Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
2019-04-01, 2:32 PM
Байбусова Гульшат Альжановна
КГКП «Колледж транспорта», г.Семей

Поиск новых путей активизации познавательной деятельности учащихся является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только студентов, но и педагогов.
Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Критическое мышление исследуется в двух аспектах: развитие критического мышления у учащихся развитие критического мышления у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезу информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.
Сегодня я вам покажу несколько приемов, которые можно применять не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.
Верные и неверные утверждения
Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например, при изучении темы «Подлежащее. Способы выражения, подлежащего» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте «+», если не согласны «-».
1.Подлежащее- главный член предложения, отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
2. Подлежащее выражается только существительными и местоимениями в именительном падеже.
3. Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4 Подлежащее — главный член предложения, отвечает на вопросы: каков? какова? каково?
Проверка: Да (+) - 1, 3; Нет (-)- 2,4
Приём «Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.
Кластер
Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая напоминает солнечную систему. В центре находится «звезда» - это тема занятия (Например, Синтаксис), вокруг нее – «планеты», смысловые единицы (Например, Словосочетание и Предложение). У каждой «планеты» могут быть свои «спутники»(Например, у «планеты» Словосочетание – Главное слово и Зависимое слово, Тип и Вид).
Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, этот приём может быть применён на стадии вызова и осмысления.
Лови ошибку
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными, которые достаточно легко выявляются, исходя из личного опыта и знаний учащихся, и скрытыми, которые можно установить, только изучив новый материал. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Например, изучая тему «Сложное предложение», учащимся предлагается прочитать текст и исправить ошибки:
В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.
Приём «Лови ошибку» актуализирует имеющие у учащихся знания по изученной теме и развивает критический подход к получаемой информации.
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит учащихся рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.
Р – Роль (экскурсовод, директор, актер, учитель, представители различных профессий) А – Аудитория (туристы, одногруппники, друг, подруга и др.) Ф – монолог, эссе, письмо, доклад, выступление, объяснительная записка и т.п. Т – тема.
Основной задачей для учащихся будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Трудность заключается в том, что персонаж, который выбран учащимся, должен учитывать аудиторию, к которой он обращается. Студент должен начать с темы, которую может дать учитель, затем роль. Студент не просто выбирает роль, а должен постараться перевоплотиться, почувствовать характер, стиль речи персонажа. Затем он должен подумать, какую выбрать аудиторию (адресат) и в каком жанре (форме) обратиться к ней. Речь у каждого лица особенная и имеет свою лексику и синтаксические конструкции.
Прием РАФТ можно организовать в парах, в группах и для индивидуальной работы. Этот прием можно использовать на всех стадиях.
Например, Роль – Неродившийся ребенок. Аудитория-современная молодежь. Форма – письмо.Тема – Великая Отечественная война.
Чтобы снять проблему конспектирования, можно использовать прием «Чтение с пометками INSERT». Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу.
V – знал раньше
+ – новое
- противоречит тому, что я думал
? – непонятно
! – интересно
Этот прием я часто использую на уроках литературы при изучении жизни и творчества какого-либо писателя или поэта.
Прием «Сводная таблица» Данная таблица может использоваться для написания сравнительной характеристики героев как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Например, данный прием можно использовать при изучении произведения А.М.Горького «старуха Изергиль».

Герой Линия сравнения Герой
Портрет
Отличительная черта характера
Поведение, поступки
Отношение к окружающим
Отношение к жизни
Отношение писателя к героям.
Вывод
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить ответ в рамках урока, так как является уже готовой памяткой.
Прием «Логическая цепочка» помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность. Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Можно предложить студентам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.
Биография Л.Н.Толстого: Казань — Москва – Военная служба – Европа- Ясная поляна и т.д.
После составления цепочки важно, чтобы студенты могли «расшифровать» каждое звено.
Следующие методы и приемы я применяю на стадии рефлексии: «Синквейн», «Письмо к учителю».
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
1. Родина.
Сильная, любимая
Защищает,охраняет.
Одна у человека мать – одна у него и Родина.
Отечество.
2. Фразеологизмы
Устойчивые, неделимые
Называют, изображают, не изменяются
Образные выражения
Оборот
«Письмо к учителю». Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (родителям, литературному герою и т п). Например, после изучения романа Ф. М. Достоевского студенты пишут письмо главному герою произведения Р. Раскольникову.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учащихся, работающих с использованием новых технологии.

Список использованной литературы
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб. -метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Адя
Просмотров: 121 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2020-05-28, 4:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [863]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru