Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Уровневые задания по русскому языку
[ Скачать с сервера (102.5 Kb) ] 2011-04-10, 6:34 PM
Методическое пособие
«Уровневые задания по русскому языку»

Пособие подготовила
Бектина Л.А.,
учитель русского языка и литературы СШ № 47

Рецензент - заведующий кафедры русской и иностранной филологии СГПИ, кандидат филологических наук, доцент Демежанов Т.М.

Семей - 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Индивидуальная работа – одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, если у ребенка будет возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных особенностей детей необходимо вводить уровневое обучение. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
Материал в данном пособии содержит задания по трем уровням дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.
Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Задания этой программы должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе. Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Задания содержат дополнительные сведения и расширяют материал первого уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал. Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Программа содержит развивающие задания, углубляющие материал.
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.
Использование материалов методического пособия направлено на эффективную организацию процесса проверки и оценивания знаний учащихся на основе их возможностей.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Синонимы. Антонимы.
Уровень С
Спишите. Найдите синонимы и антонимы.
1 вариант.
1) Тот, кто пролил горький пот, получает сладкий плод. 2) Не будет сяга щедрым, а мокрое сухим. Не быть герою трусом, хорошему – плохим. 3) Кто вперед смотрит, тот далеко видит.
2 вариант.
1) Трудолюбие и лень, как ночь и день. 2) Если хорошее дело вершим, и малое станет большим. 3) В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не усмотрит.
Уровень В
Подберите к данным словам синонимы и антонимы. С некоторыми из них составьте предложения.
1 вариант.
Дискутировать, истина, грустный.
2 вариант.
Оптимистический, богатство, радоваться.
Уровень А
Составьте текст по заданному началу, используя синонимы и антонимы.
Я бродил по лесу. День был ясный и солнечный.

Многозначное слово.
Уровень С
Выпишите многозначные слова. Объясните значения.
1 вариант.
Нота, наперсток, медведь, белый, свежий , веселиться, идти, золотой, человек, линейка.
2 вариант.
Железный, сертификат, дорога, истина, загореться, черный, кнопка, корень, карандаш, ручка.
Уровень В
Составьте словосочетания, используя данные слова в разных значениях. Составьте предложения, употребляя слова в прямом значении.
1 вариант.
Корень, идти, свежий.
2 вариант.
Дорога, выть, черный.
Уровень А
Придумайте и запишите связный текст, употребляя многозначные слова.

Фразеологизмы
Уровень С
Спишите. Укажите фразеологизмы.
1 вариант.
1) Он начал рассуждать, но всем показалось, что он заблудился в трех соснах.
2) Моя старшая сестра по вечерам висит на телефоне. 3) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
2 вариант.
1) Петя понял, что попал впросак, никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было. 2) Злые языки страшнее пистолета. 3) Хорошо владеть пером – редкий дар.
Уровень В
Подберите к данным словам фразеологизмы – синонимы.
1 вариант.
Быстро, бездельничать, ничего не говорить, мешать чему-либо, убежать, посвятить себя работе.
2 вариант.
Мало, медленно, далеко, попасть в неудобное положение, работать вместе, дружно.
Уровень А
Вспомните фразеологизмы с данными словами и составьте с ними предложения.
1 вариант.
Язык, руки.
2 вариант.
Нос, глаза.

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения.
Уровень С
Спишите, подчеркните основы предложений. Определите тип сказуемого.
1 вариант.
Осень. В лесу тихо журчал ручей. Листья начали падать с деревьев. На одном листике сидела крохотная птичка. Это королек.
2 вариант.
Наступил новый учебный год. Ученики начали собираться в школу. Вот наш класс. Первый урок - русский язык.
Уровень В
Составьте предложения по данным схемам. Подчеркните грамматическую основу.
1 вариант.
1) Какой? Кто? Как? Что делает? (составное глагольное сказуемое).
2) Где? Как? Что сделала?(простое глагольное сказуемое) Какая? Что?
3) Кто? Какова? (составное именное сказуемое).
2 вариант.
1) Когда? Какой? Что? Как? Что сделал? (простое глагольное скзуемое)
2) Кто? С кем? Что делали? (Составное именное сказуемое)Что?
3) Где? Как? (составное именное сказуемое)
Уровень А
Продолжите текст в стиле автора. Озаглавьте и подчеркните грамматическую основу предложений.
По листьям шуршит дождь. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву.

Второстепенные члены предложения.
Уровень С
Спишите разберите предложения по членам предложения.
1 вариант.
Тропинка ведет в лес. Лучи солнца заиграли на зеленых полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах.
2 вариант.
Яркое синее небо. Тишина. Только далеко внизу шумит горный поток. По отвесному склону цепочкой медленно идут альпинисты. Путь лежит через ледник к огромной вершине.
Уровень В
Распространите данные предложения.
1 вариант.
1 –обстоятельством времени; 2 – согласованным определением; 3 – косвенным дополнением.
1) Пожелтели листья. 2) Несутся тучи. 3) Зарядили дожди.
2 вариант.
1 – обстоятельством места; 2 – несогласованным определением; 3 – прямым дополнением.
1) Налетает ветер. 2) Летят листья. 3) Ветер гонит.
Уровень А
Составьте предложения по данным схемам.
1.Подлежащее, сказуемое, согласованное определение, прямое дополнение, обстоятельство места.
2.Согласованное определение, подлежащее, сказуемое, косвенное дополнение.
3.Согласованное определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство места, прямое дополнение.

Односоставное предложение.
Уровень С
Выпишите односоставные предложения. Укажите их вид и способ выражения главного члена.
1 вариант.
1) Давайте, друзья, свернем в тенистую аллею лип. 2) Ночью слона ведет в гости к больной девочке. 3) Какое чудесное утро. 4) Всегда с удовольствием приезжаю в это село. 5) Кругом было тихо, безмолвно. 6) Мягкий диван стоит у стены. 7) Во всем мне хочется дойти до самой сути.
2 вариант.
1) В воздухе медленно кружились редкие снежинки. 2) Под ногами у меня приятно поскрипывало. 3) Буду слушать музыку тихо падающей листвы. 4) А еще друг! 5) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 6) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. 7) В доме стола шумно.
Уровень В
Замените двусоставные предложения односоставными и укажите их тип.
1 вариант.
1) Больной не спал всю ночь. 2) Наступило лето. 3) Туристы развели костер на берегу. 4) Аскар, ты идешь на футбол? 5) Черемуха вкусно пахнет.
2 вариант.
1) Я не хочу спать. 2) Это великолепная пора. 3) Молодежь по вечерам собирается на посиделки. 4) Ты раздеваешься и прыгаешь в воду. 5) В университете началось внедрение рейтинговой системы оценки.
Уровень А
Составьте односоставные предложения по данным схемам и определите их вид.
[Глагол-инфинитив]. 2) [Существительное в И.п.]. 3) [Глагол, 3 лицо, множ.число, будущее время]. 4) [Глагол, прошедшее время, средний род, единств.число]. 5) [Глагол + наречие].6) [Глагол, настоящее время, 2 лицо, единств.число]. 7) [Глагол в повелительном наклонении].
Однородные члены предложения.
Уровень С
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте графические схемы.
1 вариант.
Пришла зима. Лес притих насторожился. Белой скатертью покрылись и поляны и деревья и кусты. Тяжело приходится в зимнем лесу животным зайцам лисицам оленям.
2 вариант.
Пришел суровый февраль. С сильными вьюгами метелями морозами. В эту зимнюю пору особенно тяжело приходится птицам воробьям снегирям синицам. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду и взрослые и дети не должны забывать о пернатых друзьях.
Уровень В
Распространите предложения однородными членами с разными союзами. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте графические схемы.
1 вариант.
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки.
2 вариант.
Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были разные птицы.
Уровень А
Придумайте и запишите 7 предложений с однородными членами:
 с союзом А;
 с союзом НО;
 с одиночным союзом И;
 с одиночным союзом ИЛИ;
 с повторяющимся союзом И;
 без союзов;
 с обобщающим словом.
Составьте схемы полученных предложений.

Обособленные члены предложения.
Уровень С
Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.
1 вариант.
1) А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой. 2) Вот-вот птица расправит крылья и взмоет в небо зорко высматривая добычу. 3) Вдали сквозь редкие деревья показались всадники. 4) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. 5) У животных живущих группами всегда происходит разделение на вожаков и подчиненных. 6) Дубнов и Нехлюдов в шинелях и шляпах вошли в комнату. 7) Дубровский отставной поручик гвардии был соседом Троекурова. 8) Но я никого не встретил кроме белой мокрой собаки.
2 вариант.
1) Все пустое, все обман кроме этого бесконечного неба. 2) Парень этот по прозвищу Дымок был на редкость кучеряв. 3) Птицы немного больше шмеля летали над реями корабля. 4) Оживленный и бодрый вошел Абай к Майбасару. 5) Листья кленов похожие на лапы резко выделялись на желтом песке аллей. 6) Хану Абулхаиру согласно документам была от царицы выдана грамота. 7) Жаворонки взвившись над землею заливались звонкими трелями. 8) Меня привезли в крепость уцелевшую посреди сгоревшего города.
Уровень В
Составьте и запишите три предложения, осложнив данное предложение: 1 – обособленным определением, 2 – обособленным обстоятельством, 3 – обособленным уточняющим членом предложения, 4 – обособленным приложением.
1 вариант.
К рассвету погасла лампа.
2 вариант.
На площади прогуливались ребята.
Уровень А
Придумайте и запишите 5 предложений с разными типами обособленных членов. Укажите условия обособления.

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненное предложение.
Уровень С
Спишите, расставив знаки препинания. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение.
1 вариант.
1) Река круто поворачивает на восток и ты сразу ощущаешь дыхание пустыни. 2) Сад был густой и ветвистый но листья уже опали. 3) В саду хрустнула ветка а в роще снова загукала выпь. 4) Не то вдалеке был пожар не то это закат пламенел. 5) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой блеснет волна.
2 вариант.
1) искры полетели огненной метелью и избы загорелись. 2) Ветер гудел а волны с шумом бились о берег. 3) Небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. 5) Голова ли слишком разгорелась от мороза или затопили непомерно печь?
Уровень В
Составьте и запишите сложные предложения по заданному началу, используя разные виды сочинительных союзов. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение.
1 вариант.
1) Страшно выли провода на столбах… 2) Идет снег…
2 вариант
1) Прошло жаркое лето… 2) Я тебя не понимаю…
Уровень А
Составьте и запишите предложения по данным схемам. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение.
1 вариант.
1) [ – = ], и [ = ]. 2) [ = ], но [ – = ]. 3) [ – = ], или [ – = ]. 4) То[ – = ], то[ – = ]. 5) [ – = ], да [ = – ].
2 вариант.
1) [ = ], и [ – = ]. 2) [– = ], а [ – = ]. 3) [ – = ], [ – тоже = ]. 4) Не то[ – = ], не то[ – = ]. 5) [ – = ], однако [ = ].

Сложноподчиненное предложение.
Уровень С
Спишите, расставив знаки препинания. Выделите грамматическую основу. Определите вид придаточных предложений.
1 вариант.
1)Смола эта называется «живица» потому что она рану на стволе дерева заживляет. 2) Ему стало ясно что все его поведение было ошибочным. 3) Ум – одежда которая никогда не износится. 4) Саша очень радовался когда получил грант на обучение в частном колледже. 5) Чтобы понять людей нужно любить их. 6) Когда торопишься дорога всегда кажется длиннее. 7) Музыка так захватила его что он забыл обо всем на свете.
2 вариант.
1) Молодой певец пел так как никто еще не пел. 2) Потом я стал спрашивать о том месте где мы находимся. 3) Я сказал куда надо ехать. 4) Надо всегда поступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. 5) Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. 6) Там где ранее было устье реки тропа взбирается на гору. 7) Яков никогда не бывал в хорошем настроении так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки.
Уровень В
Составьте предложения по данным схемам. Определите вид придаточного предложения.
1 вариант.
1) [ ], (который…). 2) (Что…), [ ]. 3) […, (где..),…]. 4) [ ], (так как…). 5) (Чтобы…), [ ].
2 вариант.
1) [ ], (где…). 2) (Когда…), [ ]. 3) […, (что..),…]. 4) [ ], (где…). 5) (Пока…), [ ].
Уровень А
Придумайте и запишите по три предложения с союзами или союзными словами: 1 – придаточное определительное; 2 – придаточное обстоятельственное; 3 – придаточное изъяснительное.
1 вариант.
ЧТОБЫ, ГДЕ.
2 вариант.
КОГДА, ЧТО.

Прямая речь.
Уровень С
Спишите, расставляя знаки препинания.
1 вариант.
1) Стой грянул голос громовой. 2) Поверь старуха продолжала Людмилу мудрено сыскать. 3) Не ходи сегодня никуда сказала мама. 4) Я ей ответил Не могу, есть у меня дела.
2 вариант.
1) Честь выше смерти заключил Кунанбай. 2) Шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 3) Какой чудесный голос заметил он и с каким чувством она поет. 4) А если пойдет дождь с тревогой подумал Маратик.
Уровень В
Составьте предложения по данным схемам.
1 вариант.
1) «П», - а. 2) А: «П!» 3) «П! – а. – П?» 4) «П?» - а.
2 вариант.
1) «П!» – а. 2) А: «П?» 3) «П, - а, - п?» 4) «П, - а. – П.»
Уровень А
Составьте текст на любую тему, чтобы в нем было 4-5 предложений с прямой речью.

Диалог
Уровень С
Спишите, расставляя знаки препинания.
1 вариант.
Давай покатаемся, а? Увидят - заругают. Не увидят, мы быстро. Ну, давай.
2 вариант.
Ты здесь когда-нибудь был? Нет. И я не был. Может зайдем? Погреемся.
Уровень В
Составьте и допишите диалог.
1 вариант.
- …
- Ну, вот еще!
- …
- Не буду.
- …
- А где моя доля?
- …
2 вариант.
- Где ты, брат Иван?
- …
- Что ты делаешь?
- …
- Помоги мне.
- …
Уровень А
Составьте и запишите диалог на любую тему (не менее 8 реплик)

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Лилюша | Теги: Русский язык, дидактический материал
Просмотров: 6436 | Загрузок: 1232 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 4.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 11:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru