Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Алгоритм работы на уроках русского языка
[ Скачать с сервера (14.2Kb) ] 2014-01-13, 9:19 PM
Алгоритм работы на уроках русского языка.
Сегодняшнее время ко многому обязывает учителя. Он должен идти в ногу со временем, удовлетворять социальный заказ общества. А обществу сегодня нужна творческая, самостоятельно мыслящая личность.
Учитель должен так построить работу, чтобы ученик знал, для чего ему нужно учиться, научить его использовать свои знания на практике, знания должны быть компетентными.
Я много читала, посещала уроки коллег, анализировала, сравнивала, отвергала, искала методы и приемы, которые зажгли бы в ученике жажду познания, включили бы в работу мысль. В процессе работы столкнулась со следующим. Объясняю новое – ученики слушают, думают, усваивают. Все работают. Начинаю закреплять. Масса рук, все хотят отвечать, работать у доски, комментировать. А вызываю четырех, пятерых, не более – время не позволяет. Что происходит дальше? А дальше – меньше рук, потом, возможно,
перестанут слушать, думать. А зачем? Ведь всех не спросят. Это заставило меня поразмышлять над тем, как повысить контролируемость результатов деятельности учащихся. Сплошной контроль при выполнении письменных заданий отодвинут во времени и не всегда дает должных результатов, так как выполняет преимущественно оценочную функцию.
Я изучила различные педагогические технологии, много читала, и вот в прошлом году я ознакомилась подробно с опытом работы Славогородской Валентины Васильевны, учителя русского языка и литературы средней школы № 1 г. Тайынши Северо-Казахстанской области. С начала этого года на своих уроках в _____ я начала апробацию разработанного ею алгоритма. Пока я делаю первые шаги. Может быть не все у меня еще получается, но я стараюсь довести все до совершенства.
В основе алгоритма – полное вовлечение ученика в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Алгоритм имеется у каждого ученика. Умения пользоваться алгоритмическими предписаниями отрабатываю постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. Почему этап урока назван модулем? Модуль - это физический термин, мерило каких-либо величин. Каждый модуль имеет свою цель задания. Выполнение задания помогает каждому ученику измерить степень участия в работе, оценить самому свои умения и навыки.
Алгоритм включает в себя элементы модульного обучения, КСО, разноуровневой технологии.
Данный алгоритм предполагает творческий подход: что-то взять на спланированный урок, что-то отбросить, подобрать необходимый материал для каждого модуля, проблемные вопросы к каждому модулю для групп с высоким и средним уровнем обучаемости, оформление доски и т.д.
Это зона ближайшего развития. Что это дает?
- Ученики учатся сами формулировать познавательную задачу урока. Раньше это делала я. Говорила, что должны знать, что уметь.
- Алгоритм дает возможность понять ученику, что им нужно делать и зачем работать в статистической паре. Они выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Никто не бездействует. В паре отрабатывается понятийный аппарат, закрепляется новое, проверяется домашнее задание.
- Работая в группе, понимают, что конечный результат складывается от посильного вклада каждого.
- Выполняя одно из предложенных заданий (разноуровневые задания), ученик избавляется от комплекса неполноценности.
- Использование алгоритма дает возможность мне выступать на уроке не в качестве информатора, а в качестве дирижера. Я и ученик – это субъекты, поскольку этого сегодня требует рынок образовательных услуг.

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
(субъект) (субъект)

- Алгоритм позволяет мне строить урок на самоорганизации учащихся, развития их личности, коллективной, индивидуальной и учебной деятельности, ответственности ученика (т.е. он знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует их выполнение).
А если вышеперечисленное имеет место на уроке, то ученик адаптировался:
мне хорошо, комфортно


реализую себя на уроке



есть результат, достижения


успешная личность


счастливая личность.

Что же из себя представляют модули урока?

Модуль 1.
Цель модуля: научиться формулировать цель урока, исходя из темы урока.
Освоение данного модуля поможет научиться выделять в теме главное, развивать логическое мышление.

Задание первого модуля:
1. Внимательно прочти и прослушай тему урока.
2. Подумай и скажи:
а) что должны узнать сегодня на уроке;
б) чему должны научиться

Цель 2 модуля: научиться грамотно объяснять и графически обозначать орфограмму.
Освоение данного модуля поможет развить зрительную память.
Задание модуля: Прочти слова, объясни орфограмму и графически ее объясни. Делай это грамотно, используя изученное правило.
Методические указания: следи за своей речью.

Модуль 3. Подготовься к проверке домашнего задания.
Цель: проверить свои навыки по изученной орфограмме и пунктограмме.
Данный модуль включает в себя два задания.
Первое. Работай в паре
1. Расскажи соседу по парте изученное правило.
2. Объясни пропущенные орфограммы и пунктограммы.
3. Оцени себя.
Выслушай оценку товарища.
Второе. Прими участие в общеклассной беседе.
Цель: подвести итоги.
Как ты подготовился к уроку?
(улучшил ли ты свои навыки?)
Над чем еще надо работать?
Какие качества надо в себе воспитывать?
(усидчивость, терпимость, настойчивость, упорство и другие).

Модуль 4. Цель модуля: узнай новое в области орфографии, морфологии, синтаксиса, фонетики.
Этот модуль включает в себя три задания:
Задание № 1.
Внимательно прослушай объяснение учителя, прими участие в беседе.
Цель: научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала. Если ты усвоил учебный материал, то подумай, что тебе помогло в этом:
1. Грамотное и четкое объяснение учителя.
2. Хорошее знание предыдущих тем.
3. Умение слушать.
Собранность и концентрация мыслей на том, что сообщает учитель.

Задание № 2 Открой учебник на стр…
1.Внимательно прочти учебную статью.
2.Вместе с соседом по парте составь план учебной статьи.
3.Расскажи товарищу, что ты узнал.
4.Выслушай соседа по парте.
5.Оцени себя.
6.Выслушай оценку товарища. Это поможет тебе усвоить теоретические понятия.

Задание № 3 Прими участие в общеклассной беседе.
Цель: подвести итоги.
Что нового ты узнал?
Все ли ты понял?
Сделай вывод: нужна ли тебе помощь учителя, товарища?

Модуль 5. Цель: научиться правильно, писать орфограмму
Освоение данного модуля поможет тебе писать без ошибок или с уменьшающимся количеством ошибок.
Этот модуль состоит из трех заданий.

1 Найди, объясни и графически обозначь орфограмму :
1. В данных словах.
2. В данном тексте. Методические рекомендации:
работай
вместе с классом.
2 Запиши словосочетания по вариантам:
1. Обозначь орфограмму.
2. Выслушай соседа по парте.
3. Оцени себя.
4. Выслушай оценку товарища.
Используй памятки.
Памятка обучаемого:
1. Относись к своему партнеру
с уважением.
2. Сумей выслушать своего партнера до конца.
3. Если что-то непонятно, задай вопрос.
4. Попробуй самостоятельно выполнить задание.
5. Если что-то не получается, обратись за помощью.
Памятка обучающего:
1. Относитесь к своему товарищу
с уважением.
2. Попробуй доступно, понятно изложить учебный материал или объяснить орфограмму, пунктограмму.
3. Если у товарища возник вопрос, объясни непонятное еще раз.
4. Проконтролируй выполненное задание, вместе исправьте и разберите ошибки.
5. Проверяем вместе. Методические рекомендации:
выслушай
и оцени соседа по парте, работай в паре.
3 1. Открой учебник на стр…
2. Прочти задание.
3. Выполни упражнение № …
4. Проверь выполненное по абзацу.
5. Прочти вслух, грамотно объясняя выполненное. работай самостоятель-
но.

смотри на доску.
4 Цель: научись слушать и оценивать отвечающего.
Это поможет тебе в общении с людьми. работай в группе.
5 Подготовься к выступлению в группе. Первая группа – защитники, находи положительное в ответе.
Вторая группа – критики, находи только отрицательное в ответе.
Третья группа – оцени защитников, критиков и отвечающих у доски.

Модуль 6. Проверь свои знания, выполнив одно из разноуровневых заданий:
1. Придумай связанный текст на тему:
«За окном…», «Приметы зимы», «У костра», «Мое увлечение», используя изученную орфограмму, пунктограмму.
2. Хочу быть корректором.
3. Найди ошибкоопасные места.
4. Буду работать с учебником.
5. Вставляю пропущенные орфограммы и пунктограммы.
6. Произведу один из видов разбора.

Нужна помощь учителя (карточка помощи).

Модуль 7. Цель: подвести итоги. Проводится рефлексия

В зависимости от типа урока, поставленных целей и задач, избираются вышеназванные модули.
Каков же результат?
• Во-первых, повысился интерес к предмету.
• Во-вторых, в работе задействованы абсолютно все.
• В – третьих, исчез комплекс неполноценности у слабых учащихся.
• В-четвёртых, это помогает мне формировать личность, характеризующуюся следующими позитивными качествами:
- стремлением к постоянному саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию и самореализации;
- наличием необходимого и достаточного минимума знаний (от обязательного к возможному), владением способами приобретения знаний;
- способного организовать собственную деятельность и проектировать её на основе полученных знаний;
- на основе имеющейся компетенции рефлексировать себя и собственную деятельность;
- толерантностью, корректностью по отношению к другой личности, уважением к его взглядам, убеждениям;
- стремлением к высокому уровню коммуникативной и языковой компетенции, самой значимой для практической деятельности.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: DETSTVO
Просмотров: 505 | Загрузок: 88 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru