Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

6 класс русская литература Тема: Герои повести А.С.Пушкина «Метель», мотивы их поступков
[ Скачать с сервера (33.5Kb) ] 2014-01-07, 3:15 PM
6 класс русская литература
Тема: Герои повести А.С.Пушкина «Метель», мотивы их поступков
Цель урока:
● выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков, играющих важную роль в развитии сюжетных линий и композиционного построения повести
Задачи урока:
● ввести учащихся в мир прозаических произведений А.С.Пушкина
● выявить авторское отношение к героям
● создать путём использования приёма интеграции разных видов искусства (литература и музыка) нестандартной учебной ситуации с целью глубокого восприятия произведения
● продолжить работу над развитием читательской культуры учащихся, обогащением их словарного запаса, формированием умения грамотно владеть устной и письменной речью с учётом соблюдения авторской манеры повествования
● воспитывать любовь учащихся к пушкинской прозе
Оформление урока:
Презентация, иллюстрации учащихся к повести, шесть шляп, музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель» , фрагмент фильма «Повести И.П.Белкина» (1964г.)
Эпиграф к уроку:
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
Е.Баратынский
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя (вызов)
- Что вы знаете по данной теме? (содержание повести «Метель», А.С.Пушкина -поэта)
- А повесть-это жанр прозаического произведения, занимает промежуточное место между романом и рассказом.
- Что должны узнать?
- выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков, играющих важную роль в развитии сюжетных линий и композиционного построения повести
- узнать историю создания повести
- раскрыть смысл эпиграфа
- увидеть отношение автора к героям
- показать влияние метели на судьбы главных героев
- открыть Пушкина-прозаика
2. Беседа с учащимися (осмысление)
Сегодня мы познакомимся с повестью А.С.Пушкина «Метель», которая входит в цикл произведений, объединённых названием «Повести Белкина». В этот цикл входит 5 произведений: «Выстрел», «Гробовщик», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Александр Сергеевич приехал в Болдино, родовое имение своего отца, осенью 1830 года решить вопрос с деньгами на свадьбу. Он предполагал пробыть там не более месяца, но в губернии бушевала страшная болезнь-холера, и никого не выпускали из-за карантина. Пушкин пробыл там практически всю осень, за это время написал более 40 произведений, одно из которых «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Авторство повестей А.С.Пушкин приписал провинциальному помещику Белкину, живущему в деревне, хорошо знавшему жизнь провинциальной России начала 19 века.
-Почему А.С.Пушкин выбрал рассказчика из той же социальной среды, что и его герои? ( придать произведению достоверность)
-Давайте вспомним, что такое эпиграф? (эпиграф-это небольшой текст, предваряющий произведение, в нём может быть сформулирована тема, сжата выражена основная идея или сформулирована проблема)
-Эпиграфом к повести Пушкин выбрал строки из баллады В.А.Жуковского «Светлана»
3.Чтение эпиграфа наизусть
4. Анализ эпиграфа
Обратите внимание на первые четыре строчки
-Какое слово несёт главную смысловую нагрузку? (Божий храм имеет огромное значение в жизни героев повести)
-Найдите ключевые слова во второй части эпиграфа (метелица, чёрный вран, вещий сон, тёмная даль- предвестники трагических событий и слово ВДРУГ, так как в жизни многое происходит случайно)
5. Беседа с учащимися
-Что такое сюжет произведения? (сюжет - система событий, составляющих содержание действия литературного произведения)
Сюжет тесно связан с композицией
-Что называется композицией произведения? (композиция- построение художественного произведения)
-Назовите основные элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка)
Обратимся к экспозиции повести (экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия)
-С кем знакомит нас писатель в начале произведения? (Марья Гавриловна –богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич-бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне)
-Как родители Маши отнеслись к молодому человеку? («запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя»)
-Как автор относится к Марье Гавриловне? ( с иронией, прочитать «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюбленна…наши любовники были в переписке….дошли до следующего рассуждения (фрагмент фильма)придите в наши объятия») (фрагмент фильма)
Пушкин иронично относился к французской литературе. Молодые люди ведут себя так же, как герои далёких от жизни выдуманных французских романов. Их любовь названа «романической», нежизнеспособной.
-Что задумали влюблённые? Как развивается сюжет повести? (завязка-решение тайно обвенчаться)
Марья Гавриловна очень хотела, чтобы отношения с Владимиром развивались как во французском романе, где один беден, другой богат. Владимир подходил для этой роли. Всё это похоже на игру.
Влюблённые готовятся к побегу
-Как чувствует себя Маша накануне побега? («накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь..….с приличной надписью)
-Что было в этих письмах Пушкин умалчивает, но можем предположить. Девочкам предполагалось написать письмо родителям от имени Маши, продумав его содержание и стиль, чтобы образ того времени и авторская манера повествования не были разрушены.
Чтение писем («Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой были два пылающие сердца с приличной надписью….»)Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях.
-Зачем мы это делали?(чтобы понять пушкинскую героиню)
-Что снилось Маше накануне побега? (пересказ «она бросилась на постель…бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим»)
-Что, по мысли автора повести , эти сны предвещают? (сон пророческий, предвещает смерть Владимира)
Несмотря на вещие сны, на жалость к родителями чувство вины перед ними, Маша всё-таки отправляется в церковь, в Божий храм .
-Чем явилось описание метели для Маши? («угрозой и печальным предзнаменованием для беглянки»).(«Они сошли в сад…….и лошади полетели»)
-Пушкин назвал Марью Гавриловну «молодой преступницей». Почему? (преступила нравственный, христианский закон, повелевающий чтить волю родителей. А.С.Пушкин утверждает, что без благословения отца и матери нельзя совершать такой важный шаг как вступление в брак )
-Состояние Владимира схоже с чувствами лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Бесы» (фрагмент фильма )
-Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха? (кульминация)
Метель-судьба наказывает Владимира за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провёл за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил её кучеру Тришке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого. Какое же счастье может ожидать МГ с таким «добросовестным» человеком?
-Что является развязкой в сюжетной линии Маша-Владимир? (разлука, одиночество)
- Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?(ничем, утром она выйдет к завтраку, а вечером сляжет в горячке, родители решат дать возможность молодым обвенчаться, но Владимир пришлёт полусумасшедшее письмо. В котором попросит забыть о несчастном навсегда)
Здесь автор нарушает последовательность повествования, и мы не знаем, что произошло в церкви. Такой литературный приём называется умолчанием
-Почему Пушкин использует этот приём? (вызвать интерес к повествованию)
- Какие исторические события описаны в повести? (окончание войны 1812 года )
Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы. Гордостью за отечество, за его славных сынов, глубоким патриотизмом проникнуты строки, в которых Пушкин вспоминает об этом времени.(«Время…») Исчезла и холодность Маши
- Кто же её растопил? (сюжетная линия Маша-Бурмин)
- Кратко расскажите об этом герое (Пушкин любуется им-орден Святого Георгия, храбрость Бурмина на поле боя сменяется нерешительностью в отношении с Машей, которая ему понравилась)
- Что больше всего возбуждает любопытство Маши в отношениях с Бурминым? («Тайна…»)
Скоро тайну раскрыл сам Бурмин, и мы узнаём, что произошло 4 года назад.
-Почему Бурмин не смог скрыть этой истории от МГ?(искренно любил её и хотел быть предельно честен с ней)
-Сформулируйте названия композиционных частей этой сюжетной линии (завязка –знакомство МГ с Бурминым, кульминация-рассказ Бурмина, развязка- «Боже мой! Так это были вы!» (узнавание)
- Итак, в повести Пушкина «Метель» два сюжета, и каждый имеет свою завязку-кульминацию - развязку. Но эти два сюжета соединяются в один .
6. Работа в группах (рефлексия)
Чтобы понять, как повлияла метель на судьбы главных героев повести (Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина) мы разделимся на группы и, используя приём «шести шляп мышления», ответим на вопросы. (см. слайд)
1. Белая - Рассказать, как сложились судьбы Владимира Николаевича, Марьи Гавриловны, Бурмина
Владимир Николаевич
Марья Гавриловна
Бурмин

2. Чёрная - Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Владимир уезжает на войну, ранен был под Бородиным, умирает в Москве, накануне вступления французов в 1812 году
Почему он один не нашёл дороги в Божий храм? (не думает о будущем, о судьбе девушки, которую разлучает с домом, привычным миром, занят только собой, лишён дара предвидения, не слышит голос судьбы, без родительского благословения не будет и пути)
Марья Гавриловна наказана чередой испытаний, выпавших на её долю: замужество с незнакомцем, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, так как она обвенчана.
Бурмин, также как и Маша наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. «непростительная ветреность», гусарство, случайное дорожное приключение, которым можно похвастаться в полку.
3. Жёлтая – Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
-развела Марью Гавриловну с Владимиром, но в то же время соединила с Бурминым
-Маша и Бурмин не нарушили клятву верности, поэтому метель –судьба их соединила, они стали способны на настоящее чувство
-помогла раскрыться характеру каждого из них
-распорядилась жизнью героев
-наказала за легкомыслие
-заставила пройти через испытания
-вознаградила за всё пережитое
-герои повзрослели
Вывод: как сказал русский поэт начала 19 века Е.А.Баратынский
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
4. Красная – Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей(3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.
Метель- природное явление, сопровождавшееся снегом, ветром
в мифологии сила творящая
мести, метать жребий - испытать судьбу
В повести Пушкин изображает метель как живое существо, мешающее осуществлению планов, используя олицетворение. Метель-символ непредсказуемости жизни, символ судьбы. В метель попадают три героя: Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, Бурмин. Метель внезапно врывается в их жизнь и меняет судьбу каждого
Метель Марьи Гавриловны: «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
Метель Бурмина: «…вдруг поднялась ужасная метель», «непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал», «метель не унималась», «буря не утихала;…увидел огонёк и велел ехать туда».
Владимир Николаевич: «поднялся ветер, и сделалась такая метель, дорогу занесло, метель не утихала, небо не прояснялось» метель Владимира можно сравнить с вьюгой в стихотворении «Бесы»
5. Зелёная –Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?
После слов «Владимир поехал на двор к священнику. Какое известие ожидало его!....». Пушкин умалчивает об этом. Переживание и мысли каждого героя после случившегося. Жизнь Владимира, участие его в Отечественной войне 1812 года. Описание интерьера.

6. Синяя – Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остаётся недосказанным?
Была сохранена тайна брачного венчания полудюжиною заговорщиков(6 человек): священник, дворовая девушка, кучер-Терешка, три свидетеля: сорокалетний корнет Дравин, землемер Шмит в усах и шпорах и сын капитана - исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Они стали участниками преступления.

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями.

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым, создаются условия для отреагирования эмоций, они больше не будут «мешать» работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает вписать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной.

-Глубже почувствовать грозную силу этого природного явления, а также героя произведения нам поможет музыка. Она написана замечательным композитором Георгием Свиридовым специально для повести Пушкина. (звучит музыка, учащиеся работают в группах)
Вывод
7. Домашнее задание
Сравнить метель Владимира с вьюгой в «Бесах», работая по таблице.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Zолушка
Просмотров: 6232 | Загрузок: 254 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.6/10
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru