Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (23.0 Kb) ] | 2014-01-14, 7:23 AM |
Урок по литературе 5 класс Тема :Устное народное творчество. Приглашаем на посиделки Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; -развивать речь, мышление учеников. -прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; работать над развитием речи, мышления. Оборудование: свечи, самовар, вышитые рушники Ход урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово /Класс оформлен в виде крестьянской избы. Вышитые рушники . Горят свечи. На лавках сидят девушки со сво¬им рукоделием: вяжут, ткут, прядут, вы¬шивают. Поют народную песню. / ...Здесь и красные девицы, Добры молодцы кругом — Все уселись за столом. Здесь и русский богатырь. Будет всем вам здесь приятно Побывать в гостях у них, Песни русские попеть, В русский пляс с душой пуститься. Пирогов отведать вкусных И чайку напиться всласть. Всем мы рады вам сердечно. 1-ый ведущий. А где же пиро¬ги? Ведь изба красна не углами, а пирогами. 2-ой ведущий. Будут вам и пи¬роги. (А сейчас посидим рядком да поговорим ладком. . /Вносится на блюде пироги./ - Вот и пироги вам вкусные да пышные. 3. Исполнение пантомимы по сказкам: - «Лиса и Журавль» ; - «Сказка о мёртвой царевне сёми богатырях» (царица с зеркальцем). 1-ый ведущий. Вы, конечно, уз¬нали персонажей. Назовите их. 2-ой ведущий. Молодцы, ребя¬та. А теперь скажите, кто авторы этих сказок? Ученики: Пушкин. 2-ой ведущий. Это автор вто¬рой сказки. А кто написал первую? Ученики: Народные сказки не за¬писывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ. 1-ый ведущий. Вы правильно установили различие между народ¬ными и авторскими сказками. А те¬перь посмотрим, кто же из вас зна¬ет их больше. Назовите известные авторские сказки. Победит тот, чьё название будет последним. (Ребята называют автора и название сказки. Победитель получает приз.) 1-ый ведущий. А теперь назо¬вите народные сказки. Какие их виды вам известны? Ученики : О животных. Волшеб¬ные. Бытовые. Задание : привести примеры своих любимых сказок (каждого вида). /Ребята называют и рассказывают их. Го¬ворят, почему они им понравились. Под¬чёркивают, что сказки прославляют трудолюбивых и бескорыстных людей, осуждают лень, желание пожить за счёт других./ 2-ой ведущий. Вы хорошо зна¬ете и умеете рассказывать сказки. А теперь проверим, узнаете ли вы их героев. Посмотрите сказку, назо¬вите её автора. Что осуждает сказка? 4. Инсценировка и обсуждение отрывка «Урок королевы» из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». - Итак, в одних сказках действуют животные. Главные персонажи дру¬гих — люди и фантастические суще¬ства. В этих сказках приключения героев связаны с волшебством. Это волшебные сказки. А сказки, главными героями кото¬рых являются люди, одерживающие победу благодаря своему уму, сме¬калке, смелости, храбрости, назы¬ваются социально-бытовыми. В сказках о животных показыва¬ется, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах. Высме¬иваются глупость, хвастовство, жес¬токость. Даже самые маленькие сказки создаются с определённой целью. Вот «Колобок» высмеивает хвастуна, а в «Репке» прославляется сила коллектива. А. С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым мо¬лодцам урок». 1-ый ведущий. На протяжении веков народ создавал памятники ис¬кусства слова: былины, песни, сказ¬ки, частушки, пословицы, поговор¬ки, загадки, скороговорки, прибаут¬ки и небылицы, считалки и приго¬ворки. И в наше время есть люди, слу¬шать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку. Да вы и сами знаете различные счи¬талки. Как и когда, по-вашему, они появились? Ученики: Когда люди собирались вместе, играли и веселились. 1-ый ведущий. Конечно, тогда, когда люди собирались на отдых. Обычно это были зимние долгие ве¬чера. Где-нибудь в просторной избе собиралась молодёжь, и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бы¬валых людей, игры. 5. Игра в считалки. - Тот, на ком она заканчивается, загадывает загадку, осталь¬ные отгадывают. 2-ой ведущий. А что же такое пословицы? Кто сложил их? — Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. — Их сложил трудовой народ. В них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека. — Пословицы утверждают Лю¬бовь к родине, высмеивают лентяев, болтунов. 2-ой ведущий. Давайте вспом¬ним их. Кто больше знает? 6. Конкурс знатоков-пословиц. /Инсценировка пословицы: девушка-берёзка обнаружи¬вает, что у неё пропал кокошник, ищет и не может найти./ Девушка -берёзка. Кто взял кокошник? Что же мне делать? - Я знаю волшебное слово, и«сейчас мы найдём, у кого он. Смотрите, на воре шапка горит. /Один из Добрых Молодцев хватается за голову, чем и выдаёт себя. Кокошник воз¬вращается хозяйке./ 7. Хоровод под музыку песни «Вo поле берёзка стояла». 8. Танец мальчиков под музы¬ку песни «Ах, вы, СЕНИ мои, сени». 1-ый ведущий. Быстро проле¬тело время. Мы и не заметили, как кончился праздник. Вам он понра¬вился? Ещё хочется слушать сказ¬ки? Мы, признаться, устали. Но вы нам сегодня очень понравились, по¬этому расскажем ещё одну сказочку на прощание. Согласны? — Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интерес¬ную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало; не начать ли сказку с начала? Что за удивление?! Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили жу¬равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать? 2-ой ведущий. Нет уж! Давай¬те лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчест¬ву Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос; дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдер¬нула нос, да завязила хвост... 1-ый ведущий. Ну, что это ты рассказываешь? Совсем, как испор¬ченная пластинка! Что же дальше? 2-ой ведущий. Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос... 1-ый ведущий. Ну, уж нет! Хватит, хватит! Я расскажу настоя¬щую сказку. Хотите? Слушайте, я начинаю самую-пресамую настоя¬щую, с чудесами и страшными под¬робностями сказку рассказывать. Кто боится — может выйти. Итак, жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости ни год, ни два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мяг¬кие, мокнуть в воду... 2-ой ведущий. Что ж мол¬чишь? Что дальше? 1-ый ведущий. Так ведь кости ещё не размокли!.. - Ребята, вот такими сказками на¬рочно поддевали слишком доверчи¬вых людей, которые любили послу¬шать фантастические рассказы. Ду¬рачили так очень долго, как в сказ¬ке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его ра¬зыгрывают. Это докучные сказки... от слова «докучать»: слушатели до¬кучали сказочнику, а сказочник — слушателям. А теперь, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир. Вам — сказка, а нам — бубликов вязка. Вам сказки, а нам пироги да сласти. 9. Чаепитие | |
Просмотров: 862 | Загрузок: 74 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|