Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Брейн -ринг по русскому языку в 8 классе
2014-01-03, 11:36 AM
Тема: Брейнг -ринг по теме «Однородные члены предложения»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения; развивать соответствующие пунктуационные навыки; воспитание дружбы, коллективизма, стремления к творчеству, формирование привычек оказывать помощь в учении; развивать речь, память, логическое мышление учащихся.
Оборудование: опорные схемы, тексты, карточки, тестовые задания, раздаточный материал, картинки, словари, музыкальное сопровождение.
Тип урока: урок-закрепление. Форма урока: урок-игра
Метод урока: иллюстративный, словесный, исследовательский. Ход урока.
I. Оргмомент. Класс заранее разделен на две команды, в каждой команде есть капитан.
П. Учитель объясняет правила игры. Я приветствую всех на игре «Брейн -ринг», в которой встретятся две команды: «!» и «?». Командам предстоит показать все свои знания об однородных членах предложения, полученные на предыдущих уроках. Победит та команда, которая к концу урока наберет больше очков. Итак, сейчас я представлю команды и объясню правила игры. За правым столом от меня расположилась команда «?», капитан команды -... За левым столом от меня расположилась команда «!» -капитан команды - ...
А теперь правила игры: На доске висит карта с секторами. Синий, желтый и красный. Каждый сектор содержит вопросы двух уровней. Вопросы первого уровня — теоретические, на них вы отвечаете без подготовки. На вопросы второго уровня вам дается от 3 до 7 минут. Кроме синего, желтого и красного на карте расположены сектора: музыкальный, «золотое перо». Подробно о них вы узнаете по ходу игры. Сектор будете выбирать сами поочереди, с помощью дротика. На ваших столах лежат сигнальные карточки, с
помощью которых вы можете опередить соперников и первыми дать ответ на
вопрос.
III. Ход игры.
Вопросы I уровня:
Синий сектор.
1. Какие члены предложения называются однородными? (Члены
предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к
одному и тому же члену предложения).
2. Заполните таблицу «Сочинительные союзы», данную на доске:

Соединительные
Разделительные
Противительные
И, да, тоже, также, не только.., но и; так... как и;
Или, либо, то-то, не то -не то.
А, но, да (но), зато
Желтый сектор.
1. Когда ставится запятая между однородными членами предложения?
- перед противительными союзами;
- перед повторяющимися союзами;
- перед второй частью двойного союза.
2.Чем отличаются однородные определения от неоднородных?( Однородные обозначают отличительные признаки одного и того же предмета. Произносятся с перечислительной интонацией, и допускают вставку союза и. (Неоднородные характеризуют всегда один предмет, но с разных сторон, зависят друг от друга по смыслу).
Красный сектор.
3. Когда не ставится запятая между однородными членами предложения? (Не
ставится между однородными членами, соединенными одиночным,
неповторяющимся соединительным или разделительным союзом).
4. Используя опорную схему, сформулируйте правило постановки знаков
препинания при обобщающих словах?
Вопросы II уровня:
Синий сектор.
Задание для 1 команды:
а) Прочитайте текст.
Кем вырастешь, парень?
Я тренер. Я хочу, чтобы подростки меня понимали, приходили ко мне со своими бедами, тревогами, радостями. Я хочу, чтобы они сталимужественными людьми. Имели бы свою точку зрения, даже если им сегодня всего по одиннадцать лет.
Понимаю, не станут они все чемпионами. Не все будут и мастерами спорта. Но я уверен, что всем им спорт поможет найти и оценить себя. Занимаясь спортом, человек ежедневно заставляет себя делать зарядку, теряет за тренировку килограмм - полтора веса/наконец, заставляет себя выучить уроки, потому что с двойкой его не допустят до соревнований. Он с отвращением смотрит на пьющих людей, став старше, не будет этого делать, потому что ему этого не надо.
Спорт должен помогать решать нравственные проблемы. Через спорт можно правильно понять поражение, победу, товарищескую поддержку. (Д. Рудная, заслуженный мастер спорта)
б) Выпишите 2 предложения с однородными членами.
в) Какими членами предложения являются однородные члены.
г) Объясните значение слов по словарю С.И. Ожегова: проблема,
отвращение.
д) Ответьте на вопрос: для чего нужно заниматься спортом?
Задание для 2 команды:
а) Прочитайте текст.
Что значит любить Родину?
Многие из вас говорят: «Мы любим Родину».
Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, борьбой, жизнью.
Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого, для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом, ребята! (Ю. Яковлев)
б) Выпишите 2 предложения с однородными членами
в) Какими членами предложения являются однородные члены, г)
Объясните значение слов по словарю С.И. Ожегова: пошляк, святой,
д) Ответьте на вопрос: Что значит любить Родину?

Желтый сектор.
Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений с обобщающими словами, (листы для схем и маркер).
Задание для первой команды:
1. Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети — вышли встречать пароход. 2. В пруду водилась разная рыба: карпы, караси, плотва. 3. Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях - она искала Баклашова. 4. В неподвижной воде отражались прибрежные ивы, синее небо, белые облака. 5. В иллюминатор были видны поля и леса, реки и озера.
Задание для второй команды.
1. Снег лежал на крышах домов, и на густом кустарнике, и на кронах деревьев. 2. Каких только игрушек не дарили ему частые гости: и забавных зверушек, и изящные машинки, и богатырские доспехи.
3. Никто не знал ни его состояния, ни его доходов. 4. И молодежь, и старики -все жители поселка собрались у причала. 5. Ничто: ни встречный ветер, ни высокие волны - не остановило отважных гребцов.
Красный сектор.
Подчеркните определения, поставьте недостающие знаки препинания, объясните их. Укажите какие из них однородные, а какие неоднородные.
Задание для первой команды.
1. В старом сосновом лесу земля была усыпана порыжевшей хвоей, (неоднородные) 2. Низкие, темные (однородные) тучи нависли над городом, предвещая затяжные осенние(неоднородные) дожди. 3. Первый весенний дождь весело стучал по крыше, у крыльца образовался быстрый, мутный, пенистый ручей (однородные). 4. Слепящее зимнее (неоднородные) солнце почти не давало тепла. 5. На спинке стула висела чистая, отглаженная рубашка (однородные).
Задание для второй команды.
1. Миновав рощу, мы вышли на узкую проселочную(неоднородные) дорогу, ведущую к большому, загруженному (однородные)шоссе. 2. Медленно тянулись жаркие летние (неоднородные) дни. 3. Резкий, скрипу ч ий(од,нород,ные) голос старика нарушил тишину. 4. Легкая прогулочная (неоднородные)лодка потеряла управление.5. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря (неоднородные).
Сектор «Золотое перо».
Один из членов каждой команды составляет рассказ по картине. В предложениях нужно использовать однородные члены предложения( за отдельным столом, листы бумаги).
Сектор музыкальный.
Учащиеся получают листки с текстом песни «Дружба». Выписывают из нее предложения с однородными членами, а затем поют песню хором.
IV. Выставление оценок. Учащиеся самостоятельно выставляют оценки в своей команде, используя оценочные бланки.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ната76
Просмотров: 736 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru