Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

методическое пособие
[ Скачать с сервера (208.5Kb) ] 2014-01-30, 10:52 AM
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение - стр. 3
2. Раздел 1 «Целесообразность использования алгоритмов» - стр. 4-5
3. Раздел 2 «Из опыта работы» - стр. 5 – 7
4. Выводы – стр. 8
5. Список использованной литературы – стр. 9

ВВЕДЕНИЕ

Умение грамотно писать и говорить на русском языке – языке межнационального общения - привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.
Проблема формирование у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.
Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но и на письме смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание? Ведь учителям известно, что знание правила никак не обеспечивает его грамотное и своевременное применение на практике.
Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся. Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. Однако, работая в малокомплектной школе не только учителем русского языка, но и учителем информатики, пришла к выводу, что одним из наиболее доступных приёмов работы над повышением грамотности, является составление и использование алгоритмов учащимися.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ
Вопрос использования алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и Л. Н. Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера, а в особенности обобщающего, не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Метод программированного обучения как система методических средств выдвигает в качестве основных направлений работы следующее:
1) подготовка языкового материала,
2) приемы обучения,
3) организация учебной деятельности.
Известно, что практическое владение языком предполагает усвоение системы лингвистических знаний и умений. Не усвоение хотя бы одного элемента сложного языкового механизма приводит к раскладу и тормозит речевое развитие школьников. Если на уроках русского языка последовательно, систематично и целенаправленно применять технологию программированного обучения, то происходит организация умственной работы учащихся, формируется сильная мотивация к обучению, высокая речевая культура и грамотная письменная речь, совершенствуются знания о языке.
Алгоритмы на уроках русского языка играют большую роль в обучении языку. В основе каждой схемы, таблицы, алгоритма лежит прием сравнения, сопоставления и установления отношений сходства и различия между фактами и явлениями языка.
Учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это заранее составленный план действий, и такой план очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить её более качественно. А так как современные школьники владеют в той или иной степени умениями и навыками программирования, построение алгоритма становится необходимым условием компьютерной грамотности, дети на уроках русского языка с удовольствием откликаются на эти задания. Очень важен и тот момент, что такая работа даёт словеснику надёжное дополнительное средство для развития творческого мышления.
Использование алгоритмов при изучении правил русского языка помогает учителю достигать высокой результативности, так как выполнение предписанных действий, несомненно, приводит к правильному выбору орфограммы. Одно из свойств алгоритма - массовость - может быть применено к ряду слов, написание которых подразумевает применения данных правил.
В Энциклопедическом словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило.
Алгоритм любого орфографического правила необходимо начинать с двух основных составляющих: определить состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы.

РАЗДЕЛ 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Во всех классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках ознакомления с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер.
Приведу несколько самых распространенных орфографических правил, по которым мы с учащимися составили алгоритмы.

АЛГОРИТМ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА»

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА

Алгоритм "Правописание НЕ с различными частями речи".






ВЫВОДЫ
Таким образом, я показала ряд примеров, раскрывающих пути применения алгоритмов для обучения орфографии в практике. Для себя убедилась в том, что при их составлении необходимо учитывать подготовленность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготовительный период достаточной продолжительности, на котором дети выполняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила.
Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее.
Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.
Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм дает возможность “собрать” в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое и пунктуационное правило.
Таким образом, при современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших достижений науки и техники. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций алгоритмизации обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. По материалам Модуля 3, «Intel®– обучение для будущего» при поддержке Microsoft
2. http://wiki.iteach.ru
3. Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
4. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с элек¬тронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., сте¬реотип. - М: Глобус, 2010.
5. Интернет-портал "Сеть творческих учителей".
6. Гогун Е.А. Применение графической наглядности в целях овладения грамматическим поня¬тием «глагол» (сопоставительный анализ современных учебников) // Начальное образование XXI ве¬ка. Межвузовский сборник научно-методических статей. — Брянск, 2000. С. 30.
7. Дашко Л.И. Наглядные пособия по морфологии русского языка в V-VI классах средней шко¬лы и методика их использования: Автореферат … к. пед. н. — М.: 1954; Зельманова Л.М. Мето¬дика использования средств обучения на уроках русского языка. — М., 1990.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: nata1960
Просмотров: 464 | Загрузок: 81 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru