Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Карпова Р.Х., учитель русского языка и литературы ССШ № 25 г.Актобе
[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] 2012-03-30, 2:00 PM
Тема: В поисках счастливого человека по сказке О. Уайльда «Счастливый принц»
Урок с использованием презентации.


Тип урока. Комбинированный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения творческой работы.
Цели урока:
углубить представление у учащихся о понятии « жанр сказки, авторская сказка», способствовать формированию умения видеть идейно- художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения;
воспитывать у учащихся нравственные качества личности: чувства сострадания, милосердия, гуманности;
способствовать развитию умений эвристической познавательной , творческой деятельности; умений выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; работать над обогащением словарного запаса учащихся.
Методы и приемы
обучения.
Объяснительно - иллюстративный метод , метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);
Формы организации деятельности учащихся - эвристический метод
фронтальная форма (обращение к классу); индивидуальная (сообщения учащихся); групповая (творческая группа с инсценированием).
Виды деятельности учащихся
наблюдение, беседа, письменная фиксация фактов, сведений, творческое чтение, инсценирование, анализ эпизодов, творческая работа, словарная работа).
Продукт урока – составленные вопросы по иллюстрации, составление формулы счастья, изготовление поделки.

ХОД УРОКА.
Когда человек протягивает руку, чтобы
помочь другому , он прикасается к лику
божества.
Уолт Уитмен

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий

1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы откроем мир литературной сказки.
Есть разные сказки – страшные и забавные, волшебные и бытовые, грустные и веселые. А есть – философские сказки, сказки-притчи английского писателя Оскара Уайльда.
Вспомним: притча – жанр не только поучающий , но и разоблачающий. Разоблачая и учась на поступках героев , поговорим на тему: « В поисках счастливого человека» по сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц». Пусть этот урок принесет вам радость открытий, радость познания мира.
2..Этап мотивации.
Взгляните на эпиграфы к нашему уроку.
- Какую главную задачу урока определяют они? ( Подлинная жизнь красива и неотделима от великодушия, добра и самопожертвования).
Свои сказки Уайльд наполнил христианскими идеями, на них строятся все сюжеты. И в сказке «Счастливый принц» звучит идея сострадания и милосердия. (Главный герой — памятник Принцу — раздает больным и бедным людям драгоценные камни и позолоту, которыми он украшен. )
Работать будем в группах. ответственный в праве рекомендовать, кто будет отвечать на вопросы домашнего задания.
3. Этап анализа читательского восприятия.
-- Какое впечатление произвела на вас сказка? Выразите одним словом ( представитель от группы)- абстрактным существительным - свои чувства после прочтения. ( добро, любовь, сострадание, самоотверженность , свет, боль, смысл жизни, счастье …)
4. Этап изучения произведения
Сказки Уайльда серьезные, местами вовсе не детские. Они обличают грубую буржуазную действительность с ее торгашеским духом, который убивает высокие идеалы и вызывает ненависть и презрение (плакат) «Англия достаточно плоха.,- писал О. Уайльд ,-… и все английское общество никуда не годится.»
Работа группы 1
Разделите персонажей сказки Уайльда «Счастливый принц» на две группы. Какова их жизненная позиция?
Городской Советник, Приютские Дети, Учитель Математики, Тростник, ласточки, Профессор Орнитологии, юноша, Полицейский, два маленьких мальчика, маленькая девочка, Профессор Эстетики, Мэр, швея , маленький мальчик, красивая девушка и ее возлюбленный.

Работа группы №2
Отдельное место в сказке занимает ирония. Насмешка автора над бездушными, глупыми и напыщенными горожанами очевидна. Докажите текстом сказки.
Вывод : Уайльд разоблачает несправедливое устройство общества, в котором те, кто трудятся, терпят лишения и нужду, в то время как другие живут за счет их труда, заполняя жизнь холодным расчетом, равнодушием, цинизмом и практицизмом.
- Сказка «Счастливый Принц» - литературная, авторская. В ней нельзя не увидеть его самого, его личность.
- Каким вам представился Оскар Уайльд?
Вспомним последние годы жизни Уайльда ( сообщение ученика) .
…После суда все было кончено. От него отвернулись друзья, жена умерла от горя, дети отняты. Нищета и страдания стали его уделом до самой кончины. В тюремной камере он понял, что значат горе и несправедливость. Теперь он писал: «Бедняки мудры. Они сострадательнее.. Рыбаки, пастухи, крестьяне – истинная соль земли. Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую каторгу. Он умер в нищете, забытый Англией, друзьями. Но за гробом его шли все бедняки его квартала…

Учитель. Он прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев. Герои уайльдовских сказок - эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту, К. Чуковский, первый представивший русскому читателю писателя, говорил о нем: « Он чаще воспевал бриллианты, чем звезды, синий шелк для него был прекраснее неба».

Работа группы № 3
Подтвердите текстуально, что как писатель, он любит очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие. ( Выразительно прочитайте описание далекого Египта, статуи Счастливого принца» )
Учитель. Именно эти описания должны были открыть для вас значения много новых слов. Поделитесь вашими открытиями
.Еще раз обратим внимание на значение слов, помогающих понять идею сказки.
Словарная работа. Мемнон Денница, ибис, страстоцвет, рубин, сапфир, берилл, нефрит

сын богини утренней зари (Мемнон) , богиня полудня, дочь или сестра Солнца, возлюбленная Месяца ,утро, заря (Денница); водные птицы с длинными изогнутыми клювами ( ибис), упоминающиеся в Библии; одно из самых оригинальных растений мира, за форму и роскошный наряд этот цветок еще называют "кавалерийской звездой", похож на терновый венок Христа, а пестик и тычинки — на орудия пыток, которым его подвергли. Отсюда и название растения. (Страстоцвет, или пассифлора)
Считается, что язык драгоценностей и камней - это язык чувств. Каждый камень обладает своими только ему присущими свойствами Древние русские названия камня – яхонт и карбункул., это камень жизни
.( рубин); синий камень Библии., укрепляющий авторитет, миссионерскую деятельность, справедливость, альтруизм, помощь другим людям ( сапфир)

- Когда читателю стало ясно, что сказка не о красоте, а о том, сколько неуместной она оказывается на фоне горя и нищеты?
(«сейчас они поставили меня так высоко, что я вижу всю скорбь и всю нищету моего города». У живого Принца были «мертвые», иначе говоря, слепые глаза, которые не видели реальной жизни, но у памятника, которому глаза заменяют неживые драгоценные камни, взор острее. Прежние живые глаза Счастливого Принца никогда не плакали, но из сапфировых глаз слёзы могут литься. )
Работа с иллюстрацией Составьте вопросы, помогающие раскрыть идейное содержание иллюстрации. Сформулируйте вопросы герою от лица другого персонажа.

Работа группы №4

- Какие картины созвучны рассказам Принца о городе? Что объединяет их? Что считает Принц самым удивительным в жизни?
Учащимся предлагается зрительный ряд: репродукции картин, изображающие социальную действительность ( В. Перов «Дети-сироты на кладбище», И. Прянишников «Швея», Ф. С. Журавлев «Дети-нищие»)
Учитель. В рассказах Принца и в картинах художников изображена страшная действительность. В них звучит сострадание, сочувствие. Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания».

Работа группы №5
Найдите перекличку со сказками Г. Х Андерсена. Сопоставьте героев и их действия.
1 Птицы часто встречаются у Андерсена .Например, в его сказке «_________________________» , один из персонажей __________________, которая не смогла улететь вместе со всеми в «теплые края» и погибла бы от холода, если бы _______________________________________________
2. Девочка со спичками Уайльда – двойник ребенка из сказки «_________________»_Андерсена.
Обе героини___________________. Обеих ждет_______________________.
3. Сказка Андерсена «_______________» и Уайльда «Счастливый Принц» похожи – главными героями, но __________________________расплавился от жары, а ___________________Счастливого Принца раскололось надвое.

- Почему же страдают люди?
(Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Пример девушки из королевского дворца, упрекающей изможденную швею в лени; полицейского, прогоняющего детей под дождь).

- Какими предстают перед нами власти города? Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.
-Давайте вглядимся в них пристальней.
Инсценировка.
Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!
1 Советник: Именно!
2 Советник: Именно оборвыш!
Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!
1 Советник: Именно!
2Советник: Именно хуже нищего!
Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается. Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!
1 Советник: Меня!
2 Советник: Меня!
Учитель. Было бы очень печально, если бы писатель этой сценой завершил свою сказку…
Заканчивается сказка словами « Повелел Господь ангелу своему: “ Принеси Мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе ” . И принес Ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу. “ Ты правильно выбрал, — сказал Господь. — Ибо эта маленькая пташка будет петь во веки веков в Моих райских садах, а Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу в Моем золотом городе ».

Работа группы № 6
Указанный оптимистический финал сказки содержит сразу две интеллектуальные загадки Оскара Уайльда. Составьте загадки- вопросы и предложите найденные вами разгадки.
(1. Почему ангел и Бог в качестве самого ценного в городе, выбрали мертвую Ласточку и сердце статуи ? 2. За что в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу ? )
Найденные разгадки выглядят примерно следующим образом: 1. Ангел и Бог потому в качестве самого ценного в городе выбрали мертвую Ласточку, потому что она имела сострадательное сердце и жизнь ее сердца была реальной, а не мнимой (в частности, она бескорыстно служила ослепшему Принцу);
оловянное сердце Принца - статуи, потому что на желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что расставшись с сапфирами, он стал слепым, и то, что , раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего». Однако самым существенным оказалось то, что благодаря сильным переживаниям, вызванных смертью Ласточки, Принц понял, наконец, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца — уменьшать количество страданий живых существ на Земле .

5. Этап обобщения, выводов. Выводы учащихся.
-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом? Они были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовал собой…
-К чему призывает нас О. Уайльд? Помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать, сострадать. И воздастся вам по делам вашим…
- Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки? Нести добро в мир, чтобы мир стал чуть теплее, светлее, радостнее, красивее
Моя формула человеческой красоты.
…….+…….+……..+……..= КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК Душа + Сердечность + Помыслы + Поступки + Ответственность + Внешность = КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Поделись твоей формулой человеческого счастья …….+…….+……..+……..= СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
(Учитель предлагает составить каждому свою формулу счастья (раздаются карточки-заготовки; можно дать задание на дом)
- Если бы у вас была возможность, кому бы вы , ребята, поставили памятник?
Ласточке посвящается…
Потому что … (Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами, не оставила Принца…)
Потому что… ( Она жертвовала собой, зная, что ей не выжить в холоде. Птица чувствовала себя счастливой , делая добрые дела.)
Учитель. В память нашего разговора предлагаю сделать свою птицу радости и счастья. Я надеюсь, что если вы сделаете её своими руками и «поселите» у себя дома, то она принесет Вам удачу. ( раздается схема- рисунок для поделки)
7.Этап рефлексии. Отметки за работу.
8.Этап Д/З. Инструктаж
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ирэн
Просмотров: 2195 | Загрузок: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 7:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru