Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Творчество как обязательный компонент формирования компетентного специалиста
[ Скачать с сервера (30.0Kb) · Скриншот ] 2018-02-07, 9:25 PM
Еретнева Е.В.,
КГУ «Гимназия №1акимата г.Шахтинска»
Творчество как обязательный компонент формирования компетентного специалиста
Благодаря мышлению и способности решить проблемы, мы живем в современных домах, разговариваем по сотовому телефону, разогреваем еду в СВЧ-печке. Но чтобы придумать новаторское решение, мало просто мыслить. Необходимо мыслить творчески. Сейчас принято говорить – креативно. Это слово сейчас у всех на слуху. При приеме на работу работодатели заинтересованы и в креативности работника.
Креативность – это творческая деятельность, поиск новых решений и идей. Умение мыслить и смотреть на мир иначе, чем большинство людей. [1,С.101-106].
На бытовом уровне слово креативность – это смекалка. Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы. Творческая личность – это чаще всего человек независимого мышления, который руководствуется интуицией, позитивно относится к миру, отбрасывает стереотипы. В настоящее время творческое мышление ценится высоко. Работодатели вкладывают деньги в обучение работников, развивающих свою креативност. В школах в рамках программы обновленного содержания все чаще встречаются задания именно «на сообразительность».
Среди факторов, влияющих на творческое мышление, можно выделить 4 основных фактора: интеллект, опыт, эмоции, тренинг.
Существуют различные техники творческого мышления. Одной из таких техник является «Мозговая буря».
«Мозговая буря» (brainstorming)- техника группового решения проблем, используемая с целью стимуляции и активизации творческого процесса; участники стараются придумать всевозможные решения данной проблемы и лишь позднее приступают к их оценке и выбирают одно из них [2. С.118].
Основные принципы: - принцип отсроченной оценки – во время мозговой бури всякое оценивание запрещено;
- принцип фантазирования – желательно выдумывание самых неоправданных решений; глупая, на первый взгляд, идея может оказаться гениальной;
- принцип перехода количества в качество – чем больше количество найденных идей, тем больше шансов найти оптимальное решение;
- принцип модификации - необходимо видоизменить существующие идеи;
- принцип суггестии (внушения) – желательно поддаваться внушению решений других при выдумывании своих.
Главный принцип – предлагать, а не обсуждать.
«Крушение» – это еще один способ развития творческого мышления. В «Мозговой буре» придумываются решения, а в технике «Крушения» речь идет о создании как можно большего количества негативных характеристик данного предмета (найти как можно больше недостатков).
Советы по развитию креативности:
Концентрация, вникание в различные роли, проявление эмоций, использование различных техник интеллектуальной работы, желание и отвага экспериментировать, активность, генерирование новых решений, открытость новому, выход за рамки мыслительных схем, устремленность в завтрашний день, в будущее.
Главные идеи в креативности:
- Относитесь к учебе как к развитию и приключению. Пусть учеба будет для вас удовольствием и вызовом одновременно.
- Опирайтесь на собственный опыт, который является связующим звеном в учебе.
- Старайтесь активизировать работу всего мозга.
- Относитесь к критике, как она того заслуживает.
- Записывайте идеи и создавайте рисунки.
- Мыслите нестандартно.
- Когда вам в голову придет новая идея, ищите в ней преимущества.
- Читайте, ищите, открывайте.
- Принимайте во внимание ваши эмоции.
- Не бойтесь.
- Используйте свою интуицию и предчувствие.
Основной принцип творческого мышления – все, что не запрещено, разрешено.
Французский писатель Марк Леви предлагает самый действенный, на его взгляд, метод развития творческого мышления - фрирайтинг.
Фрирайтинг (или вольное писательство) – один из самых ценных навыков, это оперативный способ переносить мысли на бумагу, позволяющий выйти на такой уровень мышления, какого зачастую сложно достичь в течение дня. Эта техника поможет вам понять свой мир, выделять возможности и варианты, выходить из сложных ситуаций, разрабатывать идеи и принимать решения. Она также способствует усовершенствованию писательских навыков – как в плане стиля, так и в плане идей [3. С.5].
Леви дает 6 советов по поиску креативных решений:
1. Не прилагайте сверхусилий.
2. Пишите быстро и непрерывно.
3. Работайте с ограничением по времени.
4. Пишите так, как вы мыслите.
5. Переосмысливайе значение знакомых слов.
6. Дистанцируйтесь от своего интеллекта.
Научно доказано, что творческое мышление можно развивать в любом возрасте до конца своей жизни. Наш мозг способен генерировать оригинальные идеи, и никакие отговорки не могут этого изменить. Важно лишь расширять кругозор и применять различные техники стимулирования мозга.
Литература:
1. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-106.
2. Зимбардо.-1994, с118
3. Mark Andrew Levy. Гениальность на заказ. - 2010.
4. Бриджит Кобб . Управляй своей мечтой. – 2015.
5. Дария Бикбаева. Включите сердце и мозги. – 2017.
6. Майкл Микалко. Рисовый штурм. – 2015
7. Барбара Шер. Мечтать не вредно. - 2016.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Сакен0683 | Теги: специалиста, компетентного, Как, формирования, компонент, обязательный, творчество
Просмотров: 8 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-02-19, 5:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [185]
Педагогика [315]
Математика [839]
Физика [270]
История [367]
Классному руководителю [548]
Русский язык и литература [740]
Физическая культура [229]
Английский язык [439]
Искусство [197]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [388]
Начальная школа [1972]
Мой Казахстан [252]
Технология [140]
Самопознание [183]
Технология труда [63]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [175]
Дошколенок [518]
География [139]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [618]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru