Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок "Второстепенные члены предложения в 5 классе"
[ Скачать с сервера (54.9Kb) ] 2014-01-07, 9:12 PM
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ
БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫ
« № 34 ИННОВАЦИЯЛЫҚ ҮЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»
МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ПАВЛОДАРА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
Г. ПАВЛОДАРА

__________________________________________________________


План- конспект открытого урока русского языка
на тему «Второстепенные члены предложения»
в 5 «г» классе



Провела:
учитель русского языка и литературы
первой категории Мемедлаева Г.С.



Павлодар, 2013 г.

План- конспект урока русского языка

Класс: 5 "Г"
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Форма проведения: урок- путешествие "Времена года"
Цель урока: Создать условия для формирования языковой и коммуникативной компетенций через освоение определений второстепенных членов и особенностей их употребления в речи и на письме, а также через развитие умений анализировать теоретический материал, работать с художественным текстом, сотрудничая в группе, что будет способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся.
Оборудование:
• проектор, компьютер,
• памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения»,
• индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Целеполагание.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать наш урок "Времена года" (Слайд 1), а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2 - примеры). Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются? (Одна грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений - нераспространенные предложения, второе предложение – распространенное).
Осень. Воздух бодрит. Славная осень! Здоровый, ядреный
Лед лежит. Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит.

- Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину осени? (Второе.)
- Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину осени? (Второстепенные.)
- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).
- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определения, о которых мы говорили с вами и на уроках русского языка и на уроках русской словесности. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения. (Слайд 3 - тема урока)
- Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете?

Цели, задачи для учащихся:
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель?
• Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
• Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.
• Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
(Слайд 4 -цели)
- Я рада, что наши цели совпали.
2. Актуализация знаний уч-ся по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими текстами. (Работа в группах)
- А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам, наконец, отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем вести свои «Записки путешественника» И одним из первых заданий будет заполнение таблицы-памятки «Второстепенные члены предложения». Приготовьте ее, пожалуйста.
- Чтобы реализовать наши задачи, мы будем работать в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе и карточка- инструкция . (В первой группе общая памятка расположена на осеннем листочке, во второй группе - на снежинке, в третьей - на цветке. Также на столах есть опорные листочки.(Командиры должны вклеить в поля таблицы опорные листочки). В качестве справочного материала вы используете ваш учебник русского языка. Итак, начинаем путешествие.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Внимательно прочитайте задания.
2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
3. Работайте дружно.
4. Уважайте мнение товарищей.
5. Выберите выступающего.
Карточка - инструкция №1
1. Прочитайте правило на странице 68.
2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите определения.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
4. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы)
5. Выберите выступающего для передачи материала классу.
Карточка - инструкция №2
1. Прочитайте правило на станице 71.
2. Ответьте на вопросы об определении по плану:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
4. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы)
5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка- инструкция №3
1. Прочитайте правило на станице 72.
2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
4. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы)
5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Выступления групп
- А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу и разбирать предложения выступающих групп.
1 группа. Определение
- Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». ( Слайд 5 - пример)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»
Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.)
Группа выступает с сообщением об определении по памятке, начиная свое выступление с весёлого стих-ия А.И. Косоговского об определении.


2 группа. Дополнение
- А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Какой член предложения распространяет главные члены в данном предложении? (Дополнение)
( Слайд 6 - пример)
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
С.А. Есенин «Зима»
Группа выступает с сообщением о дополнении по памятке, начиная свое выступление с весёлого стих-ия А.И. Косоговского о дополнении.
3 группа. Обстоятельство
- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Расскажите об обстоятельстве и найдите его в предложениях
( Слайд 7 - пример)

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Весна наступает,
Снег быстро тает.
С.А. Есенин «Наступление весны»
Группа выступает с сообщением об обстоятельстве по памятке, начиная свое выступление с весёлого стих-ия А.И. Косоговского об обстоятельстве.
Все группы
- Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте все вместе отправимся в лето и покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке.

( Слайд 8 - пример)

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи. А.А. Блок «Летний вечер»
- В начале урока мы с вами отметили, что главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – несут главную, смысловую нагрузку предложения, а что же делают второстепенные члены предложения? Что происходит с предложением как только в нем появляется хоть один второстепенный член предложения? ( предложение превращается из нераспространенного в распространенное) Давайте охарактеризуем наше предложение о лете (выполняется синтаксический разбор )

3. Подведение итога.
Итак, давайте подведем итог, посмотрев на ваши памятки. Все ли верно вы записали и запомнили? Проверьте, есть ли в ваших памятках недочеты, ошибки, исправьте их. Какую новую информацию вы узнали для себя о второстепенных членах предложения?
( Слайд 9 - таблица)
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
Определение Дополнение Обстоятельство
Что обозначает? признак предмета предмет место, время, причина, образ действия
На какие вопросы отвечает? какой? чей? вопросы косвенных падежей где? куда? откуда? когда? почему? как?
Чем выражено? прилагательное,
местоимение существительное,
местоимение существительное с предлогом, наречие
Как подчёркивается?

4. Рефлексивный тест.

- Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у теплой печки и будем вспоминать, что узнали в далеких краях. А если вы что-то забудете, вам поможет памятка, потому что сейчас вы будете выполнять тест, ответы которого вы занесете в табличку, находящуюся в ваших «Заметках путешественника». Затем вы проверите себя по верным ответам и оцените по критериям, которые появятся на экране. (Слайд 10 – ответы), (Слайд 11 - критерии самооценки)

5. Творческая работа по маршрутам.
Я думаю, что если бы мы на самом деле путешествовали с вами по временам года, вы бы не ограничились одним путешествием и решили бы отправиться еще раз, но уже по другому маршруту. Вот мы сейчас и отправимся дальше каждый по своему маршруту (учащиеся переходят по маршрутам и образуют новые группы)

- А теперь представьте себе, что главный редактор одной из наших местных газет узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику "Осенние зарисовки». Вы будете выполнять это задание на карточке с таким же названием.

Задание для 1 группы:
(КОЗ №1)

1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения.
2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте.

3. Задание.
Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В лиственном лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили (прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют лес. Природа готовится к (сущ. с предлогом …..).
4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие предложений теме «Осень» 6
Наличие в предложении не менее 6 членов предложений 6

5. Инструмент проверки.
Модельный ответ
Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
Задание для 2 группы:
Коз №2
1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо осени написал о весне, а также научишься сам составлять аналогичные тексты.
2. Задачная формулировка. Напиши похожий текст, но только об осени, распространив его второстепенными членами. Определи, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
3. Задание
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие теме 1
Наличие в предложении не менее 10 второстепенных членов предложений 10

5 . Инструмент проверки
Модельный ответ
Наступление осени.
Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.

Задание для 3 группы:
Коз № 3
1.Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу.
2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами.
3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку …. .
4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие теме 1
Наличие в тексте не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложений) 10

5. Инструмент проверки.
Модельный ответ
Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Осенний лес удивительно красив!
- А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку
П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде ).
Я думаю, вам это поможет.
Выступления групп.
6. Подведение итогов
- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин)
7. Рефлексия
- А теперь давайте подведём итог нашей всей работы. Какое из заданий вам удалось выполнить легко? При выполнении какого задания вы ощутили трудности?
- Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? Кто не успел сегодня пройти весь путь, тот продолжит его на следующих уроках.
8. Домашнее задание
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
(Слайд 12)
- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года.
Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года!

Приложение 1

Задание для 1 группы:
Алгоритм выступления группы.
1. Прочитайте задание.
(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст.
3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу.

(КОЗ №1)

1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения.
2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте.
3. Задание.
Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В (прил. …..) лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили ( прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют (прил. ……) лес. Природа готовится (сущ. с предлогом ……).
5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие теме 1
Наличие в предложении не менее 7 второстепенных членов предложений 7

4. Инструмент проверки (выдаётся группе после выполнения задания)
Модельный ответ
Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

Приложение 2
Задание для 2 группы:
Алгоритм выступления группы.
1. Прочитайте задание.
(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст.
3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу.

Коз №2
1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо осени написал о весне.

2. Задание

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
3. Задачная формулировка.
Написать похожий текст, но только об осени, распространив его второстепенными членами. Определить, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие теме 1
Наличие в предложении не менее 10 членов предложений 10

4. Инструмент проверки (выдаётся группе после выполнения задания)
Модельный ответ
Наступление осени.
Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.

Приложение 3
Задание для 3 группы:
Алгоритм выступления группы.
1. Прочитайте задание.
(Написать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте получившийся текст.
3. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 4. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Коз № 3
1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу. (Корреспондент написал лишь одно предложение: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку…)
2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение на тему «Волшебница-осень» из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами. В этом тебе поможет картина.
3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку…

5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка
Соответствие теме 1
Наличие в тексте не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложений) 10

4. Инструмент проверки (выдаётся группе после выполнения задания)
Модельный ответ
Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: memgulya
Просмотров: 4982 | Загрузок: 396 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 6:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru