Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Я обоняю, следовательно, я существую". Интегрированное учебное занятие. Часть I
[ Скачать с сервера (38.2 Kb) ] 2012-04-22, 6:05 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

«Я ОБОНЯЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ ОБОНЯНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Часть I

«Мадам Гайар, хотя ей еще не было и тридцати лет, уже прожила свою жизнь.
Внешность ее соответствовала ее действительному возрасту, но одновременно
она выглядела вдвое, втрое, в сто раз старше, она выглядела как мумия девушки;
но внутренне она давно была мертва. В детстве отец ударил ее кочергой по лбу,
прямо над переносицей, и с тех пор она потеряла обоняние, и всякое ощущение
человеческого тепла и человеческого холода, и вообще всякие сильные чувства.
Одним этим ударом в ней были убиты и нежность, и отвращение, и радость,
и отчаяние».
Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Обоняние не будет больше нуждаться в моделях для осмысления,
но само станет моделью для новых исследований
в рамках граничащих друг с другом естественнонаучных
и гуманитарных дисциплин.
Ханс Риндисбахер От запаха к слову: моделирование
значений в романе Патрика Зюскинда “Парфюмер”

* Примечание: третий урок по теме «Анализаторы». Учащиеся уже имеют представления об общем плане строения анализаторов, типах рецепторов
Организация работы в группах проводится заранее. Все тексты для самостоятельной работы дома раздаются не менее чем за 3-4 дня до урока.
Урок рассчитан на 2 академических часа.

Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с обонятельным анализатором, его локализацией в организме, дать представление о его строении и функциях, показать значение обоняния в жизни человека, влиянии ароматических веществ на здоровье человека.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с учебной литературой, дополнительной информацией, умения проводить анализ художественного текста, работать по алгоритму, работать в паре, группе, работать в сети Интернет.
Воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, воспринимать жизнь целостно во всем ее многообразии.

Оборудование: рисунки: «Строение органов обоняния»; «Взаимодействие обонятельных нервных клеток с молекулами веществ», «Ультраструктурная организация обонятельного эпителия млекопитающих»; схемы: «Схема обонятельной системы и ее связей – вставочных систем», «Схема нейронных связей в обонятельной луковице», «Упрощенная схема взаимоотношений между клетками в обонятельном эпителии», таблицы: «Влияние запахов растений на некоторые функции организма»; микрофотографии: «Участок поверхности обонятельного эпителия в верхней части носа»; «Обонятельный рецептор. Микрофотография сечения, сделанного через обонятельный эпителий носа»;
- чашки Петри, ароматические растения, эфирные масла;
- книга Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»;
- картины: Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»; Рахель Рейсх «Натюрморт с цветами»
- информационные листы на каждую парту.

ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
2. ПОДГОТОВКА К ОСОЗНАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Как мы узнали на предыдущих уроках, принцип строения всех органов чувств одинаков и подчинен определенным биофизическим законам. На первых порах — чисто физическое раздражение периферических анализаторов — нервных окончаний. Затем — физиологические реакции коры полушарий головного мозга. А потом уже возбуждение нервных клеток, благодаря чему происходит индивидуальное эмоционально окрашенное узнавание. Оно неодинаково: мы быстрее реагируем на звук, чем на зрительные или осязательные сигналы, а медленнее всего — на обонятельные и вкусовые. Общий план строения анализатора вам знаком.
Начальное звено — рецептор, воспринимающий внешние и внутренние раздражения и перерабатывающий их в нервные импульсы, среднее звено, проводящее эти импульсы, и конечное — мозговой центр. Таким образом, в пределах этого пути физико-химический процесс преобразуется в физиологическую реакцию, обрабатывается в подкорке и коре полушарий головного мозга, где происходит уже анализ и синтез, обусловливающий как следствие отражения действительности наши ощущения, память, сознание.
Сегодня мы будем говорить об обонянии. Можно любоваться красотой розы, вслушиваться в шелест её лепестков и листьев, но впечатление будет неполным, если не ощутить аромата царственного цветка. Этим наслаждением мы обязаны обонянию. В 1985 году в Швейцарии был впервые напечатан блистательный и загадочный «Парфюмер» немецкого писателя Патрика Зюскинда. Сегодня, спустя 21 год, он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка, издан общим тиражом более 12 миллионов экземпляров, переведен на 42 языка, включая латынь, и, наконец, экранизирован. Все вы прочитали роман при подготовке к этому уроку, надеюсь, испытали потрясение, которое редко приходится пережить. Присутствие этого литературного произведения в уроке не случайно. Этот роман – настоящая ода одному из самых незаметных и плохо развитых у здоровых людей органа чувств – обонянию.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: Нос – настоящая химическая лаборатория, способная моментально определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря этому пчелы находят нектар и пыльцу на цветах, самцы насекомых разыскивают самок, муравьи «помнят» дорогу домой. Нюх необходим хищникам для охоты, а их жертвам – чтобы избежать опасности.
Природа не поскупилась на выдумку при конструировании органов обоняния. У клещей они находятся на передних ногах и имеют вид особых клеток с волосками. У насекомых эти органы расположены на усиках в виде микроскопических обонятельных ямок. Причем чем важнее для данного существа обоняние, тем ямок больше. Так, у стрекозы, пользующейся главным образом зрением, их всего 10-12 штук, у пчелы же – до 15 тысяч «носов»! Самец непарного шелкопряда «чует» самку на расстоянии 10 километров.
Собака, идущая по следу, не теряет его даже под метровой толщей снега. А хомячки, которых использовали на таможне для обнаружения наркотиков, находят их в запаянных металлических банках, спрятанных в баллоны автомашины.

Постановка проблемного вопроса:
?! А для чего человеку нужен нос? Учащиеся обсуждают, высказывают свое мнение.
Ответ: Главное назначение обоняния у человека весьма прозаическое, но жизненно важное: тестировать на пригодность пищу и воздух. Вот почему природа так редко «награждает» людей полной невосприимчивостью к запахам. Обоняние помогает людям отличать доброкачественную пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне и во многих других случаях.
Вывод (запись в тетрадь): Дистантная хеморецепция у позвоночных и человека представлена обонятельной чувствительностью, служащей для ориентации и межвидовой коммуникации а также сигнализирующей о наличии биологически значимых химических сигналов в окружающей среде.

Задание:
Распределите перечисленных животных в три группы. Объясните причину классификации
Собака, дельфин, обезьяна, зубатый кит, человек, хомяк, тюлень, морж, беззубый кит, тигр, олень, непарный шелкопряд, акула
Ответ: 1 группа – полностью лишены обоняния, дельфины, зубатые киты
2 группа – слабо развитое обоняние – обезьяна, человек, тюлень, морж, беззубый кит
3 группа – хорошо развитое – хомяк, тигр, олень, акула, непарный шелкопряд

Учитель: В животном мире человек со своими ближайшими сородичами обезьянами по остроте обоняния занимает довольно скромное место. Наши носы улавливают запах при концентра-ции несущих его молекул не менее 500 млн в 1 м3 вдыхаемого воздуха. Для сравнения: собаке нужна концентрация в 2500 раз меньшая (200 тыс. молекул в 1 м3). К тому же наши четвероногие друзья различают до 100 тыс. запахов, а мы только 3 тыс. Но завидовать животным не стоит: чувст¬вительность их носов довольно специ¬фическая. Так, собаки, блестяще улавливающие след всякого зверья, запахи растений различают не лучше нас; зачем это им, плотоядным? У некоторых представителей фауны (например, китообразных) носы работают хуже человеческих; а дельфины и вовсе от рождения лишены органов обоняния и понятия не имеют, что на свете есть запахи.

3.1. Анатомия обоняния. Выступление 1-й группы, проработавшей алгоритм.

Текст 1: Молекулы пахучих веществ с током вдыхаемого воздуха попадают в полость носа. Здесь находится обонятельная поверхность, к которой относятся верхняя носовая раковина и верхняя часть носовой перегородки. Расположение обонятельных рецепторов на пути вдыхаемого и выдыхаемого воздуха позволяет нам принюхиваться, «гоняя» пахучие молекулы туда и обратно вдоль чувствительной к запахам зоны. Площадь обонятельной поверхности всего 3 см2, что не больше почтовой марки, а теснятся на ней 200 млн «нюхательных» клеток У каждой на верхушке, обращённой в сторону носовой полости, есть выросты, окутанные слизью. В этой слизи растворяются молекулы пахучих веществ. У обонятельной клетки-рецептора на основании расположен отросток, переходящий в нервное волокно. Путь сигнала от обонятельной клетки до головного мозга невелик, поэтому идущие от клеток нервные волокна не объединяются в нервы, а в виде 15—20 нитей поднимаются вверх, проникают через свод полости носа и оказываются внутри черепа. Здесь они поступают в левую и правую обо¬нятельные луковицы, представляющие собой выросты мозга. Высшие отделы обонятельного анализатора располагаются в коре левой и правой височных долей головного мозга.
Энциклопедия для детей. Т.18. Человек
Текст 2:
Периферический отдел обонятельной системы позвоночных представлен обонятельной выстилкой, расположенной у низших представителей в глубине носовых ямок, или мешков, а у высших — в полости носа.
Обонятельный эпителий позвоночных имеет толщину от 30 до 200 мкм. Он состоит из клеток трех типов: рецепторных, опорных и базальных. Апикальные поверхности опорных клеток у низших позвоночных, включая костистых рыб, несут либо реснички, либо микровиллы. У высших позвоночных опорные клетки не имеют ресничек и снабжены только микровиллами. Базальные клетки никогда не выходят на поверхность эпителия. Обонятельные рецепторные клетки у позвоночных являются первичночувствующими.
У большинства позвоночных в обонятельной выстилке имеются рецепторные клетки жгутикового типа. Первичные процессы хеморецепции, по-видимому, осуществляются на мембранах жгутиков: разрушение последних исключает хеморецепторную функцию, которая восстанавливается по мере их регенерации.
Широко распространены обонятельные рецепторные клетки и микровиллярного типа. Вершина их периферического отростка НЕ имеет жгутиков, а снабжена пальцевидными выростами цитоплазмы. называемыми микровиллами. Микровиллы короче жгутиков (3- 5 мкм), не содержат фибриллярного аппарата. У круглоротых и костистых рыб микровиллярные рецепторы существуют в обонятельном эпителии наряду со жгутиковыми. У хрящевых и двоякодышащих рыб обнаружены только микровиллярные рецепторы.
Ультраструктура обонятельных клеток наземных позвоночных существенно не отличается от таковой водных позвоночных. У всех наземных позвоночных — от амфибий до млекопитающих — сохранились оба типа рецепторов с той особенностью, что в носовой обонятельной выстилке есть только жгутиковые рецепторы, тогда как микровиллярные сохранились лишь в якобсоновом органе, который у человека редуцируется в эмбриональном периоде.
Таким образом, обонятельные рецепторы всех позвоночных независимо от филогенетического уровня развития и особенностей экологии имеют принципиально общий тип строения.
Обонятельные луковицы представляют собой образования округлой или овальной формы. Как правило, у позвоночных имеются две симметрично расположенные обонятельные луковицы. Внутри каждой из них расположена полость, или желудочек. Клеточное строение обонятельных луковиц всех позвоночных в общем сходно.
У млекопитающих волокна непосредственно из обонятельной луковицы идут в несколько образований конечного мозга: в обонятельный бугорок, переднее обонятельное ядро, препириформную и преамигдалярную кору, а также в медиальные и кортикальные ядра миндалевидного комплекса. Названные области мозга, так же как и образования, получающие обонятельную информацию через несколько синаптических переключений (гиппокамп, пириформная кора и др.), осуществляют интеграцию ольфакторной афферентации с афферентацией других модальностей, в результате чего формируются сложные поведенческие акты, контролируемые лимбической системой мозга.
Общий курс физиологии человека и животных
Задания:
1. Внимательно прочитайте предложенные вам тексты.
2. Изучите рисунки:
Рис. 1 Строение органов обоняния
Рис. 2. Ультраструктурная организация обонятельного эпителия млекопитающих
Рис. 3. Упрощенная схема взаимоотношений между сенсорными, опорными и базальными клетками в обонятельном эпителии.
Рис. 4 «Микрофотография участка поверхности обонятельного эпителия в верхней части носа.»;
Рис. 5. «Обонятельный рецептор. Микрофотография сечения, сделанного через обонятельный эпителий носа».
3. Сконструируйте из подручных средств (пластилин, нитки, банка с водой и пр.) модель обонятельного рецептора.
4. Защитите модель перед классной аудиторией на уроке.

После защиты учащиеся класса зарисовывают в тетрадь схему строения обонятельного анализатора и делают рисунок обонятельного рецептора.

3.2. Физиология обоняния. Хеморецепция.
Учитель. Собственно «нюхающая» зона носа находится в области верхних раковин и верхнего отдела носовой перегородки. Здесь расположены обонятельные клетки с чувствительными волосками и железы, вырабатывающие белковую жидкость. Жидкость увлажняет носовую полость и растворяет в себе пахучие вещества, после чего они взаимодействуют с обонятельными клетками, анализируются ими. Результаты анализа поступают по нервам в мозг и воспринимаются как запахи.

Выступление 2-й группы, проработавшей алгоритм

Текст 1. Современные представления о механизмах хеморецепции бази¬руются на том, что в основе первичных процессов лежит адсорбции молекул адекватных раздражителей на хеморецепторной мембране клетки, которая обладает активными рецептивными центрами или участками, состоящими из специфических белков и способными вступать в связи с активными группировками молекул, атомами или ионами раздражителя. Поверхность хеморецепторов, как правило, покрыта слоем слизи, которая является структурированным матриксом, контролирующим доступность рецептивной поверхности для молекул раздражителя и способным изменять условия рецепции
Теория обонятельной рецепции предполагает, что начальным звеном этого процесса могут быть два вида взаимодействий: контактный перенос заряда при соударении молекул запахового веще¬ства с рецептивным участком и образование молекулярных комплексов и комплексов с переносом заряда. Постоянным компонентом образующихся комплексов являются белковые молекулы рецепторов, активные участки которых выполняют функции доноров и акцепторов электронов. Существенным моментом этой теории является положение о многоточечных взаимодействиях молекул пахучих веществ и рецептивных участков.
Общий курс физиологии человека и животных
Текст 2
Молекулу любого запаха можно уподобить ключу. Замок, к которому подходит один-единственный такой запах-ключ, — белковая структура на поверхности обонятельной клет-ки. При совмещении замка и ключа рождается нервный импульс. Если у человека насморк, запахи «тонут» в обильной слизи, не достигая обо¬нятельных клеток. Кстати, в древнос¬ти считали, что эта слизь вырабаты¬вается мозгом и является излишком мозгового вещества.
Энциклопедия для детей. Т.18. Человек
Текст 3
Считается, что 90% информации человек получает посредством зрения и лишь 10% через четыре другие сенсорные системы - слух, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Обонятельную систему изучали не очень активно, может, и потому, что у человека она вроде бы не играет жизненно важной роли. Другая причина - ее невероятная сложность. При общей схожести с другими сенсорными системами в обонятельной вскрывалась масса собственных нюансов. Ученых обескураживал даже тот факт, что им не удавалось обнаружить обонятельные рецепторы (у зрительной системы их несколько, и они известны). Лишь недавно Ричарду Акселю и Линде Бак с коллегами удалось наконец найти эти рецепторы, за что им и была присуждена последняя Нобелевская премия по физиологии и медицине
Аксель и Бак нашли рецепторы через кодирующие их гены. При этом ученые поставили себе три условия: 1) гены должны кодировать белки-рецепторы определенного типа (наподобие известного зрительного белка родопсина); 2) эти белки должны чем-то отличаться от тех же зрительных собратьев; 3) гены должны работать в слизистой носа. Такие гены были обнаружены в 1991 году. Их, к удивлению ученых, было очень много - больше тысячи, что говорило о чрезвычайно важной роли обоняния для живых существ. Впрочем, если у некоторых видов животных большая часть генов была работающей, то у человека, как выяснилось, почти в 60% генов, кодирующих обонятельные белки, содержались последовательности, которые блокировали их работу. Израильские и германские ученые, сравнивавшие последовательности 50 рецепторных генов у людей и приматов, обнаружили, что у человека неработающими оказались 54% генов, а у разных приматов - от 28 до 36%. А по сравнению с мышью человек "потерял" две трети рецепторов обоняния. Вероятно, мутации генов стали накапливаться с момента, когда человек перестал нуждаться для выживания в остром нюхе.
Общую схему попытался объяснить известный специалист в области обоняния, ведущий сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцева РАН Александр Минор. В клетках обонятельного эпителия носа есть специальные рецепторы, с которыми связываются пахучие молекулы - стимулы. Когда стимул связывается с белком-рецептором, к последнему присоединяется еще и так называемый G-белок. Эти взаимодействия запускают целую серию биохимических реакций, которая приводит в действие специальный молекулярный механизм, организующий электрический сигнал. Сигнал идет по аксону обонятельной клетки в обонятельную луковицу. Аксоны клеток одного типа сходятся в одном клубочке, всего же их в луковице около двух тысяч.
MEMBRANA. Мировые новости

Текст 4. В марте 1999 г. исследователи Линда Бак (Linda Buck), Беттина Малник (Bettina Malnic) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), Джунзо Хироно (Junzo Hirono) и Такааки Сато (Takaaki Sato) из японского научного центра Life Electronics Research Center в г. Амагасаки (Amagasaki) своей публикацией дали ответ на старую загадку – как нос различает такое колоссальное количество запахов. Оказалось, что механизм обоняния у млекопитающих работает по комбинаторному принципу, т.е. идет процесс распознавания и переработки сигналов запаха. Вместо выделения отдельного рецептора под каждый специфический запах система обоняния использует «рецепторный алфавит», что выливается в специфический ответ на запах, перерабатываемый в нейронах мозга. Как в языке или музыке, с целью резкого снижения числа рецепторов до реально необходимого количества система обоняния, по-видимому, использует комбинацию рецепторов (аналог словам или музыкальным нотам, или коду компьютерной программы), что, тем не менее, позволяет ей передавать широкую гамму ароматов. Как и в генетическом коде, где четыре нуклеотида (аденин, цитозин, гуанин и тимин) позволяют создавать почти бесконечное число комбинаторных последовательностей генов, обонятельная система млекопитающих также использует комбинаторный подход. Первым подтверждением этого стали результаты работы Л. Бак и ее соавторов. Когда запах возбуждает нейрон, сигнал передается по аксону в обонятельную луковицу. Эта структура, расположенная в самой передней части мозга, является центром обмена информацией о запахе. Из обонятельной луковицы сигналы ретранслируются в высшие отделы коры головного мозга, где они обрабатываются, после чего в лимбической системе генерируются соответствующие эмоции.
Джон Леффингвелл. Обоняние как комбинаторный процесс
Задания:
1. Внимательно прочитайте предложенные вам тексты.
2. Изучите рисунки:
Рис. 6 «Взаимодействие обонятельных нервных клеток с молекулами веществ»;
Рис. 7 «Схема нейронных связей в обонятельной луковице»
3. Создайте при помощи подручных средств свою модель (модели), иллюстрирующую взаимодействие молекул химических веществ с хеморецеторами.
4. Защитите предложенные модели перед классной аудиторией.

После защиты учащиеся записывают в тетрадь основные положения хеморецепции.

Р а з г р у з о ч н а я п а у з а

Просмотр телепередачи «Новости науки»

1-й диктор. Запах грейпфрута омолаживает женщин. Невропатолог и психиатр Алан Хирш (Alan Hirsch), директор исследовательского Фонда запаха и вкуса в Чикаго пришёл к выводу, что запах грейпфрута делает женщин в глазах мужчин моложе на 5-6 лет. В то же время, аромат плодов цитрусовых не имеет никакого существенного воздействия на то, как женщины оценивают возраст мужчин. «То ли мужчины более подвержены влиянию аромата женщины, то ли женщины настолько ловко определяют возраст, что ничто не способно обмануть их», — сообщил Хирш. Учёный провёл опыты с участием добровольцев: женщины средних лет «окропили» себя разными ароматами, включая брокколи, банан, мяту, лаванду и так далее. Однако ни один из этих запахов не изменил мужского восприятия — кроме грейпфрута. Доктор предполагает, что аромат грейпфрута может привести мужчину к «более оптимистическому» представлению физических признаков женщин.

2-й диктор Запах цитрусовых будет предотвращать автокатастрофы. Доктор Чарльз Спенс и его коллеги-психологи из Оксфорда полагают, что в будущем безопасность водителей смогут обеспечить вибрирующие сиденья, педали и ремни безопасности, а также звуковые сигналы и ароматы мяты или цитрусовых. Хотя вибрация не используется в нынешних автомобилях, Спенс говорит, что, по прогнозам японской корпорации, к 2020 году все новые машины будут иметь вибрирующие части в стандартной комплектации. «А лучше всего объединить вибрацию с предупредительными звуковыми сигналами», — считает доктор. Учёные, финансируемые одним из производителей автомобилей, уже продемонстрировали, что запах мяты способен улучшить концентрацию, а аромат цитрусовых может помешать водителю заснуть за рулём. В настоящее время британские исследователи занимаются компьютерным моделированием, чтобы выяснить, насколько эффективны вышеперечисленные способы предупреждения ДТП. Предполагается использовать эти способы комплексно: если музыка играет в салоне слишком громко, водитель почувствует вибрацию, а если на нём не надет вибрирующий ремень — услышит сигнал или почувствует запах.

1-й диктор. Феромоны из пота заставляют мужчин покупать журналы. Майкл Кирк-Смит из британского университета Ольстера и Клаус Эбстер из университета Вены говорят, что определили наилучшее место для продажи специализированных мужских журналов. По мнению исследователей, таким местом является раздевалка при спортивном зале. Дело в том, что мужской пот содержит феромон под названием андростенол (androstenol), под действием которого представители сильного пола с большей охотой покупают журналы, типа Men’s Health. Чтобы выяснить это, Кирк-Смит и Эбстер провели эксперимент с участием 120 студентов, которых разбили на две группы с равным количеством юношей и девушек. Члены первой группы надели маски, в которых был распылён андростенол, в масках второй группы было нейтральное вещество. Концентрации в масках были достаточно низки, чтобы "пользователи" не заметили сам запах. Обеим группам предложили на выбор купить один из трёх журналов: женский Allure, National Geographic и Men’s Health. Мужчины, находящиеся под влиянием андростенола, выбрали последнее из вышеназванных изданий. На женщин феромон не подействовал.

2-й диктор. Сделать запах приятным можно одним словом. Британский профессор Эдмунд Роллс и его коллеги из Оксфорда пришли к выводу, что люди по-разному воспринимают один и тот же запах, если он преподносится с разными ярлыками. Исследователи пригласили добровольцев и дали им понюхать сыр чеддер. Половина волонтёров могла прочесть на ярлыке "сыр", остальным показали бирку "запах тела". Те, кому объяснили, что они испытали запах сыра, дали аромату более высокую оценку, назвали его приятным. Учёные объясняют, что ярлык "сыр" активизировал определённую часть мозга, которая обрабатывает обонятельную информацию (сигналы, поступающие от носа). Когда люди нюхали чистый воздух, также помеченный "сыром", активизировался тот же самый участок мозга, но по-другому. Когда же они видели ярлык "запах тела", то область оставалась пассивной, независимо от того, нюхали добровольцы сыр или чистый воздух. "Познавательные входные сигналы высокого уровня, вроде зрительного образа или слов, могут влиять на деятельность в областях мозга, которые активизированы обонятельными стимулами", — заключили учёные.

(Продолжение см. Часть II)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Тина | Теги: Парфюмер, Патрик Зюскинд, физиология обоняния, биология
Просмотров: 1878 | Загрузок: 251 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 11:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru