Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок развития речи в 5 классе «Роль прилагательных в речи».
[ Скачать с сервера (16.9Kb) ] 2014-01-21, 3:05 PM
Урок развития речи в 5 классе

Написание сочинения-повествования с элементами описания в 5 классе проводится после изучения темы «Роль прилагательных в речи». При подготовке к сочинению используется стратегия критического мышления через чтение и письмо. Урок состоит из трех этапов:
1 этап – побуждение (мотивационная часть);
2 этап – поиск ответов (операционная часть);
3 этап – рефлексия (этап закрепления прошлых знаний с учетом новой информации).
Цель урока: подготовка к сочинению-повествованию с элементами описания национального обряда.
Задачи:
-обобщить знания учащихся о роли прилагательных в речи;
-приобщая к национальным обычаям, учить детей анализировать, рассуждать и аргументировать свой ответ;
-формировать умения выражать свои мысли ясно и точно, учиться уважать мнение других, стремиться к самовоспитанию культуры и общению в группах.

Метод «Займи позицию».
I Побуждение
Цель: вызвать интерес.
1.Задание группам: используя словосочетания составить эссе.
Родина, чтить традиции, знать историю, обычаи предков.
2.Самостоятельная работа в группах.
3.Чтение эссе.
II Реализация
Цель: осознание смысла текстов и использования прилагательных в речи.
Каждая группа получает текст с описанием обрядов и обычаев.

1 текст. Обряд гостеприимства.
Обряд гостеприимства у казахов своими корнями уходит в глубокую древность. Каждый жест и слово хозяина имели определенное значение.
Дружеское приветствие гостя пожатием обеих рук означает проявление к нему глубокого уважения со стороны хозяина. По обычаю жена хозяина устраивает гостя поудобнее, подкладывая ему под локти мягкие подушки. Она производит омовение рук гостю. Для этого в юрте есть специальный тазик и кувшин. За столом гостя садят на почетное место, в верхней от двери части стола, которое по-казахски называется «тор». Жена хозяина угощает гостя казахским чаем, который готовится особым образом: сначала в пиалу наливают сливки, затем чайную заварку и лишь потом кипяток из самовара. Чтобы показать, что чаепитие закончено, гость кладет ложку поперёк пиалы. Для почётного гостя в знак особого к нему уважения ему подают баранью голову.
По древнему казахскому обычаю особым образом за столом ведется беседа. Независимо от того, знает хозяин гостя или видит впервые, существует определенный порядок беседы. Сначала хозяин спрашивает гостя о том, как тот одолел путь, в порядке ли его скот, а затем расспрашивает о здоровье его семьи. В каждой юрте имеется домбра, и для уважаемого гостя гостеприимный хозяин исполняет на ней казахскую национальную мелодию. Встает из-за стола гость лишь после того, как все закончили чаепитие, поблагодарив хозяина за гостеприимство. Хозяин и хозяйка в знак уважения провожают гостя до двери, желая ему счастливой дороги.
2 текст. Древний свадебный обряд.
В ауле невесты для жениха и его родни были поставлены огромные белоснежные юрты с великолепным убранством. Для угощения были отобраны годовалые жеребята, трехлетние бараны, крупные ягнята…
Согласно обычаю, жених должен нахлобучить на голову малахай с высоким верхом, увенчанный пучком перьев филина, надеть чапан красного сукна и сапоги на высоких каблуках, чтобы отличаться от всех остальных.
Наконец, женщины и девушки со свитой вошли в аул. Юрта, предназначенная жениху, выделялась своей белизной. Яркие краски тканей делали юрту необыкновенно нарядной. В юрту вошли три пожилых женщины. Посередине шла старшая әне, теща, мать невесты. Гости кричали: «Выкуп! Где выкуп?» Посыпался урюк, изюм, конфеты. Девушки, весело смеясь, принялись подбирать сласти. «Да пошлет бог счастливое начало!» - кричали девушки…
Потом была принесена пиала с холодной водой. Она обошла всех сидящих на переднем месте и, наконец, дошла до Абая. Жених сделал глоток и передал пиалу невесте. Тогда две жеңге (снохи) с улыбкой подошли к ним, сели перед женихом и невестой и, окутав правую руку невесты легкой шелковой тканью, положили на нее правую руку Абая. Затем Абай провел ладонью по косе невесты. Свадьба закончилась этими двумя обрядами издавна известными под названием «рукопожатие» и «поглаживание волос. (Фрагменты из книги Мухтара Ауэзова «Путь Абая»)

3 текст. Обычаи, связанные с рождением ребенка.
Прежде чем положить ребенка в колыбель, к верхней ее части надо
привязывать совиную лапку с коготком – и тогда ни один злой дух не посмеет приблизиться к колыбели… Когда раздобыли «спасительную» совиную лапку, прикрепили ее к колыбели, надели на малыша рубашку с большим вырезом на спине –«ит койлек» - «собачья рубашка», чтобы ребенок не болел «собачкой», т.е.рахитом…
Сорок дней после этого моего сына будут купать в соленой воде, чтобы было плотным его тело, и быстро заживала любая рана, сорок дней его крохотное тельце будут смазывать топленым маслом… Сорок дней у его колыбели будет гореть лампа, чтобы никакая нечисть не посмела к нему приблизиться. А когда минует сорок дней, с него снимут ит-койлек, напялят ее на морду собаки и долго будут гонять собаку вокруг аула. Потом ит-койлек сожгут и, искупав ребенка в сорока ложках воды, выльют воду где-нибудь в стороне, куда не ступает нога человека.. Таков старинный обряд вступления человека в жизнь. (Фрагменты из книги Сабита Муканова «Школа жизни»)

1 задание: Дневник двойной записи.

Выписать из текста словосочетания существительное + прилагательное, которые вас заинтересовали. Объяснить, для чего автор использует
прилагательные.


2 задание: Дискуссионная карта.

ДА Считаете ли вы, что прилагательные должны быть использованы в художественном тексте?
НЕТ

Учащиеся отстаивают свою точку зрения. Если кто-то соглашается с ДА, то переходит на сторону ДА, если нет, то переходит на сторону НЕТ. Если и ДА и НЕТ, то сидит на месте.

III Рефлексия

Цель: закрепление прошлых знаний с учетом новой информации.
Ученики приходят к выводу, что прилагательные делают нашу речь образной, выразительной, помогают глубже понять смысл текста. Определяют тему и основную мысль текстов.

IV Домашнее задание
Написать творческую работу: «Обычаи, сохранившиеся в нашей семье».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: морская
Просмотров: 421 | Загрузок: 96 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru