Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Обобщенно-личные предложения 8 класс
[ Скачать с сервера (8.7 Kb) ] 2011-12-06, 8:25 PM
Обобщенно-личные предложения
Цели:
1. Ознакомление учащихся с признаками обобщенно-личных предложений, частотой употребления их в речи;
2. Формирование умения различать обобщенно-личные предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения сказуемого;
3. Развитие синтаксического слуха, внимания, логического мышления.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
І. Организационный момент.
Психологический тренинг «Стань солнцем». (Слайд №1)
ІІ. Повторение пройденного материала.
1. Лингвистические загадки «Кто Я?». (Слайд №2)
Микроцель: определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемое.
А) Мое хобби – собирать сказуемые. Выбрав значение, долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. “Молчать!”– говорю. Или: “Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Э-эх, не найти мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизни счастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение! ”
Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. Но я из этого даже пользу не извлекло: не можешь вставить подлежащее – радуйся! Значит перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами!
В) Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
С) Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают.

ІІІ. Изучение нового материала.
1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд 3)
Микроцель: синтаксический разбор предложения.
Стань солнцем, солнышком, солнечным лучиком.
2. Беседа.
• Кто действующее лицо в этом предложении?
• Чем выражается сказуемое?
3. Слово учителя.
В русском языке существуют еще один вид односоставных предложений, не изученных нами. Сегодня мы познакомимся с ними, это обобщённо-личными предложениями. Мы должны научиться выделять их среди других односоставных предложений, не путать их с определённо-личными, неопределённо-личными, безличными. Эта группа предложений заставляет задуматься о том, что хорошо, а что плохо. Такие предложения обычно встречаются в таких жанрах устного народного творчества, как пословицы и поговорки. Но нельзя не сказать и о том, что и писатели используют в своих произведениях обобщенно-личные предложения, потому что их труды предоставлены широкому кругу читателей. Например, у русского поэта А.С.Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», у французского писателя В.Гюго: «Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы». Многие из них стали крылатыми выражениями, потому что в этих сгустках мысли отражена вся многогранная жизнь народа: радость и печаль, мудрость и опыт, победа и поражение. Обобщенно-личные предложения относятся к каждому из нас, потому что в этих них действовать может каждый из нас.
Слово обобщенно-личному предложению: (Слайд №4)
«Я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины. Правда, из-за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием».
4. Актуализация темы, целей урока. (Слайд №5)
5. Знакомство с эпиграфом. (Слайд №6)
Что за роскошь, что за смысл…
А.С.Пушкин
6. Защита проектов по группам.
7. Синтаксическая пятиминутка.
Микроцель: 1. по предложенным картинкам составить обобщенно-личные предложения;
2. определить ГО предложений и способы выражения сказуемого.
А) Кашу маслом не испортишь.
Б) Куй железо, пока горячо.
В) В лес дрова не возят.
8.Работа над опорным конспектом.
Обобщенно-личные предложения
1.главный член – сказуемое
2. действие производит любое лицо
3.сказуемое выражено

2л. ед.ч. 2. ед./мн.ч повел.накл. 3 л.мн.ч. наст./буд.вр.

IV. Закрепление нового материала.
1. Игра «Эрудит».
Микроцель: к рисункам подобрать подходящие по смыслу пословицы, определить способы выражения сказуемого.
• Цыплят по осени считают.
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда./ Не поймай карася, поймай щуку.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Любишь кататься – люби и саночки возить.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
• Хочешь есть калачи – не лежи на печи./ На чужой каравай рот не разевай./ Лежа хлеб не добудешь.
• Спи камешком – вставай перышком.

2. Лингвистическая разминка.

Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»?
Если «Да», то какое; если «Нет», то почему?
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: 1) определить способы выражения сказуемого в обобщенно- личных предложениях;
2) нарисовать/подобрать рисунки к пословицам для викторины.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: улыбка6013
Просмотров: 12581 | Загрузок: 1555 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.3/10
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru