Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Использование инновационных технологий на уроках русского языка как условие обеспечения качества
[ Скачать с сервера (59.0Kb) ] 2014-01-31, 8:54 AM
Использование инновационных технологий на уроках русского языка
как условие обеспечения качества современного образования
А.К. Амренова
Мариновская казахская средняя школа
Атбасарский район
Акмолинская область

Современное время требует от образованных людей таких способностей, как способность ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения.
Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого ученика самостоятельного мышления возможности разбираться в ситуации и находить решение.
Очень часто слышишь вопросы о том, каким сегодня быть уроку?
Сейчас многое изменилось в образовании. На мой взгляд, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы о том, как сделать урок интересным и ярким, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали увлечённо и творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности.
Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятель- ного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образова- ния лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совер- шенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Применение инновационных технологий является обязательным требованием к образовательному процессу. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Понятие «инновационная педагогическая технология» включило в себя всё, что касается совершенствования учебного процесса.
Педагогическая технология – это исследование с целью выявить принципы и разработать приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путём конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно-ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Сегодня важно учитывать, что обучаемый должен быть не столько объектом, сколько субъектом обучения, причём наравне с педагогом. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, погружаясь в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет акти- визировать мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков.
В практике преподавания русского языка и на современном этапе обучения используются такие технологии как технология модульного обучения, проектное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, диалоговые технологии и игровые, уровневая дифференциация, личностно-ориентированнное обучение и др.
Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учеб- ный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, кон -сультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия.
План модульного занятия может быть следующим:
- мотивация учеников;
- самостоятельная работа;
- работа в малой группе;
- работа в целом классе;
- рефлексия.
Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой.
Проектное обучение развивает личностные качества учащихся: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству. В учебный материал почти каждого урока входит связный текст, являющийся основным стержнем урока, вокруг которого строятся задания и упражнения.
Диалоговые технологии побуждают учащихся искать способы для выражения своих мыслей. Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
На уроках русского языка ученики составляют диалоги на различные ситуации «В школе», «В магазине», «В общественном транспорте» и т.д.
Игровые технологии не только развивают речевые навыки, но и значительно повышают интерес к предмету, стимулируют деятельность учащихся.
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Игра является, как известно, одним из самых древних приёмов обучения.
Существует множество видов игр, используемых на уроках русского языка.
В своей практике активно использую лексические игры, которые тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуации. Ролевые игры, в основе которых лежит организованное речевое общение учащихся. Примером являются сюжетно-ролевые игры «Азбука вежливости», «Мир будущей профессии», «В театре» и др.
Фонетические игры необходимы на каждом уроке, как они тренируют у учащихся правильное произношение. Эффективно использование скороговорок, считалок, загадок, пословиц и поговорок
Грамматические игры, целью которых является формирование умений употреблять речевые обороты, содержащие грамматические трудности, целесообразно проводить в среднем звене. Игра «Кто быстрее?», учитель называет слова, а учащиеся записывают к ним синонимы. Игра «Наоборотки» – подбор антонимов, «Лови ошибку!» – исправление ошибок, допущенных в тексте, «Мозаика» – восстановить текст, «Назовите одним словом» – нахождение обобщающего слова, «Загадочное письмо» – расшифровка слов и др.
Довольно успешно используется в учебном процессе технология критического мышления через чтение и письмо.
Данная технология, включающая в свой состав разнообразные стратегии, позволяет использовать их на разных этапах обучения. Элементы данной технологии используются самостоятельно, но и системное её применение будет наиболее эффективным и действенным.
Одним из эффективных методов активизации речевой деятельности учащихся является групповой метод работы, позволяющий значительно развивать творческую инициативу. Из практики видим высокую результативность такой организации труда учеников, возможность каждого школьника получить шанс познания, воспитать ответственность за качество не только своих знаний, но и остальных ребят. Творческие группы создаются прямо на уроке. Группам даются задания поискового характера. Работа групп оживляет урок. Сами учащиеся отмечают, что на таких уроках интереснее.
Так, например, при изучении темы «Текст» класс делится на три группы. Каждой группе даётся незнакомый текст. Учащиеся работают над текстом, читают, выполняют задания к тексту, составляют кластер, ассоциативную карту, синквейн. Такие формы работы оказывают большую помощь в пересказе текста, а значит, способствуют развитию речи.
Ромашка Блума формирует умение задавать вопросы, выбирая те, которые отражают суть изучаемых явлений. Диаграмма Венна позволяет находить сходства и различия в чём-либо на базе приёмов и синтеза. Диаграмму Венна можно использовать при изучении сложного предложения для сравнения ССП и СПП. Стратегии. Используемые в технологии критического мышления разнообразны, и всегда есть возможность выбрать те, которые будут отвечать целям данного урока, органично входить в образовательный процесс, не нарушая его целостности и результативности.
Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для успешного обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все обучающиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп получает задание), индивидуальную (отдельные обучающиеся получают персональный вариант задания).
Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности.
Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, обучающийся овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый обучающийся, прежде чем приступить к работе по более сложной программе, а лучше сказать, по следующей за ней программе.
Программа «В» обеспечивает овладение обучающимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материалы первого уровня.
Выполнение программы «А» поднимает обучающихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Она вводит обучающегося в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, даёт развивающие сведения, углубляющие материалы, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения.
Работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, её результаты нужно обязательно анализировать.
Задания, предлагаемые обучающимся для самостоятельной работы на этапе закрепления знаний, умений и навыков по теме «Деепричастие».
Дополните определение деепричастия:
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает…..
Найдите деепричастия. Выпишите их.
Увидел, шлёпая, спеша, свежо, заброшено, согнувшись.
Найдите деепричастия несовершенного вида.
Играя, прищурясь, увидевши, кружась, спеша, замахнувшись, черпая.
В данных предложениях выделите деепричастный оборот.
Девочка смотрела не мигая в окно. Собака почуяв меня насторожилась.
Улыбаясь она посмотрела вокруг. Круглые глаза птицы не мигая смотрели на вечернее солнце.
В данных деепричастиях выделите орфограммы.
(Не)растаяв, (не)годуя, (не)зная, (не)завидуя, (не)прекращая, (не)увлекаясь, (не)хотя.
Личностно-ориентированное обучение особенно актуально для новой
12-летней школы, одной из задач которой будет предпрофильная подготовка школьников основной ступени и профильное обучение на старшей ступени.
Современная трактовка личностно-ориентированного образования акцентирует внимание на развитие потенциальных возможностей, на их свободное самовыражение.
Личностно-ориентированное обучение – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников.
Преподавая русский язык, мы сталкиваемся с различными проблемами. Одна из актуальных – развитие речи учащихся.
Методика преподавания русского языка выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода следующие направления:
- словарно-фразеологическая работа с текстом;
-обучение школьников различным видам и жанрам монологической речи;
-организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения;
-активизация межпредметных взаимодействий на уроках русского языка.
Например, на уроках русского языка необходимо заниматься разнообразной лексической работой.
Задание: прочитайте пословицы, объясните смысл, подберите синонимы.
Красота приглядится, а ум пригодится. Лучше нищая мудрость, чем глупое богатство. Доброта без разума пуста.
Учёт индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребёнка в рамках личностно-ориентированного обучения.
Разработка новых технологий – процесс непрерывный. Определённая часть названных здесь технологий хорошо известна и активно используется в практике.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» М., 1990 г.
2. Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2004 г.
3. Жаныбекова У.А. «Русский язык для школ с казахским языком обучения»
Алматы «Мектеп» 2006 г.
4. Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000 г.
5. Подласый И.П. «Педагогика. Новый курс» М., 1999 г.
6. Тростенцова Л.А.«Урок русского языка на современном этапе»М., 1998 г.
7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003 г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Aigul74
Просмотров: 437 | Загрузок: 90 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru