Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Русский язык 9 класс Тема: Сложные бессоюзные предложения
2014-01-18, 6:40 AM
Русский язык 9 класс

Тема: Сложные бессоюзные предложения

Цель: формирование умений: определять смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного предложения

Задачи: научить учащихся использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки; воспитывать внимательность и самостоятельность; развить память.
Оборудование – интерактивная доска, тетради, учебники, флипчарт
Урок - объяснение

Ход урока:
I Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
II Проверка домашнего задания: упражнение 376 (устно)

III Словарная работа: синтаксическая пятиминутка

Задание: запись предложений с последующим анализом. Расставить знаки препинания
Ни дождь, ни порывистый ветер не помешали школьникам отправиться в поход. Как ни просила мать избрать другую профессию и ни уговаривал отец бросить эту мечту – ничто на помешало брату стать летчиком-испытателем. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и которая занимала почти полпарка. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и что еще не налажена переправа.

Проверить вслух

Записать словарные слова: абитуриент, экипаж, виртуоз

Работа со словами

IV Фронтальная беседа по теме: «СПП»

1. Каковы признаки СПП?
2. Какие средства связи простых предложений отмечаются в СПП?
3. Как определить главное и придаточное предложение? Отражены ли в названии их различие?
4. Чем похожи и чем отличаются СПП от ССП?
5. Какие виды по значению выделяются среди СПП? Их вопросы. Союзы. Союзные слова.
6. Как отличить союз от союзного слова?
7. Какие знаки препинания ставятся в СПП?

V Сообщение темы урока: Сложные бессоюзные предложения

VI Работа по теме урока:
Чтение и разбор теоретического материала с.172, 176

- Как выражаются смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного? Рассмотрим записанный на доске текст
На двойном стекле узоры
Начертил мороз,
Шумный день – свои дозоры
И гостей унес;
Смолкнул яркий говор сплетней,
Скучный голос дня:
Благодатней и приветней
Все кругом меня
-Какова структура предложения?
- Каковы смысловые отношения между предложениями?
-Какие знаки подсказывает интонация?
Вывод: смысловые отношения в БП зависят от содержания простых. В устной речи выражаются интонацией, в письменной – различными знаками препинания.

VII Закрепление:

Запись и анализ предложений
Толстые сосульки свисали с крыш и оттаивали на солнце. Капли падали с них, звонко ударяли о лед.
Задание: замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, а во втором – обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из полученных предложений: 1-ССП; 2-СПП; 3-БСП
1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; и капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
2. Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце, то капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
3. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
Вывод: сравнивая предложения, мы замечаем, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями.
В ССП отношения между предложениями равноправные (это подчеркивает союз и); в СПП – зависимые, не равноправные
В БСП эти отношения выражены менее четко. Они зависят от содержания входящих простых предложений. Интонация диктует постановку определенного знака препинания.

БП используются часто в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжать, лаконично выразить различные смысловые отношения. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Упражнение 382 письменно, комментировано

VIII Домашнее задание: выучить правило, упражнение 394 письменно и 395 устно



IX Рефлексия
Категория: Русский язык и литература | Добавил: mantaridi_w_a
Просмотров: 1223 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 8:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru