Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
[ Скачать с сервера (48.5 Kb) ] 2014-02-01, 11:25 AM
ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Р.А.БОРОДАЙ,
учитель русского языка и литературы Золотонивской средней школы

Цели урока:
1.Создать условия дл учебной деятельности посредством формирования навыков поисковой работы и сравнительного анализа.
2. Организовать учащихся на коллективную и групповую деятельность.
Учебные задачи урока:
1. Установление правильности и осознанности фактологических знаний теории по теме урока.
2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в практической ситуации.
3. Обеспечение повторения с целью предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
Общие методические цели:
1.Формирование понятия о деепричастии как особой форме глагола.
2. Систематизация морфологических и синтаксических признаков деепричастия.
3.Осуществление устного и письменного разбора деепричастия.
4. Повторение а) глагола и его морфологических постоянных признаков;
б) причастия и его морфологических признаков;
в) обстоятельства как второстепенного члена предложения;
г) подлежащего и сказуемого как грамматической основы
предложения.
Тип урока: усвоение нового материала.
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности
учащихся).
Оборудование: доска, учебник для 7 класса 2012 г. Атамура., раздаточные карточки, кластер, организационный
материал.
Эпиграф урока:
Лишь усилиями мы достигаем цели, а не желаниями.
Древняя мудрость.
Ход урока
I.Оргмомент.
1. Психологическая зарядка:
Команды:
- Встаньте, опустив руки.
- Крепко зажмурившись, сосчитайте до 5.
- Открыв глаза, быстро поморгайте.
- Поднимите руки в стороны, прикоснувшись к соседям справа и слева.
- Приветствуя друг друга, мило улыбнитесь.
- Закрыв глаза, пожелайте себе успеха на уроке.
- Настроившись на рабочий лад, начинаем урок.
2. Приветствие на казахском языке.
II. Активизация мыслительной деятельности.
Задание:
- Вспомните команды разминки. Какие слова показались вам незнакомыми? Запишите и назовите их. Слова какой части речи они вам напоминают?
III. Целевая установка урока и мотивация учебной деятельности.
Учитель : целеполагание
- Мы продолжаем изучение системы частей речи и их форм русского языка в курсе «Морфология». Названные вами слова действительно похожи на глаголы, но они глаголами не являются. Это деепричастия.
Ученик: Этимологическая справка.
Название «деепричастие» возникло в результате слияния двух слов – ДЕЕ (от «деяти» в значении «делать») и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале ХVII века в 1619 году. Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими формами действительных причастий, изменялись по падежам, числам, родам. В предложении они могли быть определением и сказуемым. Постепенно эти свойства утратились, а с ними и способность к изменению.
Учитель: мотивация
Какими грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками обладает деепричастие в современном русском языке, нам предстоит выяснить сегодня на уроке. Деепричастия так же, как и причастия, обогащают нашу речь, делают ее объемной, выразительной. Поэтому так важно научиться пользоваться ими в устной и письменной речи.
IV. Усвоение нового материала.
1.Организация поисковой работы:
Изучение новой темы мы сегодня построим как поиск общих и различительных признаков между причастиями и деепричастиями.
Задания группам:
Группа А: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, общие у причастий и деепричастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа В: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, характерные только для причастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа С: Прочитать § 22,23 и §5,6,7
Назвать признаки, характерные только для деепричастий.
Записать на доске и в тетради.
Группа «Эксперты» отслеживает работу своей группы: выслушивает и дополняет ответ.
2. Подведение итогов поисковой работы ( круги Венна):
А )запись на доске и в тетради (заполняется по мере ответов)
Признаки общие признаки
причастий признаки деепричастий
Грам. вопрос: Образовано от глагола. Грам. вопрос:
Какой? Каков? Связано с действием. Что делая?
Грам. значение: Признаки глагола: Что сделав?
признак предмета вид, возвратность, Грам. значение:
по действию. переходность. добавочное
Изменяется по действие.
числам, родам, Не изменяется.
падежам. Обстоятельство
Синт. функ.:
определение Признаки наречия.
и сказуемое.
Признаки
прилагательного.
Б) монологическое высказывание «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт)
В) заполнение кластера «Деепричастие» (желающий ученик или эксперт).
3. Проблемный вопрос:
- Как найти деепричастие в предложении?
4.Практическое решение на примере предложения:

Легко шелестя, падали желтые листья с берез.
Что делая?
дееп .= шелестели

4. Составление алгоритма (записан на доске и скрыт).
Как найти деепричастие?
1. Найти грамматическую основу предложения.
2. Найти слово со значением добавочного действия, зависимое от глагола- сказуемого.
3. Проверить, отвечает ли слово на грамматический вопрос что делая? или что сделав?
4. Проверить, возможно ли заменить деепричастие на однородный глагол – сказуемое.
. V. Первичное закрепление нового материала.
1. Диктант.
а) чтение текста;
б) предварительная работа с текстом;
в) орфографический разбор (эксперты);
г) запись диктанта;
д) грамматическое задание: найти деепричастия, используя алгоритм.
А) Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными
очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зеленой хвои.
Стаи перелетных уток, шлепая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.
Б) Работа с текстом:
-Определите тип текста. (Описание).
-Определите стиль текста. (Художественный).
-Сколько смысловых частей в тексте? Какова их тема? Сколько абзацев?
2 части: река, птицы.
2 абзаца
В) Слова для орфографического разбора:
*бе_жизненные *безжизне_ые
(над)водой отр_жаясь
в_сят ч_тко

*оч_ртаниями *ш_лохнет
(не) зарябит подымают(?)ся
дли_ые пр_слушиваются
2. Проверка выполнения грамматического задания.
3. Морфологический разбор деепричастий из диктанта.
А) коллективная работа – отражаясь
Б) групповая работа – затаившись, шлепая, изогнув, белея
В) проверка.
VI. Обобщение. Выводы. Беседа по вопросам на знание материала урока.
VII. Итоги урока.
VIII. Задания на дом:
Общее: кластер выучить (письмо по памяти).
Дифференцированное:
- № 137 по заданию учебника.
- № 138 выразительное чтение, выписать деепричастия, определить глагольные морфологические признаки.
- Рассказать, как вы возвращаетесь домой после удачного, хорошего дня в школе. А после неудачного? Описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Для этого используйте деепричастия с зависимыми словами, например: бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной пятеркой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.
IX. Рефлексия:
Я сегодня на уроке а) требовал внимания и помощи со стороны;
б) работал самостоятельно;
в) (даже) помогал другим.
Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: boroday | Теги: урок, 7 класс, глагол, причастие, деепричастие
Просмотров: 1198 | Загрузок: 118 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 9:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru