Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Русский язык 9 класс Тема: Сложные бессоюзные предложения
2014-01-18, 6:40 AM
Русский язык 9 класс

Тема: Сложные бессоюзные предложения

Цель: формирование умений: определять смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного предложения

Задачи: научить учащихся использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки; воспитывать внимательность и самостоятельность; развить память.
Оборудование – интерактивная доска, тетради, учебники, флипчарт
Урок - объяснение

Ход урока:
I Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
II Проверка домашнего задания: упражнение 376 (устно)

III Словарная работа: синтаксическая пятиминутка

Задание: запись предложений с последующим анализом. Расставить знаки препинания
Ни дождь, ни порывистый ветер не помешали школьникам отправиться в поход. Как ни просила мать избрать другую профессию и ни уговаривал отец бросить эту мечту – ничто на помешало брату стать летчиком-испытателем. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и которая занимала почти полпарка. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и что еще не налажена переправа.

Проверить вслух

Записать словарные слова: абитуриент, экипаж, виртуоз

Работа со словами

IV Фронтальная беседа по теме: «СПП»

1. Каковы признаки СПП?
2. Какие средства связи простых предложений отмечаются в СПП?
3. Как определить главное и придаточное предложение? Отражены ли в названии их различие?
4. Чем похожи и чем отличаются СПП от ССП?
5. Какие виды по значению выделяются среди СПП? Их вопросы. Союзы. Союзные слова.
6. Как отличить союз от союзного слова?
7. Какие знаки препинания ставятся в СПП?

V Сообщение темы урока: Сложные бессоюзные предложения

VI Работа по теме урока:
Чтение и разбор теоретического материала с.172, 176

- Как выражаются смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного? Рассмотрим записанный на доске текст
На двойном стекле узоры
Начертил мороз,
Шумный день – свои дозоры
И гостей унес;
Смолкнул яркий говор сплетней,
Скучный голос дня:
Благодатней и приветней
Все кругом меня
-Какова структура предложения?
- Каковы смысловые отношения между предложениями?
-Какие знаки подсказывает интонация?
Вывод: смысловые отношения в БП зависят от содержания простых. В устной речи выражаются интонацией, в письменной – различными знаками препинания.

VII Закрепление:

Запись и анализ предложений
Толстые сосульки свисали с крыш и оттаивали на солнце. Капли падали с них, звонко ударяли о лед.
Задание: замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, а во втором – обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из полученных предложений: 1-ССП; 2-СПП; 3-БСП
1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; и капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
2. Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце, то капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
3. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
Вывод: сравнивая предложения, мы замечаем, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями.
В ССП отношения между предложениями равноправные (это подчеркивает союз и); в СПП – зависимые, не равноправные
В БСП эти отношения выражены менее четко. Они зависят от содержания входящих простых предложений. Интонация диктует постановку определенного знака препинания.

БП используются часто в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжать, лаконично выразить различные смысловые отношения. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Упражнение 382 письменно, комментировано

VIII Домашнее задание: выучить правило, упражнение 394 письменно и 395 устно



IX Рефлексия
Категория: Русский язык и литература | Добавил: mantaridi_w_a
Просмотров: 672 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 0:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru