Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок "БСП со значением изъяcнения. Их значение, строение".
[ · Скриншот ] 2018-05-06, 3:10 PM
БСП со значением изъяснения. Их значение, строение, знаки препинания в них
Цель урока: учащиеся будут знать признаки придаточного изъяснительного, уметь находить его в тексте, строить предложения с придаточным изъяснительным и употреблять их в речи.
Задачи:
- изучить теоретический материал через виды деятельности:
-некоторые составят вопросный план
-некоторые составят простой план
-некоторые заполнят концептуальную таблицу
-некоторые построят общую схему строения предложения и расскажут о строении предложения.
-выяснить значение и строение БСП со значением изъяснения.
-научиться находить предложения в тексе, обосновывать выбор
-строить предложения данного типа.
Технические средства обучения: презентация
Интернетресурсы http://fb7.online/b/427862

Ход урока.
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Давайте запишем число, тему: Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточным…..
2. Обратимся к эпиграфу.
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.
Если ты сумеешь правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр.
А. де Сент-Экзюпери
-Есть ли в эпиграфе сложные предложения? Обоснуйте. Укажите границы предложений. Определите тип. Запишите эти два предложения эпиграфа.
-Сегодня будем судить себя, оценивать.
3. Деление на группы (карточки со сложными предложениями разных типов)
-Обсудите, правильность выбранной вами группы и проверьте результат. -Объясните, по какому признаку вы объединились.
Примерный ответ: Предложение сложносочинённое с (соединительным, разделительным, противительным) союзом /сложноподчинённое, т.к. два предложения связаны подчинительным союзом /союзным словом, состоят из неравноправных предложений
Оцените работу группы.(«Большой палец»)
2. Повторение: Прием « Да - Нетка» (словесная оценка)
1. СПП состоит из главного и придаточного предложения.
2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.
3. Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами.
4. Части СПП равноправны.
5. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
6. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.
7.Какой второстепенный член предложения отвечает на эти вопросы: что? чего, чему? чем? о чем?
8. может ли придаточное предложение отвечать: что? чего, чему? Кого? чем? о чем?
- Учитель: на этот вопрос сегодня ответим на уроке.
Цель урока: будете знать признаки придаточного изъяснительного, уметь находить его в тексте, строить предложения с придаточным изъяснительным и употреблять их в речи.

3.Актуализация. Тема урока: СПП с придаточным изъяснительным. (дописать тему в тетрадь)
- Подберите однокоренные слова к слову изъяснить = пояснить, объяснить, ясно.
-Предположите: каково назначение придаточной части? (объяснить то, о чем говорится в первой части)
-Ответьте на вопрос «да - нетки»: может ли придаточное отвечать на вопросы Что? Чего? Чему? - случай найти информацию.
4. Изучение нового. Работа в группах
1 группа - составьте простой план параграфа 12 (стр. 115-117)
Примерный план:
Признаки изъяснительного придаточного.
Наличие указательного слова
2 группа: - составьте вопросный план п 12 (стр.115-117)
-на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные??
- к словам с каким значением в главном относятся ?
-какова роль ПИ?
-Каково значение частицы ЛИ?
-Может ли быть указательное слово в главной или придаточной части?
3 группа: Заполните концептуальную таблицу (стр. 115-117)
- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
- К каким словам главного предложения относится придаточное изъяснительное?
-какие значения имеют слова, которые поясняет придаточное изъяснительное.
Как соединяются с изъясняемым словом?
- Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
-Могут ли быть в главном предложении при изъяснительных словах указательные слова?
-Назовите место придаточного по отношению к главному в СПП с придаточным изъяснительным?
4 группа: постройте общую схему предложения с придаточным изъяснительным:
-Итак, сделаем вывод. Может ли придаточное изъяснительное отвечать на вопросы косвенных падежей?
-Предложите свой алгоритм определения типа изъяснительного предложения. (учащиеся предлагают алгоритм определения типа придаточного)
5.Закрепление. Групповая работа с фрагментами текстами (Очерк. В Булычев «Деревья с собственным именем») (http://fb7.online/b/427862 ).
- Прочитайте текст. Определите стиль текста. Выпишите из текста СПП с придаточным изъяснительным, обоснуйте свой выбор, используя образец рассуждения из упр. 265 (стр.115) .
6. Применение знаний. Конструирование предложений.
Используя текст, допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные.
Я убеждён в том, … (оцените поступок Николая Григорьевича Шахтарина)
Я считаю, что… (ваше отношение к подвигу солдат Великой Отечественной)
Я согласен с тем, что… (на войне устанавливаются жестокие законы)
Могу с уверенностью сказать, что… (люди придут поклониться деревьям - памятникам.
Мне поразила мысль, что … (на войне человек может быть или только мёртвым или только живым)
Я понял, что….(выразите своё отношение к войне)
7. контроль. ТЕСТ.
1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
А) падежные Б) вопросы определения В) падежные и вопросы определения Г) обстоятельства
2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
А) с помощью союзных слов Б) с помощью частицы ли
В) с помощью союзов Г) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

3. Место придаточного по отношению к главному:
А) после главного предложения Б) в середине предложения
В) перед главным Г) любая позиция по отношению к главному

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным
А) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
Б) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
В) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
Г) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
8. Итог урока. Рефлексия. Используя СПП с придаточным изъяснительным, оцените свою работу: что узнал, чему научился.
9.ДЗ. П 12,
А- упр.264
Б- упр. 267
С- Эссе на тему «Придут ли поклониться..?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталия440 | Теги: сложноподчиненное предложение
Просмотров: 16 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-05-23, 0:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [185]
Педагогика [315]
Математика [841]
Физика [270]
История [368]
Классному руководителю [550]
Русский язык и литература [743]
Физическая культура [231]
Английский язык [439]
Искусство [198]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [391]
Начальная школа [1984]
Мой Казахстан [253]
Технология [143]
Самопознание [183]
Технология труда [64]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [175]
Дошколенок [529]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [623]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru