Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

программа повторения курса русского языка в 10 - 11 классах
2014-01-28, 3:47 PM
Петрова Светлана Николаевна
– учитель русского языка и литературы
Целинной средней школы
района имени Г. Мусрепова

Программа
Повторение курса русского языка в 10-11 классах

Пояснительная записка

Законом «О языках в РК» русскому языку дан статус официального языка. «Это гарантирует русскому языку сохранение в полном объеме тех социальных функций, которыми он обладает в настоящее время. В перспективе русский язык будет оставаться одним из источников получения информации по разным областям науки и техники, средством коммуникаций с дальним и ближним зарубежьем. Интересы экономического и научно-технического развития страны определяют востребованность знаний и образования, получаемых на русском языке» (Основные законодательные акты. О языках в РК. Алматы. 2006 г с 15)
Поэтому не случайно русский язык, как школьный предмет, включен в ЕНТ.
Подготовка к ЕНТ требует системного повторения, устранения пробелов в знаниях учащихся. Учебная программа по русскому языку реализуется в 1 – 9 классах общеобразовательных школ. В 10 – 11 классах знания учащихся обобщаются, приводятся в систему. Как оптимально организовать повторение, помочь восстановить в памяти весь курс русского языка?
Для учащихся издано большое количество пособий, сборников тестов. Такое обилие затрудняет выбор источников для организации работы по подготовке к ЕНТ. Данная программа представляет своеобразную систему подготовки к ЕНТ для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 2 года
Цель и задачи программы:
• Повторение, обобщение, совершенствование, систематизация знаний по всему курсу русского языка
• Подготовка учащихся к ЕНТ
Данная программа повторения курса русского языка при подготовке к ЕНТ составлена по тематическим модулям, в которые входит:
• мониторинг
• повторение теоретического материала
• практическая работа
• контроль знаний по тематическому тесту.
В данной программе предлагается планирование повторения учебного материала в строгом соответствии с перечнем тем по русскому языку, используемых при разработке тестовых заданий Министерством образования и науки Республики Казахстан

Перспективно-тематический план

№ Раздел, тема Количество часов по теме
1 Модуль 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография 6
2 Модуль 2. Состав слова. Словообразование. Формообразование. 6
3 Модуль 3. Лексика. Фразеология. 6
4 Модуль 4. Самостоятельные части речи. 8
5 Модуль 5. Служебные части речи. 6
6 Модуль 6. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. 6
7 Модуль 7. Члены предложения 6
8 Модуль 8. Осложнение простого предложения 6
9 Модуль 9. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 6
10 Модуль 10. Сложноподчиненное предложение. 6
11 Модуль 11. Сложное бессоюзное предложение 6

Содержание программы

Модуль 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография
Характеристика звуков и букв. Гласные ударные и безударные, чередующиеся. Согласные: звонкие – глухие (парные – непарные), твердые – мягкие (парные – непарные), чередующиеся, двойные, непроизносимые. Слогораздел в русском языке. Правила переноса. Ударение. Графические средства, с помощью которых устная речь передается на письме. Орфография. Фонетический принцип русской орфографии.
Модуль 2. Состав слова. Словообразование. Формообразование.
Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Способы образования слов:
морфологический – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, усечение основы, сложение.
Неморфологический – распадение многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение словосочетаний.
Формообразование. Орфограммы в приставках слов:
• Правописание приставок на з – с
• Буквы и – ы после приставок на согласную
• Правописание приставок пре - при
• Единообразное написание приставок
• Правописание приставок рас (раз) – рос (роз)
• Правописание твердого знака после приставок.
Орфограммы в корнях слов:
• Проверяемые гласные в корнях слов
• Непроверяемые гласные в корнях слов
• Буквы и – ы после ц в конях слов
• Чередующиеся гласные в корнях слов
• Буквы о – ё после шипящих скорнях слов
Модуль 3. Лексика. Фразеология.
Лексикология. Лексическое значение слова. Характеристика слов.
По происхождению: исконно русские, заимствованные, устаревшие, неологизмы.
По употреблению:общеупотребительные, диалектные,
профессиональные.
По лексическому значению:однозначные, многозначные, с прямым значением, с переносным значением (метафора, метонимия)
Группы слов: синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, гиперонимы, гипонимы, фразеологизмы, крылатые слова.
Модуль 4. Самостоятельные части речи.
Морфологические признаки и синтаксическая роль имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола и глагольных форм (причастия и деепричастия). Правописание суффиксов и окончаний самостоятельных частей речи.
Модуль 5. Служебные части речи.
Союзы: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следствия), простые, составные. Правописание союзов.
Предлоги: непроизводные, производные. Правописание производных предлогов.
Частицы: формообразующие, отрицательные, модальные. Правописание частиц. Междометия. Слова – предложения.
Модуль 6. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.
Словосочетание: строение, виды словосочетаний по принадлежности к определенным частям речи.
Простое предложение: виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения; полные – неполные предложения. Типы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, обобщенно-личные.
Модуль 7 Члены предложения
Подлежащее. Сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определение (согласованное – несогласованное). Приложение. Дополнение (прямое – косвенное). Обстоятельство (образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки). Способы выражения всех членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Модуль 8. Осложнение простого предложения.
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Обособленные члены предложения. Условия обособления определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Уточняющие члены предложения. Условия обособления уточняющих членов предложения.
Прямая речь. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с прямой речь.. знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при обращении.
Модуль 9. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
Характеристика сложного предложения. Характеристика сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями ССП. Знаки препинания в ССП
Модуль 10. Сложноподчиненное предложение.
Характеристика сложноподчиненного предложения. Строение СПП. Виды придаточных в СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Знаки препинания в ССП
Модуль 11. Сложное бессоюзное предложение.
Характеристика СБП. Смысловые отношения между частями СБП. Знаки препинания в СБП. Сложные предложения с разными видами связи.
Планирование повторения курса русского языка в 10 – 11 классах.

№ № Тема

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14-15
16-17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38

39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50

51
52
53
54
55
56

57
58-59
60
61
62

63-64
65-66
67
68

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

1
2-3
4-5
6

1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

1
2-3
4
5
6

1-2
3-4
5
6 Модуль 1 «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Лекция по теме. Составление ОК
Отработка теоретического материала по теме.
Орфография.
Отработка практического материала по вопроснику.
Тест по теме
Контрольный диктант.
Модуль 2 «Состав слова. Словообразование. Формообразование»
Лекция по теме. Составление ОК
Отработка теоретического материала по вопроснику.
Орфограммы в корнях слов.
Орфограммы в приставках слов.
Тест по теме.
Контрольный диктант.
Модуль 3 «Лексика. Фразеология»
Лекция по теме. Составление ОК.
Отработка теоретического материала по вопроснику.
Отработка практического материала
Тест по теме.
Модуль 4 «Самостоятельные части речи»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «Имя существительное»
Работа по вопроснику на тему «Имя прилагательное»
Работа по вопроснику на тему «Имя числительное»
Работа по вопроснику на тему «Местоимение»
Работа по вопроснику на тему «Наречие»
Работа по вопроснику на тему «Глагол и глагольные формы»
Тест по теме.Контрольный диктант.

Модуль 5 «Служебные части речи. Междометие»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «Предлог»
Работа по вопроснику на тему «Союз»
Работа по вопроснику на тему «Частица»
Работа по вопроснику на тему «Междометие»
Тест по теме «Служебные части речи. Междометие»
Модуль 6 «Синтаксис. Словосочетание. Простое предложения»
Лекция по теме. Составление ОК
Отработка теоретического материала.
Работа по вопроснику на тему «Словосочетание»
Работа по вопроснику на тему «Простое предложение»
Практическая работа.
Тест по теме «Словосочетание. Простое предложение»
Модуль 7 «Члены предложения»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «Подлежащее» «Сказуемое»
Работа по вопроснику на тему «Дополнение»
Работа по вопроснику на тему «Определение»
Работа по вопроснику на тему «Обстоятельство»
Тест по теме «Члены предложения»
Модуль 8 «Осложнение простого предложения»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «Вводные слова и предложения»
Работа по вопроснику на тему «Обособленные члены предложения»
Работа по вопроснику на тему «Прямая речь. Диалог. Обращение»
Тест по теме «Осложнение простого предложения»
Контрольный диктант.
Модуль 9 «Сложносочиненное предложение»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «ССП»
Практическая работа
Тест по теме «ССП»
Контрольный диктант.
Модуль 10 «Сложноподчиненное предложение»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «СПП»
Практическая работа
Тест по теме «СПП»
Контрольный диктант.
Модуль 11 «Бессоюзное сложное предложение»
Лекция по теме. Составление ОК
Работа по вопроснику на тему «БСП»
Тест по теме.Контрольный диктант.

Практическая деятельность учащихся
1. Коллективная мыслительная деятельность по составлению опорного конспекта или кластера. Групповая работа.
2. Работа по вопросникам.
3. Выполнение практической части вопросника.
4. Работа по тестам.
5. Написание диктантов.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Звуки и буквы речи.
2. Состав слова. Словообразование. Формообразование. Правописание частей слова.
3. Лексический состав языка.
4. Самостоятельные и служебные части речи, их морфологические признаки, и правописание.
5. Строение словосочетания и простого предложения. Характеристику простого предложения.
6. Случаи осложнения простого предложения. Знаки препинания в простом предложении
7. Строение и виды сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Учащиеся должны уметь:
1. Давать звуко-буквенную характеристику слову.
2. Делить слово по составу. Применять правила написания частей слова. Различать форму слова и часть слова.
3. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику слову с точки зрения употребления, происхождения.
4. Различать слово как часть речи, давать характеристику морфологических признаков части речи, определять еого синтаксическую роль. Применять правила написания частей речи.
5. Определять строение и значение предложений.
6. Применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении
7. Составлять ОК
8. Работать по тесту.

Методическое обеспечение образовательной программы

Тематическое повторение начинается со стартового контроля знаний по вопросникам, разработанным по каждой теме. По ним учащиеся осуществляют самодиагностику: что знаю, что забыл, что не освоил. Для учителя такая диагностика знаний помогает составить индивидуальную образовательную траекторию подготовки к ЕНТ.
Тематическое повторение осуществляется следующими методами: лекция учителя, составление ОС, КМД, используются приемы постановки проблемного вопроса, методики КСО – взаимообмен тем и взаимообмен заданий, групповая работа.
Контроль знаний осуществляется по тематическим тестам. После тестирования проводится индивидуальный анализ результатов, выявляются причины ошибок, дается индивидуальное повторение и после этого осуществляется повторный контроль знаний по теме.

Список методической литературы

1. Основные законодательные акты. О языках в РК. Алматы. 2006 г. с 15
2. Гетманова В.С. Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов, готовящихся к единому национальному тестированию. Шымкент. 2005 г.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва. 1988 г.
4. Космарская И.В. Руденко А.К. Грамматика русского языка в тестах. Москва 1997 г.
5. Кондубаева М.Р. Джусупов М.Д. Кажигалиева Г.А. Тусеева С.Т. Бекшева У.М. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы. 2002 г.
6. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Москва 1999 г.
7. Сулейменова Э.Д. Алтынбекова О.Д. Мадиева Г.Б. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных школ. Алматы 2003 г.
8. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва 1984 г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Svetlanna
Просмотров: 2665 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 7:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru