Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.
[ Скачать с сервера (89.0Kb) ] 2012-03-15, 4:36 PM
ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Урок русского языка в 9 классе

Мухамбеткалиева Г.С., СОШ им.М.Ауэзова
Акжаикского района Западно-Казахстанской области

Тип урока: объяснение нового материала(урок№1)

Цели урока:
1. Образовательные: дать понятие прямой речи,знать определение прямой речи, уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять предложения и схемы данных предложений,уметь расставлять знаки препинания.
2. Развивающие:развивать творческое мышление,активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
3. Воспитательные:способствовать воспитанию личностных качеств,творческой активности.
Оборудование: интерактивная доска,карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов

Методы обучения: наглядный,практический,словесный

Ход урока:

І. Организационный момент
Объявление темы урока, целей и задач урока.

Психотренинг: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

ІІ. Объяснение новой темы
Говорящий или пишущий может вставить в текст,созданный им самим ,чужой текст.Такой чужой текст принято называть чужой речью. Чужая речь – это как бы текст в тексте, речь в речи.
Чужая речь может быть представлена как прямая или косвенная речь. Прямая или косвенная речь – основные способы передачи чужой речи.
Прямая речь – это чужая речь,переданная дословно, без изменений.
Предложение с прямой речью состоит из:
↓ ↓
СЛОВ АВТОРА ПРЯМОЙ РЕЧИ
Например:
1.Классный руководитель сказал: « Завтра состоится родительское собрание.»
↓ ↓
слова автора прямая речь
2.« Завтра состоится родительское собрание,» - сказал классный руководитель
↓ ↓
прямая речь слова автора
3.« Завтра состоится родительское собрание,- сказал классный руководитель,- явка родителей обязательна»

↓ ↓ ↓
прямая речь слова автора прямая речь
ІІІ. Словарная работа: словарик терминов
a) Прямая речь
b) Слова автора
c) Кавычки,тире,двоеточие
d) Косвенная речь

Схемы предложений:
1. А: «П». А: «П?» А: «П!».
2. «П,» - а. «П?» - а. «П!» - а.
3. «П, - а, -п». «П? – а. - П». «П! – а. -П».

ІV. Тренировочная работа. (Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения,составляет схемы предложений.)
1. «Пока у меня стучит сердце, - сказал Павка, - меня не оторвать от партии.» «П, -а,-п»
2. «Я хотел бы быть партизаном!» -сказал Олег товарищам. «П!»-а.
3. Жухрай, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и важного дела». А: «П».

V. Работа по учебнику
Упр.310 Найдите в тексте прямую речь и слова автора. Скажите, как по отношению к словам автора расположена прямая речь.

Порядок разбора предложения с прямой речью:
1. Выдели прямую речь и слова автора
2. Определи место прямой речи по отношению к словам автора.
3. Составь схему предложения с прямой речью.
4. Объясни знаки препинания.
5. Разбери предложения, составляющие прямую речь и слова автора.

VІ. Творческая работа
Прочитайте выразительно текст.Укажите предложения с прямой речью.

...Мать спросила: «Куда ты, Филипок, собрался?» - «В школу»,- ответил Филипок. «Ты еще мал, не ходи», - сказала мать и оставила сына дома.

VІІ. Самостоятельная работа
Работа по карточкам:
1. Сделайте полный разбор предложений с прямой речью по схеме.
a) Отец попросил сына: «Принеси мне газету».
b) «Я сегодня иду в театр», сказал он родителям.
VІІІ. Подведение итогов.

1) Что нового узнали на уроке?
2) Что такое прямая речь?
3) Как прямая речь выделяется на письме?
4) Как можно определить место прямой речи по отношению к словам автора?
ІХ. Домашнее задание:

Выписать из текста 2 предложения с прямой речью.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Урок русского языка в 9 классе

Мухамбеткалиева Г.С., СОШ им.М.Ауэзова
Акжаикского района Западно-Казахстанской области

Тип урока: закрепление нового материала(урок№2).

Цели урока:
1. Образовательные: усвоение понятия о прямой речи,употребления знаков препинания при прямой речи.
2. Развивающие:развитие творческих способностей учащихся.
3. Воспитательные: воспитание самостоятельности, чувства ответственности.

Оборудование: интерактивная доска,карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов

Методы обучения: наглядный,практический,словесный

Ход урока:

І. Организационный момент.
Сегодня ,ребята, у нас урок проявления самостоятельности и творчества. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит сердце благород-ными чувствами.
Первый этап урока называется «Знание». На этом этапе уроке осуществляется все виды познавательной деятельности: запоминание, воспроизведение в памяти, усвоение значения новых слов. Второй и третий этапы урока развивают готовность и способность учащихся оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности.

ІІ. Актуализация знаний: игра «Крестики -нолики». Предлагаю вспомнить все,что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Вопросы:
1. Прямая речь – это чужая речь.
2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.
3. Прямая речь пишется с маленькой буквы.
4. Прямая речь выделяется кавычками.
5. Прямую речь можно заменить косвенной речью.
6. Прямая речь сопровождается словами автора.
7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.
8. Прямая речь пишется с большой буквы.
9. Способы передачи чужой речи:прямая и косвенная.
10. Речь, переданная дословно, без изменений – это прямая речь.

Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
х о о х х х о х х х

ІІІ. Выполнение заданий.
Выполнение разноуровневых заданий:

І уровень –ученический: Дополните правило:
Прямая речь – это ..................... . Предложение с прямой речью состоит из ............. и ................. . Прямая речь выделяется в ....................... и пишется с ........................буквы.
В предложении с прямой речью ставятся такие знаки препинания: ................ , двоеточие, запятая.

ІІ уровень-алгоритмический:
Составьте схемы данных предложений:
a) «Плохо, -сказал я, -ветер начинает дуть с юга».
b) «Кто вы такие?» - в страхе спросила Женя.
c) Юноша громко ответил: « Я- Тимур».
ІІІ уровень-эвристический:
Закончите предложения, используя с прямую речь:
a) Преподаватель математики нам сообщил: ...
b) Староста объявил: ...
c) .... – спросил мой друг.
VІ уровень-творческий:
Сделайте полный разбор предложения с прямой речью.
« Я пойду в школу»,- сказала Сауле.

IV. Цифровой диктант.
Задание: распредели в три колонки номера предложений.
1) «Завтра будет славная погода!» - сказал я.
2) «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я у штабс-капитана.
3) Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
4) «Нехорошо, - подумал я. – Верно, чёрная кошка между ними проскочила».
5) Раздался чей-то голос: «К вам можно?»
6) «Диктант закончен!- сказала Татьяна Евгеньевна . - Проверьте, что вы
написали и сдайте тетрадки ».
(Проверка по опорной карточке)
Прямая речь стоит перед словами автора. Прямая речь стоит после слов автора. Слова автора разрывают прямую речь.
1,2 3,5 4,6

V. Индивидуальная работа по карточкам.
1.Карточка №1: Сколько знаков препинания пропущено в предложении:
«О бесценный Жануар умер твой хозяин осиротел ты несчастный!» обратился Байдалы к рыжему коню.
а/5 в/3 с/6 д/4 е/7
2.Карточка №2:Найдите схему, соответствующую предложению:
Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
а/А: «П?» в/»П,-а.-П?» с/А: «П!» д/ «П!-а.-П»
е/ «П?»- а.
3.Карточка №3: Найдите верное утверждение:
а/чужая речь передается только при помощи косвенной речи;
в/прямая речь не может передавать чьи-либо слова дословно;
с/прямая речь дословно передает чужую речь;
д/косвенная речь воспроизводит чужое высказывание дословно;
е/чужая речь передается только при помощи прямой речи.
VІ. Работа в парах. Перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. Запишите, расставьте знаки препинания.

1. «Пожар! Пожар!»
2. Спросил я ямщика с нетерпением.
3. «Стой, братцы, стой» 1.Раздался внизу отчаянный крик.
2.«Что же ты не едешь?»
3.Кричит Мартышка.

VII. Выполнение тестовых заданий.

VIII. Подведение итогов.
1.Что такое прямая речь?
2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора?
Перед словами автора? Приведите примеры.

ІХ. Домашнее задание.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Megaberish
Просмотров: 7195 | Загрузок: 872 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2014-07-31, 1:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [101]
Педагогика [170]
Математика [557]
Физика [172]
История [216]
Классному руководителю [349]
Русский язык и литература [459]
Физическая культура [134]
Английский язык [256]
Искусство [105]
Родительский совет [8]
Биология [236]
Информатика [240]
Начальная школа [1247]
Мой Казахстан [200]
Технология [87]
Самопознание [96]
Технология труда [34]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [22]
Профессиональное образование [59]
Дошколенок [208]
География [61]
Школьная библиотека [19]
Казахский язык и литература [202]

Статистика


Онлайн всего: 45
Гостей: 44
Пользователей: 1
nika74

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru