Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Моральное становление личности» в рассказе « Ангелочек» Л.Андреева.
[ Скачать с сервера (13.9 Kb) · Скачать удаленно (2,16 м) ] 2012-03-18, 1:29 PM
Урок- мастерская в 6-м классе по теме: «Моральное становление личности» в рассказе « Ангелочек» Л.Андреева.
Цели
1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;
2. сформировать представление о моральном становлении личности из бедной среды;
3. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
4. формировать умение творчески мыслить составлять связный рассказ.
5. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, записи пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.
Оформление доски: эпиграф
Мне повстречался дьяволёнок ,
Худой и щуплый, как комар.
Он телом был совсем ребёнок,
Лицом же дик: остёр и стар.
З.Н. Гиппиус.
Ход урока:
Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”).
1.Этап – ИНДУКЦИЯ – создание эмоционального, интеллектуального настроя.
Диалог с классом.
- С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?
- Какое у вас настроение перед праздником?
- Какие ассоциации вызывает у вас звучащая музыка И.П. Чайковского?
Слово мастера:
Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Переходим ко второму этапу – САМОКОНСТРУКЦИИ (индивидуальной работе по заданной проблеме).
Ребята, дома вы прочитали рождественский рассказ Леонида Андреева «Ангелочек».

Какие ассоциации связаны у вас со словом «ангел»? (неземной, чистый, белый, возвышенный, добрый, светлый с большими белыми крыльями)
Учитель с опорой на издание “Мифология. Большой энциклопедический словарь” под ред. Е.М. Мелетинского поясняет: ангелы – это человекоподобные крылатые создания, которые отождествляются с божественной волей, это символ посредничества между Горним и дольним, Богом и человеком, материальным и духовным уровнями. В христианском вероучении ангелам отведены роли вестников, воителей, охранников или защитников, их назначение – служить Богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. В толковом словаре В.И. Даля слово “ангел” представлено как многозначное: ангел света (благой, добрый) и ангел тьмы (злой дух).

Я бы хотела обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока. (Учитель зачитывает эпиграф)
Казалось бы, мы должны говорить об ангелах, ведь так звучит название рассказа.
Как вы думаете, почему я подобрала именно этот эпиграф?
(Главный герой Сашка, ассоциируется с образом дьяволенка дикого, грубого, необузданного.)
-Какие эмоции, чувства, у вас возникли после прочтения рассказа?
(Ученики говорят о чувстве жалости, неприязни к главному герою, отмечают моменты, вызвавшие их.)
- Какие цвета ассоциируются у вас с этим рассказом?
(Преобладание чёрного, серо-грязного, а также красного, зелёного . Ученики отмечают , что цветовая палитра меняется в зависимости от пространства, куда попадает мальчик. Серо-грязное пространство дома, светлые и зелёные тона появляются в описании комнаты с рождественской елью.)
-Какие запахи, по вашему мнению, присутствуют в рассказе?
( Запах пота и водки, затхлого дома сменяется свежим морозцем улицы, запахом рождественской ели.)
- Как вы считаете, какие звуки могут присутствовать в этом произведении?
(Звуки заунывной, жалостливой лирической музыки, подчёркивающие душевную трагедию мальчика, сменяющиеся звенящей тишиной ).
2 Этап – СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (групповая работа по решению определенной проблемы).
А теперь нам предстоит работа в группах.
Под музыку учащиеся берут сигнальные карточки (разных цветов) и распределяются по 3 группам.
Рассказ разделён на три части, каждая группа должна заполнить предложенную ей графу в таблице.
Мы сначала только предполагали с вами, какие звуки, запахи и цвета должны быть в рассказе, а сейчас вы должны найти в тексте авторское описание мира Сашки.
(1 группа – 1 часть рассказа (Дом), 2- 2 часть (У Свечниковых), 3- 3 часть( Дома с Ангелочком).
(Таблица прилагается в архиве.)
Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление членов каждой группы и мастера с вариантами обсужденных решений.
Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир главного героя. Погрузимся в его жизнь и попытаемся понять его. И ответить на главный вопрос: Является он жертвой или обычным бездушным эгоистом? (Ангелочком или дьяволенком?)
1 группа
Запах водки , пение громких песен пьяными людьми создают отсутствие домашнего уюта. Холод и мрачность дома противопоставлены пространству улицы, которая даёт свободу герою. Он стремится вырваться из дома на улицу и возвращается лишь , когда темнеет и зажигаются фонари.
2 группа
Попадая в господский дом, Сашка, казалось бы ,должен быть счастлив, ведь там он может взять для отца табак, получить подарки. Но ярко освещённая зала со светящейся ёлкой, крикливый, наглый блеск бесчисленных свечей словно высвечивает недостатки Сашки, вызывая у него чувство враждебности, агрессии. Он ощущает себя комфортно только в тёмном углу, в одиночестве.
3. Учащиеся сравнивают описание дома в первой части и отмечают, что на смену громким песням и брани матери, наступает благодатная ночная тишина, в которой буквально останавливается время. О его существовании указывает только смена часов , бормотание матери и стук во дворе. Запах водки сменяет чад керосиновой лампы и талого воска, неизменным остаётся слабое освещение , которое ослаблено закопченным мутным стеклом и всю эту серость затмевают нежные цвета ангела, его розовые ножки и ручки, прозрачные крылышки. Неслучайно Сашка не хочет оставлять его на земле, где не место такому существу, а подвешивает его на фоне белого кафеля Таким образом , буквально стирается граница нижнего земного мира и герои в душе устремляются в мир вечности. Символично и описание появления Ангелочка: «Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа и внёс луч света в сырую , пропитанную чадом комнату и в чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь.»
Слово мастера:
В каждом пространственном локусе характер Сашки раскрывается по-новому, позволяя лучше понять мотивы его поступков, заглянуть в его израненную душу.
Этап АФИШИРОВАНИЕ (вернисаж) – представление готовой таблицы.
В результате совместной деятельности всех членов группы была подготовлена таблица, воссоздающая пространственную модель рассказа.
Сценка
Давайте посмотрим сценку « Сашка на господской ёлке» Приложение №1

Почему автор подчёркивает сходство Сашки и ангелочка? ( Существует поверье о том, что ангелы – попавшие в рай детские души. Это поверье нашло художественное воплощение в сказке Г.Х. Андерсена “Ангел”.)

Этап - РЕФЛЕКСИЯ

А теперь попытаемся ответить на главный вопрос: Является ли Сашка жертвой или обычным бездушным эгоистом?
- Давайте вернёмся к эпиграфу урока и соотнесём его с образом героя рассказа. Найдите в тексте описание Сашки (плохой мальчик, злой мальчик, испорченный мальчик)
-Кто он в ваших глазах злодей или жертва? Дьяволенок или ангелочек?
(Учащиеся отвечают, что побывали на месте героя, сумели понять его. И пришли к выводу, что он жертва обстоятельств, которые и сделали из него эгоиста, озлобленного на судьбу волчонка.)

Автор в этом рассказе оставляет открытый финал. Мы не знаем, что будет с Сашкой после того, как ангелочек растаял. Но мы можем предположить.

Вам предоставляется возможность выступить в роли писателя и дома закончить рассказ.
Учитель предлагает вариант развития судьбы героя, цитируя произведение Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Приложение №2

Приложение №1
Сценка.(Участвуют 3-ое учеников, автор, Сашка и Марья Дмитриевна)
Сашка был угрюм и печален,— что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти.
Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь.
Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый... милый ангелочек!
И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка.
— Милый... милый!— шептал Сашка.
Голова Сашкина горела. Он заложил руки за спину и в полной готовности к смертельному бою за ангелочка прохаживался осторожными и крадущимися шагами; он не смотрел на ангелочка, чтобы не привлечь на него внимания других, но чувствовал, что он еще здесь, не улетел. В дверях показалась хозяйка — важная высокая дама с светлым ореолом седых, высоко зачесанных волос. Сашка подошёл к ней. Горло его перехватывало.
— Тетя, а тетя,— сказал он, стараясь говорить ласково, но выходило еще более грубо, чем всегда.— Те... Тетечка.
Она не слыхала, и Сашка нетерпеливо дернул ее за платье.
— Чего тебе? Зачем ты дергаешь меня за платье?— удивилась седая дама.— Это невежливо.
— Те... тетечка. Дай мне одну штуку с елки,— ангелочка.
— Нельзя,— равнодушно ответила хозяйка.— Елку будем на Новый год разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марьей Дмитриевной.
Сашка чувствовал, что он падает в пропасть, и ухватился за последнее средство.
— Я раскаиваюсь. Я буду учиться,— отрывисто говорил он.
— И хорошо сделаешь, мой друг,— ответила она так же равнодушно.
Сашка грубо сказал:
— Дай ангелочка.
— Да нельзя же!— говорила хозяйка.— Как ты этого не понимаешь?
Но Сашка не понимал, и, когда дама повернулась к выходу. Сашка дернул тетку за платье и, когда она обернулась, упал со стуком на колени и сложил руки вышеупомянутым способом. Но заплакать не мог.
— Да ты с ума сошел!— воскликнула седая дама и оглянулась: по счастью, в кабинете никого не было.— Что с тобой?
Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:
— Дай ангелочка!
Глаза Сашкины, впившиеся в седую даму и ловившие на ее губах первое слово, которое они произнесут, были очень нехороши, и хозяйка поспешила ответить:
— Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты просишь, но почему ты не хочешь подождать до Нового года? Да вставай же! И никогда,— поучительно добавила седая дама,— не становись на колени: это унижает человека. На колени можно становиться только перед Богом.
«Толкуй там»,— думал Сашка, стараясь опередить тетку и наступая ей на платье.
Когда она сняла игрушку, Сашка впился в нее глазами, болезненно сморщил нос и растопырил пальцы. Ему казалось, что высокая дама сломает ангелочка.
— Красивая вещь,— сказала дама, которой стало жаль изящной и, по-видимому, дорогой игрушки.— Кто это повесил ее сюда? Ну, послушай, зачем эта игрушка тебе? Ведь ты такой большой, что будешь ты с нею делать?.. Вон там книги есть, с рисунками. А это я обещала Коле отдать, он так просил,— солгала она.
Терзания Сашки становились невыносимыми. Он судорожно стиснул зубы и, показалось, даже скрипнул ими. Седая дама больше всего боялась сцен и потому медленно протянула к Сашке ангелочка.
— Ну, на уж, на,— с неудовольствием сказала она.— Какой настойчивый!
— А-ах!— вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости.
— А-ах!— пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка,— и радостно улыбнулась седая, важная дамаИ в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.
Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.
— Я домой пойду,— глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе.— К отцу.

Приложение №2
«Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, -- значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой"; это технический термин, значит -- просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, -- стало быть, лишь начинал профессию. я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают "с ручкой" хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, "забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером". Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,
...и в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал...
Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками Под конец переносят все -- голод, холод, побои, -- только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог…»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: olka2238
Просмотров: 4115 | Загрузок: 698 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 3:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru