Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по литературе 5 класс "Посиделки"
[ Скачать с сервера (23.0 Kb) ] 2014-01-14, 7:23 AM
Урок по литературе 5 класс

Тема :Устное народное творчество. Приглашаем на посиделки
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»;
-развивать речь, мышление учеников.
-прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; работать над развитием речи, мышления.
Оборудование: свечи, самовар, вышитые рушники

Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
/Класс оформлен в виде крестьянской избы. Вышитые рушники . Горят свечи. На лавках сидят девушки со сво¬им рукоделием: вяжут, ткут, прядут, вы¬шивают. Поют народную песню. /
...Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом —
Все уселись за столом.
Здесь и русский богатырь.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у них,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Всем мы рады вам сердечно.
1-ый ведущий. А где же пиро¬ги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-ой ведущий. Будут вам и пи¬роги. (А сейчас посидим рядком да поговорим ладком. .
/Вносится на блюде пироги./
- Вот и пироги вам вкусные да пышные.

3. Исполнение пантомимы по сказкам:
- «Лиса и Журавль» ;
- «Сказка о мёртвой царевне сёми богатырях» (царица с зеркальцем).

1-ый ведущий. Вы, конечно, уз¬нали персонажей. Назовите их.
2-ой ведущий. Молодцы, ребя¬та. А теперь скажите, кто авторы этих сказок?
Ученики: Пушкин.
2-ой ведущий. Это автор вто¬рой сказки. А кто написал первую?
Ученики: Народные сказки не за¬писывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ.
1-ый ведущий. Вы правильно установили различие между народ¬ными и авторскими сказками. А те¬перь посмотрим, кто же из вас зна¬ет их больше. Назовите известные авторские сказки. Победит тот, чьё название будет последним. (Ребята называют автора и название сказки. Победитель получает приз.)
1-ый ведущий. А теперь назо¬вите народные сказки. Какие их виды вам известны?
Ученики : О животных. Волшеб¬ные. Бытовые.

Задание : привести примеры своих любимых сказок (каждого вида).

/Ребята называют и рассказывают их. Го¬ворят, почему они им понравились. Под¬чёркивают, что сказки прославляют трудолюбивых и бескорыстных людей, осуждают лень, желание пожить за счёт других./
2-ой ведущий. Вы хорошо зна¬ете и умеете рассказывать сказки. А теперь проверим, узнаете ли вы их героев. Посмотрите сказку, назо¬вите её автора. Что осуждает сказка?

4. Инсценировка и обсуждение отрывка «Урок королевы» из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
- Итак, в одних сказках действуют животные. Главные персонажи дру¬гих — люди и фантастические суще¬ства. В этих сказках приключения героев связаны с волшебством. Это волшебные сказки.
А сказки, главными героями кото¬рых являются люди, одерживающие победу благодаря своему уму, сме¬калке, смелости, храбрости, назы¬ваются социально-бытовыми.
В сказках о животных показыва¬ется, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах. Высме¬иваются глупость, хвастовство, жес¬токость. Даже самые маленькие сказки создаются с определённой целью. Вот «Колобок» высмеивает хвастуна, а в «Репке» прославляется сила коллектива.
А. С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым мо¬лодцам урок».
1-ый ведущий. На протяжении веков народ создавал памятники ис¬кусства слова: былины, песни, сказ¬ки, частушки, пословицы, поговор¬ки, загадки, скороговорки, прибаут¬ки и небылицы, считалки и приго¬ворки.
И в наше время есть люди, слу¬шать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку. Да вы и сами знаете различные счи¬талки. Как и когда, по-вашему, они появились?

Ученики: Когда люди собирались вместе, играли и веселились.
1-ый ведущий. Конечно, тогда, когда люди собирались на отдых. Обычно это были зимние долгие ве¬чера. Где-нибудь в просторной избе собиралась молодёжь, и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бы¬валых людей, игры.

5. Игра в считалки.
- Тот, на ком она заканчивается, загадывает загадку, осталь¬ные отгадывают.
2-ой ведущий. А что же такое пословицы? Кто сложил их?

— Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
— Их сложил трудовой народ. В них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека.
— Пословицы утверждают Лю¬бовь к родине, высмеивают лентяев, болтунов.
2-ой ведущий. Давайте вспом¬ним их. Кто больше знает?

6. Конкурс знатоков-пословиц.
/Инсценировка пословицы: девушка-берёзка обнаружи¬вает, что у неё пропал кокошник, ищет и не может найти./
Девушка -берёзка. Кто взял кокошник? Что же мне делать?
- Я знаю волшебное слово, и«сейчас мы найдём, у кого он. Смотрите, на воре шапка горит.
/Один из Добрых Молодцев хватается за голову, чем и выдаёт себя. Кокошник воз¬вращается хозяйке./
7. Хоровод под музыку песни «Вo поле берёзка стояла».
8. Танец мальчиков под музы¬ку песни «Ах, вы, СЕНИ мои, сени».

1-ый ведущий. Быстро проле¬тело время. Мы и не заметили, как кончился праздник. Вам он понра¬вился? Ещё хочется слушать сказ¬ки? Мы, признаться, устали. Но вы нам сегодня очень понравились, по¬этому расскажем ещё одну сказочку на прощание. Согласны?
— Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интерес¬ную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало; не начать ли сказку с начала?
Что за удивление?! Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили жу¬равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать?
2-ой ведущий. Нет уж! Давай¬те лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчест¬ву Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос; дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдер¬нула нос, да завязила хвост...
1-ый ведущий. Ну, что это ты рассказываешь? Совсем, как испор¬ченная пластинка! Что же дальше?
2-ой ведущий. Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос...
1-ый ведущий. Ну, уж нет! Хватит, хватит! Я расскажу настоя¬щую сказку. Хотите? Слушайте, я начинаю самую-пресамую настоя¬щую, с чудесами и страшными под¬робностями сказку рассказывать.
Кто боится — может выйти. Итак, жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости ни год, ни два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мяг¬кие, мокнуть в воду...
2-ой ведущий. Что ж мол¬чишь? Что дальше?
1-ый ведущий. Так ведь кости ещё не размокли!..
- Ребята, вот такими сказками на¬рочно поддевали слишком доверчи¬вых людей, которые любили послу¬шать фантастические рассказы. Ду¬рачили так очень долго, как в сказ¬ке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его ра¬зыгрывают. Это докучные сказки... от слова «докучать»: слушатели до¬кучали сказочнику, а сказочник — слушателям.
А теперь, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
Вам — сказка, а нам — бубликов вязка. Вам сказки, а нам пироги да сласти.

9. Чаепитие
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Галия777 | Теги: урок, литература, 5 класс
Просмотров: 862 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru