Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Программа коррекции поведения учащихся в классном коллективе (5 - 7 класс)
[ Скачать с сервера (174.7Kb) ] 2015-08-03, 9:41 PM
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Общие положения
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися.
Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива, а также личности в коллективе. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе моральных норм.
В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности, страдающих таким серьезным нарушением, как ассоциативное, девиантное поведение, межличностная агрессия, гиперактивность. Наличие таких дефектов существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Таким детям нужна педагогическая помощь в воспитании духовных, нравственных качеств личности ребенка и формировании чувства долга и ответственности за свое поведение, в воспитании гуманного отношения к окружающим, законопослушности, выработке коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Таким образом, построение коррекционной программы поведения учащихся в классном коллективе 5 - 7 классов является объективной необходимостью.

Цели программы:
•воспитание социально-ориентированного школьника;
•воспитание духовно-нравственного развития ребёнка (воспитывать такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение);
•воспитание личности с позитивным отношением к жизни, толерантным мировоззрением (воспитывать в детях уважение друг к другу, чувство любви к ближнему, сформировать представление о человечности);
•развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений (прививать культуру поведения, культуру общения, культуру чувств; учить культуре общения, пользоваться полученными сведения-ми в любой жизненной ситуации);
•создание психологического климата класса, способствующего развитию добрых меж-личностных отношений школьников;
•формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, социальной активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Задачи программы:
•создание «социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;
•изучение личности каждого ребенка, индивидуальных особенностей и способностей;
•сплочение классного коллектива путем формирования социально-активной позиции каждого ученика;
•формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповтори-мой личности; воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
•формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения;
•защита, сохранение физического и психологического здоровья ребёнка;
•профилактика асоциального поведения учащихся;
•реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением, коррекция их межличностного общения;
•воспитание нравственной личности, социально адаптированной к современному обществу;
•оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности ребёнка, создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель – ученик»;
•психолого – педагогическое просвещение родителей.

Реализация программы коррекции поведения учащихся 5 – 7 классов базируется на таких основных принципах воспитания:
•принцип ценностно- смыслового равенства воспитанника и воспитателя (воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия, разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает»);
•принцип индивидуализации воспитания;
•принцип демократизации воспитательной системы (Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни);
•принцип гуманистической ориентации воспитания, толерантности (принципы требуют вдумчивого отношения к людям, уважения к каждому человеку в отдельности);
•принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
•принцип создания воспитывающей среды (создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участ-ников процесса);
•принцип целостности педагогических процессов (надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального).

Направления работы:
Работа по программе коррекции поведения ученического коллектива осуществляется обобщённо с классным коллективом, индивидуально с учащимися и их родителями по направлениям:
•нравственное воспитание: нормы и правила, позиция «Я - человек и личность»;
•культура общения: нормы поведения с позиции “Человек среди людей”;
•знание правовых норм, выбор поведения, ответственность за него;
•ученическое самоуправление «Содружество объединений школьников»;
•вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий классного коллектива.

Реализация программы
Для реализации программы в классном коллективе наиболее эффективными будут следующие виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно-организаторская – и формы воспитательной работы: изучение психологических особенностей учащихся; свободные, индивидуальные и коллективные беседы, дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; викторины; экскурсии, класс-ные часы.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с социальным педагогом школы, школьным психологом, школьным советом по профилактике правонарушений, районными социальными службами.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период обучения учащихся в 5 - 7 классах.

Принципы жизнедеятельности и законы жизни классного коллектива:
 Познай себя – это интересно!
 Сотвори себя – это необходимо!
 Утверди себя – это возможно!
 Прояви себя – это реально!

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно: контроль посещаемости; работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях, контроль внешнего вида; организация дежурства по классу; индивидуальная работа с учащимися, работа с классным журналом; организация питания.
Еженедельно: проведение классных часов, проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса, работа с родителями по ситуации, встреча с медработником школы по справкам о болезни учеников.
Ежемесячно: посещение уроков в своем классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; составление отчета о посещаемости, совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждого семестра: подведение итогов семестра; оформление итогов успеваемости учащихся в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: сбор статистических данных о классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Полный текст программы помещен в прикрепленном файле.
Категория: Классному руководителю | Добавил: kucherenkonataliy | Теги: коррекция поведения, Культура общения, воспитательная работа
Просмотров: 417 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru