Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (32.5 Kb) ] | 2014-01-27, 8:01 AM |
Недорезова Н.М. учитель русского языка и литературы ОСШ № 25 г. Актобе. «Нет на земле ответственней призванья…» (Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского») Цели: 1) раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»; 2) развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие самостоятельного, критического мышления; 3)воспитывать доброту, чуткость, уважение к профессии учителя. Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся (вопросы и задания по группам). Ход урока . «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, − нет, а за то, что сталось с нами после» ,- В.Г.Распутин 1. Вступительное слово учителя. Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». Образу этой учительницы будет посвящён наш сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…». Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (В.Г.Распутин). На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока. 2.Работа над темой урока. Рассказ В.Распутина автобиографичный. Он рассказал о своей первой учительнице Лидии Михайловне Молоковой .Послушаем сообщение об истории создания рассказа. А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой • Посмотрите на портреты Лидии Михайловны Молоковой. Такой ли вы представляли Лидию Михайловну? Работа в группах. Вопросы для обсуждения. 1 группа. Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора? Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу? Каковы особенности речи Лидии Михайловны?• Рассмотрите иллюстрацию В.Л.Гальдяева. Совпадает ли ваше представление об учительнице с восприятием художника? Какой вы увидели Лидию Михайловну? 2 группа. Как герой относился к учительнице? Как Лидия Михайловна относилась к мальчику? Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому? Были ли другие способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства. 3 группа. Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги? Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»? Как ведёт себя учительница во время прихода директора? 3• Просмотр эпизода фильма « Игра в замеряшки» Дискуссия. Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как это сделал директор. Все группы включаются в беседу.• Рассмотрите иллюстрацию Б.А.Алимова. Какими вы увидели героев на ней? 4.Обощение.1) Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На экране всплывают качества: доброта, порядочность, способность к состраданию, милосердие и другие). Запишите в тетрадь главные качества учительницы. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Что такое милосердие, жалость? Запишем в тетрадь.ЖАЛОСТЬ - 1. сострадание, соболезнование2. печаль, сожаление .МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия. Какими уроками стали занятия французским для мальчика? . Прочитайте высказывания великих мыслителей о доброте. Какое из них вам ближе? Запишите это высказывание. • Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра . Л.Н.Толстой • Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А.Сухомлинский. • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н.Толстой. Вернёмся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос, который поставил В.Распутин в предисловие к рассказу? Каким же должен быть настоящим учитель? Может быть, нам помогут слова В.П.Астафьева, тем более что слова эти вам хорошо знакомы: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь. Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала. Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый учитель». | |
Просмотров: 1307 | Загрузок: 115 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|