Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
[ Скачать с сервера (48.5Kb) ] 2014-02-01, 11:25 AM
ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Р.А.БОРОДАЙ,
учитель русского языка и литературы Золотонивской средней школы

Цели урока:
1.Создать условия дл учебной деятельности посредством формирования навыков поисковой работы и сравнительного анализа.
2. Организовать учащихся на коллективную и групповую деятельность.
Учебные задачи урока:
1. Установление правильности и осознанности фактологических знаний теории по теме урока.
2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в практической ситуации.
3. Обеспечение повторения с целью предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
Общие методические цели:
1.Формирование понятия о деепричастии как особой форме глагола.
2. Систематизация морфологических и синтаксических признаков деепричастия.
3.Осуществление устного и письменного разбора деепричастия.
4. Повторение а) глагола и его морфологических постоянных признаков;
б) причастия и его морфологических признаков;
в) обстоятельства как второстепенного члена предложения;
г) подлежащего и сказуемого как грамматической основы
предложения.
Тип урока: усвоение нового материала.
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности
учащихся).
Оборудование: доска, учебник для 7 класса 2012 г. Атамура., раздаточные карточки, кластер, организационный
материал.
Эпиграф урока:
Лишь усилиями мы достигаем цели, а не желаниями.
Древняя мудрость.
Ход урока
I.Оргмомент.
1. Психологическая зарядка:
Команды:
- Встаньте, опустив руки.
- Крепко зажмурившись, сосчитайте до 5.
- Открыв глаза, быстро поморгайте.
- Поднимите руки в стороны, прикоснувшись к соседям справа и слева.
- Приветствуя друг друга, мило улыбнитесь.
- Закрыв глаза, пожелайте себе успеха на уроке.
- Настроившись на рабочий лад, начинаем урок.
2. Приветствие на казахском языке.
II. Активизация мыслительной деятельности.
Задание:
- Вспомните команды разминки. Какие слова показались вам незнакомыми? Запишите и назовите их. Слова какой части речи они вам напоминают?
III. Целевая установка урока и мотивация учебной деятельности.
Учитель : целеполагание
- Мы продолжаем изучение системы частей речи и их форм русского языка в курсе «Морфология». Названные вами слова действительно похожи на глаголы, но они глаголами не являются. Это деепричастия.
Ученик: Этимологическая справка.
Название «деепричастие» возникло в результате слияния двух слов – ДЕЕ (от «деяти» в значении «делать») и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале ХVII века в 1619 году. Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими формами действительных причастий, изменялись по падежам, числам, родам. В предложении они могли быть определением и сказуемым. Постепенно эти свойства утратились, а с ними и способность к изменению.
Учитель: мотивация
Какими грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками обладает деепричастие в современном русском языке, нам предстоит выяснить сегодня на уроке. Деепричастия так же, как и причастия, обогащают нашу речь, делают ее объемной, выразительной. Поэтому так важно научиться пользоваться ими в устной и письменной речи.
IV. Усвоение нового материала.
1.Организация поисковой работы:
Изучение новой темы мы сегодня построим как поиск общих и различительных признаков между причастиями и деепричастиями.
Задания группам:
Группа А: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, общие у причастий и деепричастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа В: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, характерные только для причастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа С: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, характерные только для деепричастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа «Эксперты» отслеживает работу своей группы: выслушивает и дополняет ответ.
2. Подведение итогов поисковой работы ( круги Венна):
А )запись на доске и в тетради (заполняется по мере ответов)
Признаки общие признаки
причастий признаки деепричастий
Грам. вопрос: Образовано от глагола. Грам. вопрос:
Какой? Каков? Связано с действием. Что делая?
Грам. значение: Признаки глагола: Что сделав?
признак предмета вид, возвратность, Грам. значение:
по действию. переходность. добавочное
Изменяется по действие.
числам, родам, Не изменяется.
падежам. Обстоятельство
Синт. функ.:
определение Признаки наречия.
и сказуемое.
Признаки
прилагательного.
Б) монологическое высказывание «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт)
В) заполнение кластера «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт).
3. Проблемный вопрос:
- Как найти деепричастие в предложении?
4.Практическое решение на примере предложения:

Легко шелестя, падали желтые листья с берез.
Что делая?
дееп .= шелестели

4. Составление алгоритма (записан на доске и скрыт).
Как найти деепричастие?
1. Найти грамматическую основу предложения.
2. Найти слово со значением добавочного действия, зависимое от глагола- сказуемого.
3. Проверить, отвечает ли слово на грамматический вопрос что делая? или что сделав?
4. Проверить, возможно ли заменить деепричастие на однородный глагол – сказуемое.
. V. Первичное закрепление нового материала.
1. Диктант.
а) чтение текста;
б) предварительная работа с текстом;
в) орфографический разбор (эксперты);
г) запись диктанта;
д) грамматическое задание: найти деепричастия, используя алгоритм.
А) Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными
очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зеленой хвои.
Стаи перелетных уток, шлепая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.
Б) Работа с текстом:
-Определите тип текста. (Описание).
-Определите стиль текста. (Художественный).
-Сколько смысловых частей в тексте? Какова их тема? Сколько абзацев?
2 части: река, птицы.
2 абзаца
В) Слова для орфографического разбора:
*бе_жизненные *безжизне_ые
(над)водой отр_жаясь
в_сят ч_тко

*оч_ртаниями *ш_лохнет
(не) зарябит подымают(?)ся
дли_ые пр_слушиваются
2. Проверка выполнения грамматического задания.
3. Морфологический разбор деепричастий из диктанта.
А) коллективная работа – отражаясь
Б) групповая работа – затаившись, шлепая, изогнув, белея
В) проверка.
VI. Обобщение. Выводы. Беседа по вопросам на знание материала урока.
VII. Итоги урока.
VIII. Задания на дом:
Общее: кластер выучить (письмо по памяти).
Дифференцированное:
- № 137 по заданию учебника.
- № 138 выразительное чтение, выписать деепричастия, определить глагольные морфологические признаки.
- Рассказать, как вы возвращаетесь домой после удачного, хорошего дня в школе. А после неудачного? Описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Для этого используйте деепричастия с зависимыми словами, например: бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной пятеркой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.
IX. Рефлексия:
Я сегодня на уроке а) требовал внимания и помощи со стороны;
б) работал самостоятельно;
в) (даже) помогал другим.
Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: boroday | Теги: урок, 7 класс, глагол, причастие, деепричастие
Просмотров: 611 | Загрузок: 105 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru