Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Карпова Р.Х., учитель русского языка и лит-ра ССШ № 25 г. Актобе
[ Скачать с сервера (91.0 Kb) ] 2013-03-04, 8:42 AM
Подготовка к ЕНТ. 2013 год. Тема «Обстоятельство».

Тип: урок-обобщение систематизация знаний
Цели:
учебно-познавательные: повторить и систематизировать материал по теме, предложенный в учебно-методическом пособии национального центра тестирования «Русский язык» , Астана 2013; применить в практической работе умение определять виды обстоятельств; виды придаточных обстоятельственных; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности; закрепить навыки расстановки знаков препинания.
интеллектуально-развивающие: развивать умение классифицировать, наблюдать лингвистический материал; работать самостоятельно, тренировать внимательность при сопоставлении (взаимопроверка), развивать творческий подход к овладению средствами выразительной речи.активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.
социально-воспитательные: содействовать воспитанию уважения к языку, учить адекватно оценивать себя и других, воспитывать умение работать в коллективе.

Наглядность: дидактический материал, РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА, карточки для индивидуальной работы, ИКТ, презентация.

Ход урока.
1. Терминологический словарный диктант, который поможет определить круг вопросов, обсуждаемых на уроке.
1. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются нормы правильной речи. (совокупность норм устной речи, устанавливающая единообразное литературное произношение)
1. Фонетика 2. Орфоэпия 3. Графика
2 Правильная буква, или такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется... 1. Пунктограмма 2. Орфограмма 3. Морфемика
3. Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется... 1. Орфография 2. Морфология 3. Морфемика
4. Какая часть речи не склоняется и не спрягается? 1. Наречие 2. Местоимение 3. Имя прилагательное
5. . Выберите служебную часть речи. 1. Глагол 2. Наречие 3. Союз
6.Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие, при основном действии, выраженном глаголом. 1.Наречие. 2. Причастие. 3. Деепричастие
7. Лексическое значение и употребление устойчивых сочетаний изучаются в разделе… 1. Лексика. 2. Стилистика. 3. Фразеология
8. Слова, близкие по лексическому значению, называются... 1. Антонимы 2. Омонимы 3. Синонимы
9.Обстоятельство места и времени, более точно и конкретно раскрывающее значение предшествующего обстоятельства… 1. Обособленные. 2. Уточняющие
10. Раздел науки о языке, тесно связанный с синтаксисом, – это... 1. Пунктуация 3. Пунктограмма
11.Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно… 1. Обособленные 2. Уточняющие
12. Какая часть речи не служит для связи слов и предложений? 1. Союз 2. Предлог 3. Частица
13. Назовите второстепенный член предложения, второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. 1. Определение 2. Обстоятельство 3. Дополнение

Слайд № 2 Обстоятельство с точки зрения орфоэпии.

Слайд № 3 Морфемика, синтаксис, морфология

Найти обстоятельства, указать, чем выражены обстоятельства, разобрать по составу, сопоставить существительное и наречие как часть речи.

Слайд № 4

Обратить внимание на знаки препинания в этом предложении. Найти глагольное словосочетание. Составить схемы словосочетаний.
Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как : неточно, приблизительно, неверно.
( в.19 № 24 стр.104)
Слайд № 5.

глагол + наречие
глагол + деепричастие
деепричастие +наречие
наречие+наречие
Способ связи 1) согласование
2) управление
3) примыкание


Примыкание – способ связи.

Индивидуальное задание :
В1 № 17 стр 14 в12 № 17 стр 68 в 6 № 15 стр 39 в 17 № 5 стр 91
В 10 № 17 стр 59 в. 18 №16 стр 98 восходя выше живя в доме и живя дома

Слайд № 6
Повторим виды обстоятельства

Слайд № 7
Таблица. Виды обстоятельства по значению
Задание. Определить вид обстоятельства , ответ записать в виде цифр, соответствующих номеру этого вида в таблице.
1 Поневоле (причина) 6 в.8 № 15 стр 49
2.Указать значение наречий издали, здесь, впереди, всюду (место) 3 в 11 № 15 стр 64
3.Наречие есть в предложении . И чем ярче горел небосвод, тем сильнее билось сердце мальчика.
(образа действия ) 2 в.15 № 14 стр 83

Слайд № 8 Ключ 632 Работа числительного в предложении в значении обстоятельства времени
( межпредметная связь с историей Казахстана) Знаете ли вы , что после смерти пророка Мухаммеда в 632 году арабы начали священную «войну за веру» и дошли до Южного Казахстана .Найти обстоятельства в предложении, дать им характеристику.
Слайд № 9 Выделяются на письме
Обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Вопреки чему? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.
Обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Слайд № 10

Класс выполняет проверочную работу « Одним словом..»
Определить виды придаточных предложений

1.Как ни старалась она расслышать хоть что-то, из комнаты не доносилось ни звука.
2. Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно.
3. Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь.
4. Охота была удачная, так что мы вернулись с полными рюкзаками дичи.
5. Мне было рекомендовано не очень «высовываться в люди», дабы не привлекать излишнего внимания.
6. А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.

Слайд № 11 ключ ССП с придаточными

 1. уступки (в.9 № 23 С , стр. 55)
 2. условия ( в. 12 № 23 А, стр.69)
 3. цели (в. 13 № 23 Е, стр. 74)
 4. следствия (в. 14. № 19 Д, стр. 78)
 5. цели (в.15 № 19 С, стр. 84)
 6. сравнительное ( в.19 № 19 В, стр. 103)

Слайд № 12 Способ выражения обстоятельства. Тест «Один или два». Ответ запишите цифрами

1.Наречия образованы приставочным способом 1 несерьезно, кое-где 2.во-первых, по-русски
2.Наречие пишется слитно 1. врастяжку 2) в открытую
3.Словосочетание с наречием 1. решить по-моему, сделать по-твоему 2. по моему упражнению, по твоему заданию
4.Не с наречием 1. писать некому 2 думать некогда
5.Не с деепричастием слитно 1. не останавливаясь 2. невзлюбив
6. Укажите словосочетание с переходным деепричастием 1.удивляясь поступку 2. нарушая закон.
7. Возвратное деепричастие 1углубляющийся 2. углубляясь
8. Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия 1.кричать, плакать , вести, напевать 2. лить, мазать, плясать шьют
9.Деепричастие совершенного вида 1. организуя 2.отыскав
10. Найти словосочетание с деепричастием 1. Работать нехотя 2.не выполнив работу
11. Уточняющее обстоятельство 1.Встали мы очень поздно, в девять часов.2. Я сейчас так радостно. работаю , как никогда в жизни.
12. .Указать предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
1. Я забыл ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
2. Впереди, на том берегу моря, виднелись лесистые холмы.
13.К синониму фразеологизма Задать перцу нельзя отнести 1. Дать прикурить 2. Как пить дать

Ключ 111 222 222 211 2

Слайд № 13. Пунктуация
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Слайд 14
Задание. Найти деепричастные обороты, сформулировать правописание гласных перед суффиксами деепричастий, глаголов прошедшего времени, причастий.

услыш в крики на улице
кле л разноцветные картинки
постро вший дом
посе в рожь и пшеницу
вспомн л о завтрашнем юбилее
выздоров вший через неделю
постав в вазу на стол


Слайд 15, 16,17,18,19 Информация об обособлении деепричастий. Алгоритм нахождения оборотов, постановки знаков.

Слайд 20, 21
Практическая работа. Класс.
Выбрать предложения с обособленным деепричастием
1В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей (в 9 № 18 Д, стр.54)
2.Ямщик спал сидя.
3. Отдохнув он собирался уходить.
4. Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа.
5. На улице народу кишмя кишит. (в 18 № 13, стр.97)

Прокомментировать знаки
 1. Ему дали место он сел вздохнул облегченно и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся беззубым ртом. ( в 18 № 24 , стр. 99)
 Травы мокрые оторопели образумиться не успев и захлебываются капели разговаривая нараспев. (в 7 № 22 стр. 45)
 Окно было чуть приоткрыто и если встать прижавшись к стене почти зарывшись в плющ то можно было заглянуть в комнату ( В 8 №25 , стр. 51)

У доски индивидуальная работа по карточкам .

Карточка № 1 Задание. Списать, расставить знаки, составить схему и дать характеристику предложению. Прокомментируйте, чем выражены обстоятельства, назовите вид придаточного обстоятельственного.
Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял приставив руку ко лбу чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. ( В3 № 23 стр. 25)

Карточка № 2 Задание. Списать, расставить знаки, составить схему и дать характеристику предложению
Было до такой степени хорошо и весело на просторе полей, что хотелось петь. (В 6 № 23 стр. 40)
Слайд № 22 Информация об обстоятельствах, выраженных фразеологическими оборотами
Слайд № 23 Задание: составить фразеологизмы, дать толкование
Водить во весь дух навострить во все ока лопатки лыжи в мгновение без царя в голове в руках за нос держать себя

Слайд № 24 Ключ
 держать себя в руках сохраняющий самообладание в1 №5 стр 12
 во весь дух очень быстро в 6 № 5 стр.37
 в мгновение ока синоним « во весь дух»
 навострить лыжи намереваться покинуть это место в2 №7 стр.18
 во все лопатки синоним «в мгновение ока» в 7 № 5 стр. 42
 водить за нос обманывать в 9 № 5 стр. 52
 без царя в голове без внутреннего стержня, без главной
жизненной цели в19 № 21 стр. 103
Слайд № 25
Д/з по сборнику тестов 2012г
1.Составить схемы к предложениям

 В3 № 21 В 13 № 23
 В.9 № 22 В 16 № 24
В 18 № 23
2.Объяснить причины отсутствия обособления
 В 6 № 22 В17 № 11
 В 14 № 23 В19 № 22

Слайд 26 Рефлексия. Оценка деятельности на уроке.
Составьте предложения с обособленными или необособленными обстоятельствами, используя опорные слова
работать сидя
рассказывал не торопясь
решить задания шутя
отвечать нехотя
…согласно установленному расписнию…
Благодаря хорошему вниманию…
Несмотря на мои старания…
…вопреки нашим ожиданиям.
Ввиду недостатка времени…
…несмотря на усталость.
Я чувствовал себя на уроке… благодаря…
Индивидуальная работа по карточкам .

Приложение.
Карточка № 1
Задание. Списать, расставить знаки, составить схему и дать характеристику предложению. Прокомментируйте, чем выражены обстоятельства, назовите вид придаточного обстоятельственного.
Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял приставив руку ко лбу чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. ( В3 № 23 стр. 25)

Карточка № 2
Задание. Списать, расставить знаки, составить схему и дать характеристику предложению
Было до такой степени хорошо и весело на просторе полей, что хотелось петь. (В 6 № 23 стр. 40)

Карточка № 3

Найти словосочетания по способу связи примыкание

В1 № 17 стр 14 в12 № 17 стр 68
В 10 № 17 стр 59 в. 18 №16 стр 98
Сравни два словосочетания с главным словом деепричастием, сделай выводы
в 6 № 15 стр 39 в 17 № 5 стр 91

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
ТЕМА_________________________________________________________ ___________________________ДАТА ______
КЛАСС_____________ФАМИЛИЯ____________________________________________________________

№ Кол-во ошибок Самооценка
Оценка
1. Терминологический словарный диктант
__________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

2. Определите вид обстоятельства. Ответ запишите в виде цифр, соответствующих номеру этого вида в таблице.

3. Определите вид придаточных предложений, запишите ответ одним словом
1__________________ 4.____________________
2._________________ 5.____________________
3._________________ 6.____________________

4. Расставьте знаки препинания.
1.Ему дали место он сел вздохнул облегченно и положив руки на острые
колени добродушно улыбнулся беззубым ртом.
2. Травы мокрые оторопели образумиться не успев и захлебываются
капели разговаривая нараспев.
3. Окно было чуть приоткрыто и если встать прижавшись к стене почти
зарывшись в плющ то можно было заглянуть в комнату

5. Соберите и запишите фразеологизмы
Водить во весь дух навострить во все ока лопатки лыжи в мгновение без царя в голове в руках за нос держать себя
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

6. Тест «Один или два». Ответ запишите цифрами

7. Рефлексия. Оценка моей деятельности на уроке.
Составьте предложения с обособленными или необособленными обстоятельствами, используя опорные слова ( смотри на доску)

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ирэн
Просмотров: 1353 | Загрузок: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 2:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru