Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Пед.мастерская по литературе: "А.Н.Островский и его произведения "Гроза" и "Бес
2014-01-14, 9:21 PM
Тема: Пьесы А.Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Цели урока:
- через анализ общечеловеческой проблематики пьес А.Н.Островского оказать влияние на формирование внутреннего мира учащихся, их собственного духовного опыта;
- помочь учащимся понять трагедию человека «не от мира сего», обреченного в силу своей оригинальности на конфликт с окружающей его действительностью;
- развивать у учащихся умение анализировать текст.
Оборудование: романс А.Петрова на стихи Б.Ахмадулиной «А напоследок я скажу…» (из к/ф «Жестокий романс»), Ф.Шуберт «Ave Maria», стихотворение Р.Рождественского «Все начинается с любви».
Технология: французская педмастерская.
Ход урока.
«Индукция». Создание эмоционального настроения. (На фоне музыки читается стихотворение Р.Рождественского «Все начинается с любви»).
Мастер. Теме любви посвящены многие произведения русских классиков и современников. О сложных проявлениях этого прекрасного чувства, трагических, порой радостных и счастливых, рассказывают и две бессмертные пьесы А.Н.Островского – «Гроза» и «Бесприданница». Чтобы лучше понять общечеловеческий смысл этих произведений, понять истоки трагедии главных героинь – Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, предлагаю сегодня на уроке поговорить о странностях такого великого чувства – любви. Нам предстоит работать в специальной мастерской – мастерской по созданию собственных знаний о любви.
«Самоиндукция». Создание учащимися индивидуальной гипотезы (под музыку).
- В левой колонке тетради запишите ассоциативный ряд слов к понятию «любовь». А в правой – напишите метафоры, эпитеты, крылатые выражения, строки из песен, стихов, которые используют, описывая любовь.
Мастер. Попробуем разобраться, кто виноват в том, что трагически оборвалась жизнь Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Только ли окружающее их общество?
(Учащиеся читают записанные ими слова, выражения, дополняют индивидуальные списки понравившимися словами).
- В каждом столбике подчеркните только одно слово (словосочетание), наиболее значимое, на ваш взгляд. (Каждый ученик произносит выбранную запись).
3. «Социоконструкция». Учащиеся работают в группах: выбирают, формулируют, выдвигают гипотезу.
1 группа. «Замужество Катерины».
А) По любви ли женился Тихон на Катерине?
Б) Как он относится к своей жене?
В) Что могло привлечь Катерину, романтическую девушку, в тихом подкаблучнике Тихоне? Почему среди других парней( а ведь они были!) выбор пал именно на Тихона?
Г) Могла ли мать заставить Катерину выйти за него замуж?
Д) Виноват ли Тихон в гибели Катерины? Если бы Катерина уехала с ним в Москву, может быть, и не закончилась ее жизнь трагически?
2 группа. «Катерина и Борис».
А) Почему Катерина полюбила Бориса, так потянулась к нему?
Б) Способен ли Борис на настоящую любовь, которая бы подчинила себе все чувства и мысли?
В) Последний раз встречается Катерина с Борисом. Какие-то минуты отделяют ее сейчас от того рокового момента, когда она бросится в реку. Найдите в сцене прощания Катерины и Бориса фразы, просьбы, которые, как душевные надрывы, выплескивает героиня.
Г) Определите значение этих фраз, просьб, их глубокий смысл.
Д) Виновен ли Борис в гибели Катерины? Обоснуйте свое мнение.
3 группа. «Покаяние Катерины».
Можно ли считать покаяние Катерины расплатой за свою любовь? Смогла бы Катерина скрыть свой «грех», притворяться, обманывать, продолжать тайком встречаться с Борисом?
4 группа. «Бесприданница».
А) Была ли любовь в жизни Ларисы Огудаловой?
Б) В каких эпизодах наиболее ярко раскрывается внутренний мир героини?
В) Почему Паратов не может жениться на Ларисе?
Г) Почему выстрел Карандышева она считает благодеянием?
Д) Кто виноват в ее гибели? Докажите свое мнение.
4. «Социализация». Каждая группа защищает свой проект. Представители других групп могут задавать вопросы.
Мастер. Запишите ключевые слова по теме, сделайте второй выбор. Подчеркните это понятие или оставьте прежнее.
После защиты своего проекта 1 группа инсценирует сцену «Прощание Тихона и Катерины» (д.2, явл.3,4). Инсценирование сцены «Свидание Бориса с Катериной» после защиты проекта 2 группой (д.4,явл.3).
Прослушивание романса «А напоследок я скажу…»
Задание всем группам:
- Кто из героев пьесы «Гроза» мог бы спасти Катерину? Каким образом?
- Как могло случиться, что Катерина дважды совершает одну и ту же ошибку, делая свой выбор? Или это не ошибка, а стремление самоутвердиться?
- Кто мог бы сделать счастливой Ларису Огудалову?
5. «Разрыв». Озарение, новое видение.
Мастер. Размышляем над словами Паратова, одного из героев пьесы «Бесприданница»: «В любви нет равенства, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать».
- Каким вы представляете своего (свою) избранника (избранницу)?
- Как сделать любимого человека счастливым?
Мы убедились в том, что любовь – это не только самое древнее , но и самое человечное чувство. Иногда оно поднимает человека из самых глубин жизни, со всеми его недостатками и несовершенствами, и ведет к белоснежным вершинам духа. А иногда оно столь огромно, что может найти себе только трагический выход. Вот так трагически оборвались жизни двух женщин, умеющих любить. И, заметьте, во всем случившемся они обвиняют только себя, ни на кого и ни на что не обижаются. Их уход из жизни станет, наверное, горьким упреком тем, кто их знал и любил, укором в их нерешительности, неумении и даже нежелании понять своих любимых.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
6.»Творчество». Сочинение-миниатюра «Любить человека – это значит…», «Любовь – это…».
7. «Рефлексия».
-Теперь я попрошу каждого из вас выйти к доске и на плакате (заранее приготовленном) написать пару слов на тему «Что такое любовь?»

- Что мне дал урок? О чем заставил задуматься?
- Каково мое участие, мой вклад в мастерскую?
- Как вы думаете можно жить без любви?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Довбыш
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru