Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по литературе 5 класс "Посиделки"
[ Скачать с сервера (23.0Kb) ] 2014-01-14, 7:23 AM
Урок по литературе 5 класс

Тема :Устное народное творчество. Приглашаем на посиделки
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»;
-развивать речь, мышление учеников.
-прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; работать над развитием речи, мышления.
Оборудование: свечи, самовар, вышитые рушники

Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
/Класс оформлен в виде крестьянской избы. Вышитые рушники . Горят свечи. На лавках сидят девушки со сво¬им рукоделием: вяжут, ткут, прядут, вы¬шивают. Поют народную песню. /
...Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом —
Все уселись за столом.
Здесь и русский богатырь.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у них,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Всем мы рады вам сердечно.
1-ый ведущий. А где же пиро¬ги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-ой ведущий. Будут вам и пи¬роги. (А сейчас посидим рядком да поговорим ладком. .
/Вносится на блюде пироги./
- Вот и пироги вам вкусные да пышные.

3. Исполнение пантомимы по сказкам:
- «Лиса и Журавль» ;
- «Сказка о мёртвой царевне сёми богатырях» (царица с зеркальцем).

1-ый ведущий. Вы, конечно, уз¬нали персонажей. Назовите их.
2-ой ведущий. Молодцы, ребя¬та. А теперь скажите, кто авторы этих сказок?
Ученики: Пушкин.
2-ой ведущий. Это автор вто¬рой сказки. А кто написал первую?
Ученики: Народные сказки не за¬писывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ.
1-ый ведущий. Вы правильно установили различие между народ¬ными и авторскими сказками. А те¬перь посмотрим, кто же из вас зна¬ет их больше. Назовите известные авторские сказки. Победит тот, чьё название будет последним. (Ребята называют автора и название сказки. Победитель получает приз.)
1-ый ведущий. А теперь назо¬вите народные сказки. Какие их виды вам известны?
Ученики : О животных. Волшеб¬ные. Бытовые.

Задание : привести примеры своих любимых сказок (каждого вида).

/Ребята называют и рассказывают их. Го¬ворят, почему они им понравились. Под¬чёркивают, что сказки прославляют трудолюбивых и бескорыстных людей, осуждают лень, желание пожить за счёт других./
2-ой ведущий. Вы хорошо зна¬ете и умеете рассказывать сказки. А теперь проверим, узнаете ли вы их героев. Посмотрите сказку, назо¬вите её автора. Что осуждает сказка?

4. Инсценировка и обсуждение отрывка «Урок королевы» из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
- Итак, в одних сказках действуют животные. Главные персонажи дру¬гих — люди и фантастические суще¬ства. В этих сказках приключения героев связаны с волшебством. Это волшебные сказки.
А сказки, главными героями кото¬рых являются люди, одерживающие победу благодаря своему уму, сме¬калке, смелости, храбрости, назы¬ваются социально-бытовыми.
В сказках о животных показыва¬ется, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах. Высме¬иваются глупость, хвастовство, жес¬токость. Даже самые маленькие сказки создаются с определённой целью. Вот «Колобок» высмеивает хвастуна, а в «Репке» прославляется сила коллектива.
А. С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым мо¬лодцам урок».
1-ый ведущий. На протяжении веков народ создавал памятники ис¬кусства слова: былины, песни, сказ¬ки, частушки, пословицы, поговор¬ки, загадки, скороговорки, прибаут¬ки и небылицы, считалки и приго¬ворки.
И в наше время есть люди, слу¬шать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку. Да вы и сами знаете различные счи¬талки. Как и когда, по-вашему, они появились?

Ученики: Когда люди собирались вместе, играли и веселились.
1-ый ведущий. Конечно, тогда, когда люди собирались на отдых. Обычно это были зимние долгие ве¬чера. Где-нибудь в просторной избе собиралась молодёжь, и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бы¬валых людей, игры.

5. Игра в считалки.
- Тот, на ком она заканчивается, загадывает загадку, осталь¬ные отгадывают.
2-ой ведущий. А что же такое пословицы? Кто сложил их?

— Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
— Их сложил трудовой народ. В них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека.
— Пословицы утверждают Лю¬бовь к родине, высмеивают лентяев, болтунов.
2-ой ведущий. Давайте вспом¬ним их. Кто больше знает?

6. Конкурс знатоков-пословиц.
/Инсценировка пословицы: девушка-берёзка обнаружи¬вает, что у неё пропал кокошник, ищет и не может найти./
Девушка -берёзка. Кто взял кокошник? Что же мне делать?
- Я знаю волшебное слово, и«сейчас мы найдём, у кого он. Смотрите, на воре шапка горит.
/Один из Добрых Молодцев хватается за голову, чем и выдаёт себя. Кокошник воз¬вращается хозяйке./
7. Хоровод под музыку песни «Вo поле берёзка стояла».
8. Танец мальчиков под музы¬ку песни «Ах, вы, СЕНИ мои, сени».

1-ый ведущий. Быстро проле¬тело время. Мы и не заметили, как кончился праздник. Вам он понра¬вился? Ещё хочется слушать сказ¬ки? Мы, признаться, устали. Но вы нам сегодня очень понравились, по¬этому расскажем ещё одну сказочку на прощание. Согласны?
— Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интерес¬ную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало; не начать ли сказку с начала?
Что за удивление?! Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили жу¬равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать?
2-ой ведущий. Нет уж! Давай¬те лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчест¬ву Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос; дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдер¬нула нос, да завязила хвост...
1-ый ведущий. Ну, что это ты рассказываешь? Совсем, как испор¬ченная пластинка! Что же дальше?
2-ой ведущий. Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёрга¬ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос...
1-ый ведущий. Ну, уж нет! Хватит, хватит! Я расскажу настоя¬щую сказку. Хотите? Слушайте, я начинаю самую-пресамую настоя¬щую, с чудесами и страшными под¬робностями сказку рассказывать.
Кто боится — может выйти. Итак, жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости ни год, ни два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мяг¬кие, мокнуть в воду...
2-ой ведущий. Что ж мол¬чишь? Что дальше?
1-ый ведущий. Так ведь кости ещё не размокли!..
- Ребята, вот такими сказками на¬рочно поддевали слишком доверчи¬вых людей, которые любили послу¬шать фантастические рассказы. Ду¬рачили так очень долго, как в сказ¬ке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его ра¬зыгрывают. Это докучные сказки... от слова «докучать»: слушатели до¬кучали сказочнику, а сказочник — слушателям.
А теперь, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
Вам — сказка, а нам — бубликов вязка. Вам сказки, а нам пироги да сласти.

9. Чаепитие
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Галия777 | Теги: урок, литература, 5 класс
Просмотров: 413 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru