Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка интегрированного урока русского языка и информатики
[ · Скачать удаленно () ] 2011-01-22, 10:53 AM
ВКО, г.Семей, ГУСО школа-лицей №7
Учителя:
русского языка и литературы - Шершнева Глюся Салимовна,
информатики - Сангалиева Гульмира Калелкановна

Тема: Односоставные предложения. Обобщение изученного. Работа в Microsoft Word, Power Point (слайд 1 – учитель.ppt)
Класс: 8 А
Цели:
Обучающая:
обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения».
Развивающая:
а) закрепить и диагностировать умение определять вид односоставных предложений;
б) формировать умение постановки знаков препинания в сложном предложении, одна часть которого односоставное;
в) закрепить умение использовать односоставное предложение в речи;
г) развивать монологическую речь, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);
д) повторить процесс работы в Microsoft Office
Воспитательная:
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство прекрасного.
Тип: повторение и систематизация изученного.
Вид: интегрированный, с использованием информационных технологий.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы групповой работы.
Методы: практические, самостоятельная работа, творческое задание по развитию речи.
Оборудование: компьютер, таблица «Типы односоставных предложений», тетради, тестируемая оболочка, презентация «Односоставные предложения», музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», видеоматериал.
Ход урока
I. Организационный момент.
- В течение нескольких уроков мы изучали односоставные предложения. Что бы вы посоветовали человеку, самостоятельно осваивающему эту тему? Что он должен знать? Что уметь? (Учитель корректирует предположительные ответы учащихся).
Знать:
• значения односоставных предложений,
• способы выражения главного члена предложения;
уметь:
• определять виды односоставных предложений,
• способы выражения главного члена предложения,
• отличать односоставные предложения от двусоставных неполных,
• правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные,
• строить схемы предложений,
• использовать односоставные предложения в речи.
II. Слово учителя.
1.Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова:
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться» (Слайд 2)
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
(Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).
Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом.

2.Сегодня мы проводим наш урок ёв кабинете информатики, а потому нам надо знать и соблюдать правила поведения при работе с компьютером. (Слайд 3)
Вот некоторые из них:
1. Бережно обращайтесь с вычислительной техникой.
2. Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне блоков питания.
3.Перед началом работы сядьте прямо.
4. Не кладите на монитор и клавиатуру посторонние предметы.
5. Во время работы нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу.
6. Не трогайте разъёмы соединительных кабелей.
7. Размещать на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
8. Внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий.
9. Надо хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, чтобы избежать несчастных случаев, успешно овладеть знаниями, умениями и навыками.
III. Теоретическая разминка.
1. Беседа по вопросам, заполнение таблицы "Простые предложения”
(таблица спроецирована с помощью мультимедиа) (Слайд 4)
-Ребята, перед вами появилась таблица, но она пуста.
- Давайте вспомним основные положения об односоставных предложениях по изученным темам и поможем нашей таблице "заговорить”.
1. На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?
- По строению грамматической основы простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.
2. В чём отличие односоставных предложений от двусоставных?
- Двусоставные предложения имеют в грамматической основе два главных члена (состава) – подлежащее и сказуемое, а односоставные предложения в грамматической основе имеют один главный член (состав) – подлежащее или сказуемое.
3. Какие односоставные предложения различают по форме выражения главного члена?
- По форме выражения главного члена различают односоставные предложения с главным членом сказуемым и с главным членом подлежащим.
4. На какие группы делятся предложения с главным членом сказуемым?
- Предложения с главным членом сказуемым делятся на определённо-личные, неопределённо личные, обобщённо-личные, безличные.
5. Какие предложения называются определённо-личными? Какова их семантика? Приведите примеры.
- Определённо-личные предложения – это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица единственного и множественного числа. Эти глаголы-сказуемые своими окончаниями указывают на определённое лицо, совершающее действие. Например: Еду в Москву(я). Опять грустите (вы)?
6. Дайте определение неопределённо-личных предложений. В чём отличие значения от определённо-личных предложений. Приведите примеры.
- Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени. В этих предложениях важным является само действие, а не лицо, производящее его. Действующее лицо мыслится неопределённо, оно не известно или не важно для сообщения, поэтому в этих предложениях не бывает подлежащего. Например: На берегу громко пели. Что же говорят об этом удальце?
7. Какие предложения называются обобщённо-личными? Приведите примеры.
- Обобщённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым, указывающим на действующее лицо, которое мыслится обобщённо. Например: Не пером пишут, а умом. Чужим умом умён не будешь.
8. Какие предложения называются безличными? Какова их семантика? Примеры.
- Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения могут сообщать о состоянии человека, природы, окружающей среды. Например: Опять начало моросить. На душе радостно.
9. Дайте определение назывных предложений, приведите примеры. Что обозначают назывные предложения?
- Назывные предложения – это односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, выраженное формой именительного падежа. Назывные предложения сообщают о том, что предмет, явление, лицо, событие существуют в настоящем времени. Например: Тихая ночь. Поздняя осень.
После ответов учащихся заполненная таблица выглядит следующим образом: (Слайд 5)
-Итак, ребята, мы достигли своей цели на данном этапе: наша таблица “заговорила”, теоретическая разминка прошла успешно.
IV.Компьютерная презентация домашней работы.
(Комментарий учителя к заданию – озвучка (файл «начало»))
-Многие поэты в своих произведениях использовали как двусоставные, так и односоставные предложения. Возможно ли, преобразовать синтаксический строй русского языка так, чтобы остались только односоставные или только двусоставные предложения? В двусоставных предложениях понятно, где субъект действия, а где само действие. Но, с другой стороны, если хорошенько подумать, не всегда необходимо называть действие или его субъект. Какие же из этих предложений более важные? Посмотрим и послушаем ваш ответ на этот вопрос.
В качестве домашнего задания вы должны были, разделившись на две команды, подготовить презентацию по теме “Односоставные предложения”, т.е. показать своё видение темы. По окончании презентации команды должны будут ответить на вопросы.

(Идет демонстрация фильма, который учащиеся у экрана озвучивают «первый диалог.wmv»):
Презентация 1-ой команды:
Диалог личных предложений.
Определённо-личное: Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
(«второй монолог.wmv»)Неопределённо-личное: Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают.
(«третий даилог.wmv»)Обобщенно-личное: Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины. Правда, из-за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей дружбы!
- Определите типы предложений, которые представили члены 1-ой группы.
Презентация 2-ой команды («вторая группа1.wmv»):
Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет. Выбрав значение, долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. “Молчать!”– говорю. Или: “Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Э-эх, не найти мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизни счастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение! ”
Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. Но я из этого даже пользу не извлекло: не можешь вставить подлежащее – радуйся! Значит перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами!
- Вы послушали монолог. Определите тип односоставного предложения, который был представлен 2-ой группой.
Вывод: все виды предложений одинаково важны, так как каждое из них по-своему выполняет свою роль, обогащает нашу речь, имеет свою сферу употребления.

V.Практическая работа.
- А теперь, повторив теоретические сведения, проверив домашнее задание, перейдём к практической части. Запишем число, классная работа.
1. Синтаксический анализ фрагмента художественного текста.
Цель: найти односоставные предложения в прозаическом художественном тексте, определить их роль.
(Слайд 6 )
Поз…но. Бор глухо и со(н,но) гудит в отд..лении. Ночь. Становится таинственнее, и ты чувствуеш… это. Кажется, что всё вым…рло на земле. Грус…но. Хочется плакать. Но спряч… подальше эти грус…ные мысли! Надо превозмоч… себя и идти ( в)перёд.
1) Вставьте пропущенные орфограммы.
2) Определить стиль и тип речи (стиль художественный, тип речи – описание).
3) Определите основную мысль высказывания (нужно не бояться трудностей, а преодолевать их).
4) Какие предложения передают состояние героя? (Грустно. Хочется плакать.)
5) Выделите грамматические основы предложений; определите, чем выражены главные члены; укажите вид односоставных предложений (работа выполняется с помощью ручки в Microsoft Power Point).
(После самостоятельной работы учащихся проверяем, попутно разбирая орфограммы и пунктограммы.)
Разобранный текст выглядит следующим образом:
Безлич.
Поздно (0 связка + категория состояния). Бор глухо и сонно гудит в отдалении.
Назывн Безлич.
Ночь. Становится таинственнее (глагол-связка + категория состояния), и ты
Двусост.,неполн Безлич.
чувствуешь это. Кажется, что всё вымерло на земле. Грустно(0 связка + категория состояния).
Безлич. Определ.-лич.
Хочется плакать ( вспомогат. глагол + инфинитив). Но спрячь подальше эти грустные мысли!
Безлич.
Надо превозмочь (категория состояния + 0 связка + 2 инфинитива) себя и идти вперёд.
_Итак, ребята, какова роль односоставных предложений в тексте?

Вывод: использование односоставных предложений позволяет автору точно выразить душевное состояние героя, связанное с наступлением ночи, чувством одиночества.
2. Запишите предложения, выделите основы, составьте схемы, объясните расстановку знаков препинания. (Слайд 7)
Цель: понаблюдать, могут ли односоставные предложения входить в состав сложных.
1. Светло на улице, и виден сад насквозь.
2. Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
3. Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй.
4. Приятно видеть, как тает последний снег.
5. Чёрные контуры деревьев, и вокруг стоит тишина.
- К начерченным схемам подберите свои примеры (фронтальный опрос).
Вывод: любые виды односоставных предложений могут входить в состав сложных, делая их лаконичными, ёмкими.
3. Изучая односоставные предложения, мы обращали внимание на то, что они ёмки, лаконичны, поэтому также часто они используются в поэтических текстах. Определите на слух, какие виды односоставных предложений употребляются в следующих поэтических фрагментах. (Слайд 8)
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
(безличн.) – предположительные ответы учащихся
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
(безличн., двусост., безличн., опред.-личн.)
3. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
(назывн.)
4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман
(М. Лермонтов).
(безличн.)
5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
( А.С.Пушкин)
(опред.-личн.)
6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)
(неопред.-личн.)
7. Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.Тургенев)
(двусост., опред.-личн.)
8. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С. Есенин)
(опред.-личн., безличн., двусост.)
9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)
(безличн., двусост., опред.-личн.)
10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)
(опред.-личн.)
4. Итак, мы сегодня находили односоставные предложения в поэзии и прозе, увидели, какую роль играют эти предложения, в тестах. Теперь же потренируемся сами в использовании односоставных предложений в тексте. Перед вами репродукция одной из картин И.И Шишкина «Зима в лесу».
(Слайд 9)
-Выполните её описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений. Работу выполняете в Microsoft Word.
(Во время работы звучит музыка П.И Чайковского «Симфония №6 (II часть).mp3»).
По окончании творческой работы прослушиваются два-три сочинения)
VI. Самостоятельная работа учащихся, выполнение тестовых заданий (тестирующая оболочка, по окончании выводится оценка).
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
• А. Не плачь ты попусту.
• Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
• В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
• Г. Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год.
• А. Односоставное.
• Б. Двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определённо-личные предложения - это…
• А. Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определённо указывают на лицо и число местоимений( я, ты, мы, вы).
• Б. Односоставные предложения.
• В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
• А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
• Б. Хорошо в зимнем лесу!
• В. В воскресенье старайся быть больше на свежем воздухе.
• Г. Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
• А. Двусоставное.
• Б. Определённо-личное.
• В. Безличное.
• Г. Неопределённо-личное.
6. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
• А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать под деревьями.
• Б. Уже смеркалось, и комнате стало темно.
• В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
• Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Ответы: 1. Г, 2. Б, 3. В, 4. Б, 6. В.
VII.Подведение итогов урока:
1) Можно ли обойтись без односоставных предложений в речи?
(Можно)
2) Если можно обойтись без односоставных предложений, то для чего же они используются?
( Обогащают нашу речь, придают высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу.)
3) Назовите сферу их употребления?
( Художественная литература, публицистика, разговорная речь.)
VIII.Синквейн.
- Составьте синквейн об односоставных предложениях.
Предложения
Яркие, выразительные
Определять, применять, составлять
Люблю великий могучий язык!
Наука
IX.Рефлексия
Учащимся предлагается закончить фразы: (Слайд 10)
Я запомнила (-ил) …
Я рада (рад) …
Мне хочется сказать …
Теперь я …
X.Домашнее задание.
Информация о дифференцированном домашнем задании.
1. Заполнить последнюю строчку таблицы, составленной в начале урока, указав номера соответствующих предложений из упражнения № 234.
2. Описать картину И.Левитана "Золотая осень”, используя односоставные предложения.
3. Повторить процесс работы в Microsoft Office

Категория: Русский язык и литература | Добавил: GK
Просмотров: 4882 | Загрузок: 553 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru