Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Топологические связи концепта память в творчестве В. Шестерикова и поэтов военных лет
[ · Скриншот ] 2017-03-05, 7:34 PM
Топологические связи концепта память в творчестве
В. Шестерикова и поэтов военных лет

«По памяти, как будто по туннелю,
Со светом в окнах мчатся поезда».
(«Память»)
В стихах В. Шестерикова очень часто встречаются строки о быстротечности жизни, которая несется как тройка лошадей. «Поезд», который везет нас по жизни, мчится по следам нашей памяти, стирая лица и имена, и записывает вместо них другие. Люди-попутчики нашей жизни незаметно сходят на остановках, вагоны опустели, пассажиры уходят навсегда, а поезд все мчит нас по туннелю памяти.
Вечный вопрос о постижении сути бытия и приближении к разгадке сущности человеческой жизни всегда связан с обращением в мир прошлого посредством рисунков, знаков, текстов и т.п. Одним из таких способов являются неизведанные возможности человеческой памяти. Прошлое, по сущности виртуальное, может быть воспринято нами как прошлое, только когда мы следуем за движением, которым оно распускается в образ настоящего, выступая из мрака на яркий свет. Напрасно было бы искать его следа в чем-либо актуальном и уже осуществленном: это все равно, что мрак искать на ярком свете.
Со времени победы в Великой Отечественной войне прошло 69 лет. До сих пор герои и события этой войны не забыты. Дети, внуки и правнуки помнят и чтут подвиги своих отцов, дедов и прадедов.
О том, как началась война написано много стихотворений. Константин Симонов в своем творчестве отразил все значимые события войны, в том числе и первый день Великой Отечественной Войны. Это самый длинный день в году, изменивший историю, поломавший судьбы людей:
«Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы».
(К. Симонов «Тот самый длинный день в году…»)
Война унесла миллионы жизней, и даже после ее окончания люди умирали от ран и болезней. Уходит время, уходят люди, свидетели войны, с каждым годом остается все меньше ветеранов ВОВ. Но есть еще в живых те, которые на всю жизнь запомнили «тот самый длинный день в году».
Война началась вторжением немецких войск на территорию СССР. 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Об этом дне, изменившем историю, В. Шестериков написал стихотворение «За пять минут до войны». Как и у К. Симонова, эти пять минут разделили жизнь на до и после. Ничего не подозревающая страна спокойно спит, а враг уже у границы.
«Все дремлет - нивы и покосы,
Звеня от чуткой тишины,
Рассвета серая полоска
Мир отделяет от войны».
(«За пять минут до войны»)
Чуткая тишина утра не тревожила сон людей. Это тишина летнего рассвета, когда дремлет природа, не проснувшаяся ото сна. Это тишина подобна затишью перед бурей. Это последние минуты мирной жизни страны перед началом войны.
Постоянно повторяющееся наречие «еще» придает действию динамичность, подводит нас к ожиданию чего-то: еще не вздыблено, еще спокойно, еще не знают, еще румянится.
Перед бедой появляются знаки-предвестники. В этом стихотворении птица своим плачем предвещает беду:
«Еще вдали зарею вешней
Восток румянится едва,
Но плачет где-то безутешно
Ночная птица, как вдова!»
(«За пять минут до войны»)
Плач ночной птицы подобен плачу безутешной вдовы. Тысячи женщин в годы войны стали вдовами. В тысячи домов по всей стране приходили похоронки. Кто-то погиб в бою, кто-то умер от ран, кто-то пропал без вести. Но память о всех них жива до сих пор.
Память бывает не только духовной, сокрытой в наших мыслях, но и материальной. Вещи военных лет напоминают нам о том, что когда-то пришлось пережить. Одной из таких вещей была солдатская шинель, напоминающая о тяжелых военных годах. Стихотворение Михаила Садовского о шинели полностью раскрывает ее функции, смысл и значение для детей войны. Шинель хранит энергию отца, согревает своим теплом. Надевая ее, как будто переносишься в прошлое, попадаешь на поля сражений или в солдатские землянки. Детям войны не важна мода. Для них за честь надеть и похвастать отцовской шинелью:
«Но дружным был наш пятый класс-
Никто не отставал.
На утро не узнаешь нас:
В шинелях класс шагал».
(«Шинель»)
Некоторые мальчишки, идущие в школу, чувствовали не гордость за своих отцов, а боль, ведь на них не было шинелей. Их отцы не вернулись с войны. В знак солидарности осиротевшим одноклассникам, мальчишки больше не надевали шинели.
В стихотворении В. Шестерикова о шинели описана ее спасительная функция. Шинель спасала от дождя и злобного ветра, была укрытием и крышей над головой. Это незаменимый атрибут солдата. Для автора дорога память о шинели, укрывавшей его отца от непогоды. Она пропитана отцовской энергией, мужеством, проявленным в сражениях:
«Когда смятенье наплывает,
Ближайшая тускнеет цель,
Отец на плечи надевает
Свою военную шинель».
(«Шинель»)
Наша память хранит события не только, фронта, но и тыла, где матери, жены, дочери ждали своих мужчин с войны. Белыми платками они провожали своих родных на фронт, и надевали черные шали, получив похоронку. Эти вещи являются атрибутами тяжелой женской доли в годы войны:
«Машут синеглазые славянки
Белой птицей рвущимся платком».
(В. Шестериков «Славянка»)
Белая птица (голубь, лебедь) символизирует чистоту, нежность, супружескую верность и преданность. «Синеглазые славянки» верно ждали своих суженных с фронта, надеясь еще увидеть их живыми. Белые птицы – символ взаимоотношения мужчины и женщины, любящих друг друга, хранящих лебединую верность.
Белыми платками женщины провожали родных на фронт. А потом, получив похоронку, платки сменяли на черные шали. О черной шали писал еще Александр Сергеевич Пушкин. Его черная шаль не связана с войной, но, как и в стихах о войне, она – символ разлуки и печали:
«Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль».
«И ждали в будни, ждали в праздники
И сколько ждать им впереди?
С каких же пор они повязаны
Крестами шалей на груди?»
(«А шали черные – к разлуке…»)
Во время войны мужчины уходили на фронт, и вся работа ложилась на хрупкие плечи женщин. Повязав шаль крестом на груди, они шли выполнять тяжкий, непосильный труд.
В те далекие годы не было ни интернета, ни телевидения в каждом доме. Как же люди узнали о начале войны? Всех оповещал репродуктор.
«И сегодня мощная колонка
Вряд так сможет приковать к себе,
Как в те годы, горем опаленные,
Черная тарелка на столбе».
(«Репродуктор»)
Репродуктор приковывал внимание множества людей своими печальными или же победными известиями. В годы войны он был первым средством для связи с миром. О чем хочет сказать нам автор, сравнивая эти два прибора? О том, что хотя у репродуктора и был невзрачный вид, он, в отличие от современной колонки, приковывал внимание своими важными известиями.
Солдаты уходили на войну, оставляя дома родных и близких. Многие брали с собой их фотографии. Карточка с изображением любимой женщины была оберегом, талисманом на полях сражения. Автобиографичное стихотворение К. Симонова «Фотография» начинается обращением к любимой:
«Я твоих фотографий в дорогу не брал:
Все равно и без них - если вспомним - приедем.
На четвертые сутки, давно переехав Урал,
Я в тоске не показывал их любопытным соседям».
Солдаты показывали друг другу фотографии, бросали их в груду военных трофеев. Фотографии чужих женщин не вызывали эмоций. Всему виной война, которая сделала людей безразличными и холодными по отношению к другим.
Символом памяти, вещью, которая хранит на себе отпечаток времени, стала фотография. Сейчас с помощью старых военных фотографий находят родных и близких. В. Шестериков, как и К. Симонов, пишет о военных фотографиях, но не о тех, которые привезены с собой на фронт, а о тех, которые хранят память сражений.
«Журавлями улетевшие,
Не вернувшись к нам назад,
С фотографий пожелтевших
На живых они глядят».
(«Военная фотография»)
Солдаты погибали на фронте, пропадали без вести. Память о них хранят старые фотографии. Сегодня дети, внуки, правнуки берегут эти пожелтевшие карточки. Они связывают памятью поколения людей. Но не каждый наш современник с уважение относится к подвигам солдат. В. Шестерикова тревожит вопрос:
«Будто, словно взрыва вспышки,
Бередит им дух сейчас.
Кто сегодня из мальчишек
Жизнь за Родину отдаст?»
Отец Владимира Шестерикова был фронтовиком. Война прошла через его семью. В. Шестериков хранит память о войне в своих стихах и с уважением относится к подвигам советских солдат.
Война началась захватом Брестской крепости в 1941 г. и закончилась воздвижением флага над рейстагом в 1945 г. Об этом флаге написано множество стихов. Советский поэт Николай Тихонов спустя двадцать лет после окончания войны в стихотворении «Берлин 9 мая» пишет о великой цели советских солдат, дошедших до Берлина. Они шли сквозь пылающий ад вокруг. Полыхали дома, звучали выстрелы. Благодаря стойкости, отваге, мужеству советской армии победа была в наших руках, и советское знамя, как солнце, засияло над рейхстагом:
«И вдруг над яростью атак,
Последним, исступленным бредом -
Не красный над рейхстагом флаг,
А солнце красное Победы!»
Великая Отечественная война! Она была так давно и так недавно, далеки те страшные дни, но как свежи, как сильны воспоминания о них! Сколько поэтов, сколько писателей обращались в своем творчестве к тому ужасному времени, на скольких жизнях оно оставило свой след? Одним из таких поэтов был Владимир Шестериков. В творчестве Владимира Шестерикова ярко отражены военные события, воспроизведенные под влиянием рассказов его отца-фронтовика:
«И может быть, в багрянцах стяга
Непобедимого, святого,
Что гордо взвился над рейхтагом,
Был предков зов, была отвага
И удаль с озера Чудского».
(«Был мир в цветах и звуках вальса»)
В. Шестериков, как и поэт Н. Тихонов, не мог не упомянуть в стихах победное знамя. Для поэта это символ победы над фашизмом. Н. Тихонов в своем стихотворении пишет о Великой Отечественной Войне. В. Шестериков отражает историю нескольких войн русского народа. Автор считает, что победа в войнах и битвах заложена в наших генах. С древних времен наши предки одерживали победу над противником, символом которой всегда был древний победный стяг.
Анализируя стихи таких поэтов военных лет, как К. Симонова, Н. Тихонова, М. Садовского, можно провести гипертекстуальные линии от их творчества к творчеству В. Шестерикова. Для этих поэтов война не просто событие. Она прошла через судьбу каждого из них и оставила неизгладимый след в душе. Несмотря на то, что поэты-фронтовики К. Симонов, Н. Тихонов, М. Садовский гораздо старше В. Шестерикова, представление у этих поэтов о войне одинаковое. Война для них – страдания, горе, скорбь и смерть. В. Шестериков не был на фронте. Но военные рассказы отца-фронтовика на всю жизнь остались в его памяти. В их доме сохранилась вещь, которая напоминала об отце и его жизни на войне. Солдатская шинель для многих поэтов – символ войны, память об отце. Но были и те, у кого от отца не осталось и шинели: они не вернулись с войны.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ksu2719
Просмотров: 574 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 5:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru