Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока русской литературы в классе
2014-01-12, 11:52 AM
Бородина Е.Г.
Урок русской литературы
9 класс
Тема: Чичиков. Кто он:" подлец, хозяин, приобретатель" или …?" ( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели: 1 Создать условия для усвоения идейно-тематического содержания произведения посредством анализа системы образов, целостной оценки литературного героя.
2. Создать условия, способствующие формированию ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой, коммуникативной, информационной и общекультурной литературной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования
3. Создать условия для воспитания грамотного читателя, умения сотрудничать, личности, востребованной в обществе.

Оборудование.
1.Текст произведения.
2. Иллюстрации к произведению.
3. Высказывания литературоведов об образе Чичикова.

Ход урока
I.Мотивационно-целевой этап.
1.Выход на тему урока. Определи героя по его визитной карточке.
«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.
(главный герой поэмы П.И.Чичиков)
- Почему на страницах произведения Гоголь дает столь разную характеристику Чичиикову?
- Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?
(Причина кроется в авторской характеристике Чичикова.
С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”
И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”)
- Так кто же такой Чичиков: “подлец, хозяин, приобретатель" или …?
2.Запись темы урока.
3.Постановка познавательной задачи.
Узнать, кто же такой Чичиков: “подлец, хозяин, приобретатель или …? " Есть ли Чичиковы сейчас?
II. Операционно-познавательный этап.
1.Исследование высказываний литературоведов о Чичикове.
Задание. Выпишите черты характера Чичикова, выделенные литературоведами. Что заметили?
В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.
С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.
В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.
М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.
А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.
И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…Он все же подлец какой-то странный".
В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.
Вывод: Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

2. Исследование высказываний героев поэмы о Чичикове.
-Что скажут о Чичикове герои поэмы?
Помещики
Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором".
Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут".
Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Хотите знать, кто Чичиков?! Сейчас видно, что двуличный человек. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.
Собакевич: “Чичиков - хороший человек".
Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном".
Вывод: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.
Чиновники города NN
Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.
Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.
Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.
Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.
Вывод: Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Гоголь назвал “небокоптителями”.
В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родственен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.

3. Заполнение таблицы"Сходство Чичикова с помещиками и различие".
- Итак, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями”?

Сходство Различие
- В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера.
- Как и Коробочка, копит в мешочек деньги.
- В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину.
-Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный.
- Солгать способен не хуже Ноздрёва - У Чичикова есть прошлое.
- Чичиков размышляет, пытается проанализировать свои поступки.
- Характер Чичикова дан в развитии.
- Чичиков обладает энергией и волей
- Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.

Чичиков - “собиратель” отрицательных черт всех помещиков.

Чичиков наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он неустанно стремится.

4. Составление ОК "Качества Чичикова, способствующие его обогащению".
- Какие качества Чичикова способствовали его обогащению?

Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность.
Целеустремленность.
Умение вести “дела” (из разряда нечистых).
Умение поддерживать разговор широта интересов.
Знает человеческую психологию.
Умеет произвести приятное впечатление.
Типичная внешность делового благополучного человека.
Мимикрия, приспособляемость.
Умение выстоять “под ударами судьбы”.

ПОРТРЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

5.Решение проблемного вопроса "Почему автор называет его подлецом?"
Подлец- подлый человек, негодяй.
Подлый - низкий в нравственном отношении, бесчестный. (по словарю С.Ожегова)
( Деньги – единственная цель его жизни.
Любые средства для достижения цели хороши.
Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт.
“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое Н.В.Гоголь.
Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете.)
Вывод: Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.
6.Решение проблемного вопроса "Чичиков-"мертвая душа?"

Да НЕТ
Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город NN, сумел польстить каждому чиновнику.
Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ»:
«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

- Почему так противоречив образ Чичикова?
“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома,- так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”.
Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во II главе давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.
«Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?
Предположите, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову переродиться?
(Возможные варианты:
- тяжелая болезнь
- нахождение в тюрьме
- встреча с праведником
- любовь )

III. Рефлексивно-оценочный этап.
Свободное письмо.
1.Почему образ Чичикова вечен?
2.Страшны ли Чичиковы? (на выбор)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Борлен
Просмотров: 1824 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 12:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru