Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (48.5 Kb) ] | 2014-02-01, 11:25 AM |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Р.А.БОРОДАЙ, учитель русского языка и литературы Золотонивской средней школы Цели урока: 1.Создать условия дл учебной деятельности посредством формирования навыков поисковой работы и сравнительного анализа. 2. Организовать учащихся на коллективную и групповую деятельность. Учебные задачи урока: 1. Установление правильности и осознанности фактологических знаний теории по теме урока. 2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в практической ситуации. 3. Обеспечение повторения с целью предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок. Общие методические цели: 1.Формирование понятия о деепричастии как особой форме глагола. 2. Систематизация морфологических и синтаксических признаков деепричастия. 3.Осуществление устного и письменного разбора деепричастия. 4. Повторение а) глагола и его морфологических постоянных признаков; б) причастия и его морфологических признаков; в) обстоятельства как второстепенного члена предложения; г) подлежащего и сказуемого как грамматической основы предложения. Тип урока: усвоение нового материала. Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся). Оборудование: доска, учебник для 7 класса 2012 г. Атамура., раздаточные карточки, кластер, организационный материал. Эпиграф урока: Лишь усилиями мы достигаем цели, а не желаниями. Древняя мудрость. Ход урока I.Оргмомент. 1. Психологическая зарядка: Команды: - Встаньте, опустив руки. - Крепко зажмурившись, сосчитайте до 5. - Открыв глаза, быстро поморгайте. - Поднимите руки в стороны, прикоснувшись к соседям справа и слева. - Приветствуя друг друга, мило улыбнитесь. - Закрыв глаза, пожелайте себе успеха на уроке. - Настроившись на рабочий лад, начинаем урок. 2. Приветствие на казахском языке. II. Активизация мыслительной деятельности. Задание: - Вспомните команды разминки. Какие слова показались вам незнакомыми? Запишите и назовите их. Слова какой части речи они вам напоминают? III. Целевая установка урока и мотивация учебной деятельности. Учитель : целеполагание - Мы продолжаем изучение системы частей речи и их форм русского языка в курсе «Морфология». Названные вами слова действительно похожи на глаголы, но они глаголами не являются. Это деепричастия. Ученик: Этимологическая справка. Название «деепричастие» возникло в результате слияния двух слов – ДЕЕ (от «деяти» в значении «делать») и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале ХVII века в 1619 году. Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими формами действительных причастий, изменялись по падежам, числам, родам. В предложении они могли быть определением и сказуемым. Постепенно эти свойства утратились, а с ними и способность к изменению. Учитель: мотивация Какими грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками обладает деепричастие в современном русском языке, нам предстоит выяснить сегодня на уроке. Деепричастия так же, как и причастия, обогащают нашу речь, делают ее объемной, выразительной. Поэтому так важно научиться пользоваться ими в устной и письменной речи. IV. Усвоение нового материала. 1.Организация поисковой работы: Изучение новой темы мы сегодня построим как поиск общих и различительных признаков между причастиями и деепричастиями. Задания группам: Группа А: Прочитать § 22,23 и §5,6,7 Назвать признаки, общие у причастий и деепричастий. Записать на доске и в тетради. Группа В: Прочитать § 22,23 и §5,6,7 Назвать признаки, характерные только для причастий. Записать на доске и в тетради. Группа С: Прочитать § 22,23 и §5,6,7 Назвать признаки, характерные только для деепричастий. Записать на доске и в тетради. Группа «Эксперты» отслеживает работу своей группы: выслушивает и дополняет ответ. 2. Подведение итогов поисковой работы ( круги Венна): А )запись на доске и в тетради (заполняется по мере ответов) Признаки общие признаки причастий признаки деепричастий Грам. вопрос: Образовано от глагола. Грам. вопрос: Какой? Каков? Связано с действием. Что делая? Грам. значение: Признаки глагола: Что сделав? признак предмета вид, возвратность, Грам. значение: по действию. переходность. добавочное Изменяется по действие. числам, родам, Не изменяется. падежам. Обстоятельство Синт. функ.: определение Признаки наречия. и сказуемое. Признаки прилагательного. Б) монологическое высказывание «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт) В) заполнение кластера «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт). 3. Проблемный вопрос: - Как найти деепричастие в предложении? 4.Практическое решение на примере предложения: Легко шелестя, падали желтые листья с берез. Что делая? дееп .= шелестели 4. Составление алгоритма (записан на доске и скрыт). Как найти деепричастие? 1. Найти грамматическую основу предложения. 2. Найти слово со значением добавочного действия, зависимое от глагола- сказуемого. 3. Проверить, отвечает ли слово на грамматический вопрос что делая? или что сделав? 4. Проверить, возможно ли заменить деепричастие на однородный глагол – сказуемое. . V. Первичное закрепление нового материала. 1. Диктант. а) чтение текста; б) предварительная работа с текстом; в) орфографический разбор (эксперты); г) запись диктанта; д) грамматическое задание: найти деепричастия, используя алгоритм. А) Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зеленой хвои. Стаи перелетных уток, шлепая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху. Б) Работа с текстом: -Определите тип текста. (Описание). -Определите стиль текста. (Художественный). -Сколько смысловых частей в тексте? Какова их тема? Сколько абзацев? 2 части: река, птицы. 2 абзаца В) Слова для орфографического разбора: *бе_жизненные *безжизне_ые (над)водой отр_жаясь в_сят ч_тко *оч_ртаниями *ш_лохнет (не) зарябит подымают(?)ся дли_ые пр_слушиваются 2. Проверка выполнения грамматического задания. 3. Морфологический разбор деепричастий из диктанта. А) коллективная работа – отражаясь Б) групповая работа – затаившись, шлепая, изогнув, белея В) проверка. VI. Обобщение. Выводы. Беседа по вопросам на знание материала урока. VII. Итоги урока. VIII. Задания на дом: Общее: кластер выучить (письмо по памяти). Дифференцированное: - № 137 по заданию учебника. - № 138 выразительное чтение, выписать деепричастия, определить глагольные морфологические признаки. - Рассказать, как вы возвращаетесь домой после удачного, хорошего дня в школе. А после неудачного? Описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Для этого используйте деепричастия с зависимыми словами, например: бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной пятеркой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы. IX. Рефлексия: Я сегодня на уроке а) требовал внимания и помощи со стороны; б) работал самостоятельно; в) (даже) помогал другим. Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке. | |
Просмотров: 1198 | Загрузок: 118 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|