестра; оформление итогов успеваемости учащихся в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: сбор статистических данных о классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Полный текст программы помещен в прикрепленном файле.
Категория: Классному руководителю | Добавил: kucherenkonataliy | Теги: коррекция поведения, Культура общения, воспитательная работа
Просмотров: 1095 | Загрузок: 62 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 3:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru