Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Свет мой, зеркальце, скажи, в чем значенье железы?". Интегрированное учебное занятие
[ Скачать с сервера (104.0 Kb) ] 2012-04-22, 5:26 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ, В ЧЁМ ЗНАЧЕНЬЕ ЖЕЛЕЗЫ?
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК О ЖЕЛЕЗАХ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Когда человек боится –
выделяет адреналин.
Это знают собаки
и, лая, бегут за ним.
А.Вознесенский
(*Примечание: третий урок по теме «Гуморальная регуляция». Учащиеся уже имеют представления о железах внутренней секреции и гормонах, выделяемых этими железами)

Задачи урока: показать роль гормонов в обменных процессах организма человека;
- познакомить с нарушениями нервно-гуморальной регуляции;
- показать влияние этих нарушений на внешнее и внутреннее состояние человека;
- познакомить с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

Оборудование: термины по теме, репродукции картин: Леонардо да Винчи «Джоконда»;
Питер Пауль Рубенс «Портрет Сусанны Фоурмент», «Портрет Елены Фоурмент»;
Левицкий «Портрет Марии Ивановны Мюссар», «Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника», Рибер «Магдалена Вентура»; фотографии: Н.К.Крупской в молодости и в зрелые годы (базедова болезнь), Джулии Пастрана (синдром маскулинизации), Роберта Уадлоу, Петра Первого (гигантизм), Лючии Зарата, Чарльза Шервуда Стратгона, Йозефа Боравласки (карликовость) и др., изображения богини Афины (статуи, бюсты).

Ход урока:
Настрой. На доске – портрет «Джоконды».
Вступительное слово учителя: Сотни лет не перестаёт восхищать людей этот портрет молодой женщины кисти великого Леонардо. Во всём мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза – одна из немногочисленных картин величайшего художника эпохи Возрождения. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор, иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил живописец, мужчину или женщину, однако, всё это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с её лёгкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретённой художником особой технике масляной живописи, известной под названием сфумато, которая позволила передавать едва заметные переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Проявляющий одинаковый интерес к анатомии, инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. К счастью, Мона Лиза является счастливым исключением. Завершив портрет, Леонардо уже не расставался с ним, а после него он перешёл к королю Франции Франциску I и, соответственно, в Лувр, где хранится до сих пор.
Ребята, как вы думаете, почему этот знаменитый портрет оказался на нашем уроке?
Учащиеся высказывают суждения.
Учитель подводит итог: по мнению некоторых учёных, портретируемая женщина страдала расстройством функции щитовидной железы – эндемическим зобом.
Постановка целей и задач урока

Актуализация знаний о железах внешней, внутренней, смешанной секреции, гормонах и эндокринной системе.
Организация работы в группах. Каждая группа получает набор репродукций и фотографий, описание болезни, вызванной гипо или гиперфункцией железы, пакет заданий.

Группа «Щитовидная железа»
Задания:
1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию
Текст 1. Болезнь Гревйса. Это заболевание известно также под названиями Базедова болезнь и Диффузный токсический зоб. Болезнь Грейвса названа так по имени ирландского врача начала XIX века. Её характерными признаками являются равномерное разрастание щитовидной железы, то есть наличие зоба, и так называемое пучеглазие, в таком случае о человеке говорят, что у него глаза на выкате. причины этой болезни неизвестны, но отмечается, что заболевание, как правило, передаётся по наследству и чаще всего поражает женщин. Щитовидная железа сильно увеличена и симптомы гипертериоза ясно видны. Часто заболевание сопровождается специфическим симптомом в виде образования ограниченных участков с патологическими изменениями под кожей в области больше-берцовой кости. Это явление известно как узловатый муциноз или ограниченная микседема кожи.

Текст 2. Гипертиреоз.


Если лечению гипертиреоза не было уделено достаточно внимания, развивается характерное пучеглазие (экзофтальм), то есть внешность меняется так, что говорят: «У него глаза на выкате». При появлении этих симптомов уже можно говорить о базедовой болезни (смотри Болезнь Грейвса). Причины гипертиреоза пока мало изучены. Чрезмерно увеличивается защитная функция щитовидной железы по всей её ткани, в результате появляются множественные узелки или, иногда, один большой узел. Часто в организме обнаруживают химическое вещество, известное как стимулятор щитовидной железы длительного действия. Оно представляет собой один из иммуноглобулинов, который по неизвестным причинам начинает вырабатываться иммунной системой человека. Возможно, что выработка этого вещества начинается при воздействии ещё какого-то фактора, а его влияние на щитовидную железу является не более чем побочным эффектом.

Текст 3. Гипотериоз. Гормоны щитовидной железы влияют на состояние организма в целом. Проявление гипотериоза можно обнаружить в любой части тела. Ниже приводится список симптомов. Если один из них не исчезает длительное время или одновременно появляются три и более симптомов, следует проконсультироваться у врача.


Если оставить эти состояния без лечения, они усугубляются, и может развиться гипотиреоидный отёк, который называется микседема. Этот термин применяется для описания нарушений в выделении жиров, расположенных по всему телу, в результате чего всё тело отекает, подобно тому, как это происходит при других отёках. В серьёзных случаях микседема заканчивается комой, для которой отмечаются очень низкая температура тела и поражения многих органов вследствие недостаточного снабжения кислородом.

Текст 4. Недостаточность йода наблюдается в определённых районах мира, где йод не содержится в необходимых количествах в пищевых продуктах. продукты моря отличаются особенно высоким содержанием йода, а в горных местностях, где жителям сложнее обеспечить себе регулярное потребление рыбы, дефицит йода наблюдается чаще. Другая причина -–это нарушения в работе щитовидной железы, обусловленные так называемым струмогенным фактором. Он предполагает чрезмерное потребление продуктов, содержащих вещества, которые препятствуют усвоению йода. К ним относятся соевые бобы, арахис, просо, турнепс, капуста и горчица. Стоит отметить, что при тепловой обработке продукты обычно лишаются этот свойства.

Текст 5. Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» Во всех низменных странах, как, например, в Бельгии и Голландии, а также окружённых слишком высокими горами местностях, где вследствие этого развиваются местные болезни – зоб и кретинизм, как, например, в Швейцарии и Савойе, - гениальные люди чрезвычайно редки, но ещё меньше их бывает в странах сырых и болотистых.

Текст 6. Энциклопедия для детей. Т. 18 Человек. По мнению восточных врачевателей, эти железы (внутренней секреции) являлись приёмниками и трансформаторами космической энергии, вливающейся в невидимые каналы (чакры) и поддерживающей жизненные силы человека. Считалось, что слаженную работу «желёз судьбы» могут расстроить катастр-офы, происходящие по воле злого рока. События XX столетия подтвердили пророчества врачей и мудрецов далёкого прошлого. После Первой мировой войны в России и Германии учёные зафиксировали невиданный ранее рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствующих о нарушении функций эндокринной системы. Во время Второй мировой войны после сильных бомбёжек британских городов у многих англичан развилась болезнь щитовидной железы, которую врачи тут же окрестили «зобом бомбоубежищ»

Текст 7.
• Известно, что гормон стресса, кортизол, блокирует производство гормона тироксина
• Хронический лимфоматозный (аутоиммунный) тиреоидит) зоб Хасимото) чаще всего поражает женщин среднего возраста. Заболевание возникает вследствие образований антител против различных элементов собственной щитовидной железы. Проще говоря, организм начинает атаковать щитовидную железу.
• Спровоцированный лекарственными препаратами гипотиреоз может возникнуть как реакция на лекарства, которые назначаются при сердечной аритмии, на некоторые виды транквилизаторов, противоэпилептические средства и т.п.

2. Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы. (Отбираются Леонардо да Винчи «Джоконда»; Питер Пауль Рубенс «Портрет Сусанны Фоурмент», «Портрет Елены Фоурмент»; Левицкий «Портрет Марии Ивановны Мюссар», «Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника», фотографии Н.К.Крупской в зрелые годы, изображения Афины Паллады)
По какому признаку вы это сделали? (Эндемический зоб).
3.Попробуйте поставить диагноз «Джоконде». (Скорее всего гипотериоз, т.к. пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет – см. Признаки гипотериоза. Одновременно наблюдается некоторая одутловатость в строении тела)
4.Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П.Рубен-са страдали эндемическим зобом? (Голландия является «страной риска» по показателю заболеваний щитовидной железы.)
5.Вспомните бабушку из сказки Шарля Перро «Красная шапочка». Предположите, каким нарушением функций щитовидной железы она страдала. (Скорее всего гипотериоз, т.к. явно прослеживаются признаки заболевания – снижение памяти, ослабление зрения, неспособ-ность сконцентрироваться, утомляемость, замедленная речь, отёчное тело и преклонный возраст)
6. Представьте, что вы присутствуете на приёме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты лечения.
«Больная А., 45 лет, умер муж, после этого тяжело переболела гриппом. Чтобы закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащённое сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (экзофтальм).»
Анализ текста учащимися:
Больная А., 45 лет (возраст), умер муж (стресс), после этого тяжело переболела гриппом (снижение иммунитета). Чтобы закалиться, съездила на море (провокация болезни). Жалобы: стала раздражительной, учащённое сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (признаки Базедовой болезни).
Диагноз: Базедова болезнь.
Лечение: Анализ крови на гормоны щитовидной железы, в первую очередь на тироксин. Применение медикаментозных средств, нормализующих функцию щитовидной железы, уменьшающих возбудимость нервной системы. Щадящий режим: избегать больших физических и нервных нагрузок, отдых на южных курортах летом, курение, алкоголь. Отдых при полном покое, сон не менее 7-8 часов в день, в проветренной комнате. Пища должна быть разнообразной. Добавить в питание струмогенные вещества (продукты, блокирующие производство тироксина) – белокочанную капусту, турнепс, репу, шпинат и зелень, брюссельскую капусту, соевые продукты, арахис, кедровые орехи и просо.

Группа «Надпочечники. Аддисонова болезнь»
1. Внимательно изучите предложенную вам информацию
Текст 1. История одного открытия (htpp: // www. apteki.nnov.ru/ docs). Современную клиническую медицину невозможно представить себе без кортикостероидов. Они используются практически во всех областях медицины и не только не сдают своих позиций, вот уже на протяжении 50 лет, но и глубже внедряются в практику.
Историю их открытия и внедрения в широкую практику в основном связывают с двумя именами и двумя событиями, которые произошли примерно 150 и 50 лет назад. Около 150 лет назад английский врач Томас Аддисон описал надпочечниковую недостаточность, а 50 лет назад американский врач Филип Хенч предложил использовать кортикостероиды для лечения ревматоидного артрита.
Физиологическая роль надопочечников прояснилась благодаря клиническим наблюдениям Томаса Аддисона, которого считают одним из отцов эндокринологии.
15 марта 1849 г. Аддисон представил в Лондонскую медицинскую ассоциацию работу под названием «Об анемии: заболевании надпочечниковых капсул», которая явилась результатом изучения идиопатической пернициозной анемии. Прошло ещё 6 лет и Аддисон опубликовал свою классическую монографию «О конституциональных и местных эффектах заболеваний надпочечниковых капсул», где описал клиническую картину надпочечниковой недостаточности у 11 человек. С тез пор первичная хроническая надпочечниковая недостаточность носит имя Томаса Аддисона (аддисонова болезнь). Учёный писал, что болезнь протекает медленно и постепенно, так что больной с трудом может вспомнить время первого возникновения слабости, которое так непродолжительно, что не ощущается». Кроме «постепенного течения», он подчёркивал и общую слабость и астению, резкое ослабление сердечной деятельности, повышенную раздражимость желудка и специфическое изменение окраски кожи».
Это классическое описание надпочечниковой недостаточности, сделанное около 150 лет назад, сегодня, несмотря на значительные успехи в изучении этиологии и патогенеза заболевания, дополнить практически нечем.

Текст 2. Энциклопедия Кругосвет (www.krugosvet.ru/articles) Аддисонова болезнь, состояние, обусловленное разрушением надпочечников или снижением их функции с возникающими в результате дефицитом гормонов этих желёз. Клинические признаки данного состояния впервые были описаны английским врачом Т.Аддисононм в 1855 г.
Причины. К разрушению ткани надпочечников могут приводить различные заболевания, чаще всего туберкулёз. В США и Западной Европе, где туберкулёз встречается относительно редко, главной причиной является «ошибка» иммунной системы, при которой антитела, в норме выполняющие защитную функцию, атакуют и разрушают ткань надпочечников собственного организма. Основное значение при аддисоновой болезни имеет недостаточность гормонов кортизола и альдостерона. Дефицит кортизола обусловливает нарушение использования (метаболизма) углеводов, жиров и белков, что в конечном счёте приводит к ослаблению организма. Дефицит альдостерона усиливает потерю организмом воды и натрия и увеличивает задержку калия. Это ведёт к обезвоживанию и нарушению баланса растворённых в крови веществ (электролитов). Нарушение электролитного баланса сказывается на функционировании сердца, мышц и нервной ткани.
Признаки и симптомы. Наиболее яркий признак аддисоновой болезни – прогрессирующее потемнение кожи, обусловленное избыточной продукцией кожного пигмента меланина. Причиной усиленного образования меланина служит АКТГ ( адренокортикотропный гормон), вырабатываемый гипофизом. В норме секреция кортизола регулируется системой «обратной связи» между гипофизом и надпочечниками: снижение уровня кортизола в крови усиливает секрецию АКТГ, который стимулирует образование кортизола в надпочечниках; как только уровень кортизола повышается, наступает торможение секреции АКТГ, что снова ведёт к падению концентрации кортизола – и цикл повторяется. Поскольку при аддисононвой болезни надпочечники неспособны повысить продукцию кортизола, секреция АКТГ выходит из-под контроля, а его повышенный уровень в крови приводит к увеличению пигментации кожи. Другим частым признаком аддисоновой болезни является сильное похудание.
Симптомы болезни включают тошноту, боли в животе и суставах, слабость и повышенную утомляемость. В отсутствии лечения эти признаки и симптомы прогрессируют вплоть до коллапса системы кровообращения и смертельного исхода.
Ответьте на вопросы:
а) Почему болезнь получила такое название?
б) Почему аддисонову болезнь называют ещё бронзовой болезнью?
в) Какая связь между меланином и адренокортикотропным гормоном гипофиза?
г) Какая связь между кортизолом надпочечников и адренокортикотропным гормоном? Попробуйте изобразить эту связь в виде схемы.

Текст 3. А.Ройт. Основы иммунологии. Глава 14. Аутоиммунные заболевания.
… В идеале термин «аутоиммунное заболевание» можно использовать лишь в тех случаях, когда патология возникает именно в результате аутоиммунных процессов, а не когда очевидно безвредные аутоантитела образуются в ответ на разрушение тканей (например, антитела к компонентам сердечной мышцы, появляющиеся после инфаркта миоакада).

2. Внимательно прочитайте литературный отрывок.
И.С.Тургенев «Живые мощи»
« …Я заглянул в полуоткрытую дверь: темно, тихо, сухо; пахнет мятой, мелиссой. В углу приспособлены подмостки, и на них, прикрытая одеялом, какая-то маленькая фигура…Я пошёл было прочь…
- Барин, а барин! Пётр Петрович! – послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый
как шелест болотной осоки.
Я остановился.
- Пётр Петрович! Подойдите, пожалуйста! – повторил голос. Он доносился до меня из
угла с тех, замеченных мною, подмостков.
Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?
Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нём, по металлическим щекам, я вижу – силится… силится и не может расплыться улыбка.
- Вы меня не узнаёте, барин? – прошептал опять голос; он словно испарялся из едва
шевелившихся губ. – Да и где узнать! Я Лукерья… Помните, что хороводы у матушки у вашей в Спасском водила… помните, я ещё запевалой была?
- Лукерья! – воскликнул я. – Ты ли это? Возможно ли?
- Я, да, барин, - я. Я – Лукерья.
Я не знал, что сказать, и как ошеломлённый глядел на это тёмное, неподвижное лицо с устремлёнными на меня светлыми и мертвенными глазами. Возможно ли? Эта мумия – Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал, я – шестнадцатилетний мальчик!
- Помилуй, Лукерья, - проговорил я наконец, - что это с тобой случилось?
- А беда такая стряслась! Да вы не побрезгуйте, барин, не погнушайтесь несчастием
моим, - сядьте вон на подушечку, поближе, а то вам меня не слышно будет…вишь я какая голосистая стала!.. Ну, уж и рада же я, что увидала вас! Как это вы в Алексеевку попали?
Лукерья говорила очень тихо и слабо, но без остановки.
- Меня Ермолай-охотник сюда завез. Но расскажи же ты мне…
- Про беду мою рассказать? Извольте, барин. Случилось это со мной уже давно, лет
шесть или семь. Меня тогда только что помолвили за Василия Полякова – помните, такой из себя статный был, кудрявый, ещё буфетчиком у матушки у вашей служил? Да вас уже тогда в деревне не было; в Москву уехали учиться. Очень мы с Василием слюбились; из головы он у меня не выходил; а дело было весною. Вот раз ночью…уж и до зари недалеко… а мне не спится: соловей в саду таково удивительно поёт сладко!.. Не вытерпела я, встала и вышла на крыльцо его послушать. Заливается он, заливается… и вдруг мне почудилось: зовёт меня кто-то Васиным голосом, тихо так: «Луша!..» Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундучка и полетела вниз – да об землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому – скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри – в утробе – порвалось… Дайте дух перевести… с минуточку… барин.
Лукерья умолкла, а я с изумлением глядел на неё. Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие.
- С самого того случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже – и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала. И ни пить, ни есть не хочется: все хуже да хуже. Матушка ваша по доброте своей и лекарям меня показывала, и в больницу посылала. Однако облегченья мне никакого не вышло. И ни один лекарь даже сказать не мог, что за болезнь у меня такая. Чего они со мной только не делали: железом раскалённым спину жгли, в колотый лёд сажали – и все ничего. Совсем я окостенела под конец…
…- Ты всё одна да одна, Лукерья; как же ты можешь помешать, чтобы мысли тебе в голову не шли? Или ты всё спишь?
- Ой, нет, барин! Спать-то я не всегда могу. Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там, в самом нутре, и в костях тоже; не даёт спать как следует.»
3. Ответьте на вопросы:
а) Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь)
б) Сопоставьте признаки болезни Лукерьи с признаками Аддисоновой болезни. (Потемнение кожи, сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах, бессонница)
в) Предположите возможную причину возникновения заболевания. (Травма спины с возмож-ным повреждением надпочечников и, как следствие, аутоиммунная реакция).
г) Если события, описанные в рассказе, происходили в наши дни, можно было бы вылечить Лукерью? (Да. Достаточно просто ввести недостающие гормоны – кортизол и альдостерон или эквивалентные им препараты. Эти средства обычно принимают внутрь один раз в день. Лечение обеспечивает нормальную продолжительность жизни больного)

Дополнительный комментарий учителя. Всем любительницам женского романа хорошо известно имя английской писательницы Джейн Остин, которую по праву называют первой леди английской литературы. Её произведения «Гордость и предубеждение», «Разум и чувство» и другие не стареют и вот уже двести лет пользуются признанием во многих странах мира. Их безыскусная искренность, безмятежная простота, тонкие психологические зарисовки и ироничный, мягкий, истинно английский юмор до сих пор пленяют сердца многих женщин. Её героини – живые, нежные и самостоятельные, легкомысленные и умные, гордые и беззащитные, такие, какими все мы себя ощущаем и такие, какими всем нам хотелось бы быть. Джейн Остин умерла совсем молодой, ей было всего 41 год. До сих пор точно не известно, от какой болезни она страдала, но большинство историков сходятся на том, что это была аддисонова болезнь – редкий недуг, сопровождающийся исхуданием, страшной физической слабостью, мучительными болями.

Группа «Гипофиз. Гормон роста. Карликовость. Гигантизм.»
1. Внимательно прочитайте предложенную вам биологическую информацию.
Текст 1. (Популярная медицинская энциклопедия)
Гигантизм – патологическое усиление роста человека вследствие избыточной выработки передней долей гипофиза так называемого гормона роста. Гигантизм не надо смешивать с высоким ростом. Родители лиц, страдающих гигантизмом, как правило, имеют нормальный рост. Наблюдается чаще у мужчин, обычно проявляется в 9-10 летнем возрасте или в период полового созревания и продолжается весь период физиологического роста. Такие лица отличаются слабым здоровьем, жалуются обычно на головные боли, слабость, быструю утомляемость, боли в конечностях. Мышечная сила может быть сначала повышенной, а затем резко уменьшается. Ухудшается память, страдает психика, нарушается половая функция, возможны другие гормональные нарушения. Внешне у больных отмечаются непропорциональность телосложения, преимущественное удлинение конечностей, особенно ног, голова кажется необычно маленькой.
2. Выберите из предложенных вам фотографий и репродукций людей с признаками гигантизма.
3. В каких литературных произведениях герои являются гигантами (великанами)? (Голова в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта, «Гагрантюа и Пантагрюэль» Рабле, Атланты и Гиганты в древнегреческой мифологии, Богатыри в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и др.)
4. А в каких литературных произведениях упоминаются люди очень маленького роста? («Дюймовочка», Оле Лукойе Г.-Х.Андерсена, Мальчик с пальчик, гномы в «Белоснежке и семь гномов» и вообще гномы и эльфы в нормандских и скандинавских мифах и сказаниях, малыши и малышки у Н.Носова, Карлсон в «Повести о Малыше и Карлсоне» А.Линдгрен и др.)
5. Выберите из предложенных вам фотографий изображения настоящих, а не сказочных «дюймовочек» и «мальчиков-с-пальчик».
6. Объясните причину столь маленького роста. (Нехватка гормона роста)
7. Предложите возможное лечение. (Введение гормона роста)

Выступление представителей групп с сообщениями

Закрепление изученного. Диагностическая лаборатория.
Учитель зачитывает анамнезы больных. Учащиеся пытаются поставить диагноз.
1. Больная А. с жалобами на повышенную утомляемость, нарушения памяти, вялость, сонливость, зябкость, хрупкость волос и ногтей, низкий хриплый голос, понижение температуры тела, низкое артериальное давление, запоры, нарушение менструального цикла.
(Гипотиреоз или Микседема, слизистый отёк)
Лечение: вводят препараты тиреоидных гормонов

2. Больной Б. Жалобы на жажду и частое мочеиспускание, в сутки до 40 литров. Общая слабость, сухость кожи и слизистых оболочек, истощение. Анализ мочи показал отсутствие в ней сахара.
(Диабет несахарный)
Лечение: гормоном вазопрессином

3. Больной В. Перенёс панкреатит, эмоциональное потрясение, связанное с пожаром в доме. Жалобы на постоянную сильную жажду и обильное (до 6 литров в сутки) мочеиспускание. Появились гнойничковые заболевания кожи. Анализ мочи показал большой удельный вес и содержание в ней сахара.
(Диабет сахарный)
Лечение: соблюдение диеты с ограничением углеводов до 50-60% общей калорийности пищи: исключается сахар и легко усвояемые углеводы, их заменяют крупами, овощами, картофелем, чёрным хлебом и другими продуктами. Жиры – до 25% общей калорийности пищи, на белки- до 20%. Приём инсулина.

4. Больной Г., 45 лет. Появилась тёмная окраска кожи и тёмные пятна на слизистых оболочках. Быстрая утомляемость, давление 100/60, головные боли, желудочно-кишечные расстройства (снижение аппетита, запоры), мышечная слабость, похудание.
(Аддисонова или Бронзовая болезнь) Причина: туберкулёз надпочечников.
Лечение: остерегаться острых инфекционных заболеваний, интоксикаций, травм, максимальный покой, противопоказана работа, связанная со значительным нервно-психическим и физическим напряжением. Пища должна быть максимально разнообразной, содержать большое количество соли.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

ЛИТЕРАТУРА:
1. 500 шедевров. – М.:, Слово, 1997.
2. Бруно Санти. Леонардо да Винчи. – М.: Слово, 1997.
3. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.
4. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И.Покровский – 3-е изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – М.; Советская энциклопедия, 1992.
5. Ройт А. Основы иммунологии: Пер. с англ. – М.: Мир, 1991.
6. Тайны человеческого тела/ Пер. с англ. В.Федяниной. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
7. Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Худож. лит., 1984.
8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек Ч.1.Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.
9. Этинген Л.Е. Страна Анатомия. – М.: Сов. Россия, 1982.

Иллюстрации
А.ван Дейк. Портрет Генриетты Марии с карликом Джефри Хадсоном // http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Anthonis_van_Dyck_013.jpg/260px-Anthonis_van_Dyck_013.jpg
Д.Г.Левицкий. Портрет М.И.Мюссар // http://www.tamsquare.net/pictures/L/Dmitry-Levitsky-Portrait-of-M-I-Mussar.jpg
Д.Г.Левицкий. Портрет Н.Я.Левицкой// http://kartinymira.ru/img/p/2928-4187-thickbox.jpg
Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза) // http://moole.ru/uploads/posts/2009-05/1243166253_66410225bd.jpg
П.П.Рубенс. Портрет Елены Фоурмент // http://s59.radikal.ru/i164/0907/1e/c72a63aebab2.jpg
П.П.Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент // http://i046.radikal.ru/0801/94/35200bd0007c.jpg
Хусепе де Рибера. Портрет Магдалены Вентуры // http://www.proza.ru/pics/2009/08/04/716.jpg
Н. К. Крупская // http://www.hrono.info/img/krupskaya.jpg ; http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/768/55768072_Krupskaya__5.jpg
Афина Паллада // http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/103/60103834_1276097142_1235640072_inf_1701_sak.jpg
Джулия Пастрана // http://www.topnews.ru/upload/photo/5320cb75/74bae.jpg
Лючия Зарата // http://www.missioncreep.com/mundie/images/zarate.jpg
Чарльз Шервурд Страгтон // http://30.media.tumblr.com/tumblr_l24ucpIxWn1qbilaro1_400.jpg
Роберт Уадлоу // http://ulin.ru/image-tall/Robert-Wadlow-02.jpg

© Смелова В.Г., 2003 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликована:
 Биология : предметное приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 10. – С. 7–9. - № 11. – С. 8–11;
 Образование в современной школе. – 2004. - № 8. – С. 17–25.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Тина | Теги: эндокринология, физиология человека, гипотериоз, карликовость, гигантизм, биология, гипертериоз, ИЗО, болезнь Грейвса, аддисонова болезнь
Просмотров: 2754 | Загрузок: 480 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-13, 9:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru