Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

презентация "Памяти Пушкина"
[ · Скачать удаленно () ] 2014-02-04, 9:15 AM
Внеклассное мероприятие
215-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина посвящается…
Тема: «Идёт волшебница зима… »
Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Технология разновозрастного сотрудничества в группах, ЛОО, Мастерская творческого письма, технология критического мышления ( осмысление текста как интеллектуальное умение КМ)
Цель : развитие творческих способностей учащихся,
привитие любви и интереса к творчеству А.Пушкина и других поэтов,
развитие речи и совершенствование культуры речи, расширение кругозора учащихся,
развитие социальных компетенций учащихся ( навыков взаимопонимания, коммуникационных навыков, способности к сотрудничеству, умения решать проблемы в различных жизненных ситуациях)
1.Подготовка к восприятию
Вступительное слово учителя: приглашение к сотрудничеству всех участников «Мастерской творческого письма», приветствие друг друга через рукопожатие, произнесение хором: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Слайд 1)
Выборы спикера в группе.
Учитель: « К.Г.Паустовский писал: «Богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к связанным с ними природным явлениям ». (Слайды 2,3 ).Вспомните, пожалуйста, песенную строчку: « У природы нет плохой погоды». Весна наполняет природу свежим ароматом предстоящего лета .Лето простирает нам свои тёплые объятья. Осень успокаивает природу, бережно готовя её к зимнему сну. А зима покрывает белым одеялом уставшую за год природу, заковывает водоёмы и одевает деревья в снежные наряды.
И на сегодняшней нашей встрече в «Мастерской творческого письма» мы будем говорить о волшебной зиме, об этом чудесном времени года, которое у нас за окном. Ребята, вы должны знать и помнить, что в эти январские дни в далёком 1837 году после смертельного ранения перестало биться сердце великого Пушкина. Его светлой памяти посвящается наша встреча. Наша цель ( см. выше)
2.Мозговая атака. Цель: актуализация знаний, мотивация
Ребята, какую роль вы в своей жизни отводите культуре речи? А творчеству?
(Беседа с учащимися 2-3 мин)
Я утверждаю, что красота речи и культура речи - показатель общей культуры человека. А жизнь без творчества скучна и однообразна! Всех, кто со мной согласен, я приглашаю встать и выразить своё согласие аплодисментами.
(После этой «физкультпаузы»-продолжение мозговой атаки).
Ребята, а кто из вас любит зимнее время года? (Поднимите, пожалуйста, руки).
Зима- это волшебная сказка, когда вся природа спит.
3.Активизация познавательной деятельности. Учитель предлагает закончить предложения( от каждой группы по одному).Например:
Зима-это снега и метели. Зима- это Новый год! Зима- это каникулы! Зима – это коньки и лыжи! Зима- это наше любимое снежное зодчество. Зима- это…(Слайды 4,5)
1)Разминка. Кто быстрее? «Соберите слова и составьте из них предложение» (1-2 мин.)
Слайд 6
( Наступила красивая, холодная и снежная зима).
на и на ла
я ма си кра
вая пи лод зи
хо сту я снеж

2)Учитель. Ребята, вы, конечно, без труда назовёте зимние месяцы. Я предлагаю вам узнать про них ещё больше. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы (задание пятиклассникам) и запятые (задание уч-ся 8,11 кл.) (Слайд 7)

Три долгих зимних мес..ца ? снежный д..кабрь м..розный солн..чный январь и с..рдитый м..телями ф..враль.Зимн.. пр..рода п..груж..на в сла..кий сон надёжно укрывши..сь под белым п..крывалом пуш..стого снега. В одни дни м..ороз тиш..на и бл..годать изр..дка нарушаемая лишь хрустом ветки в л..су в другие снежная в..юга с х..лодным завыванием ветра. (5-7 мин.) (Текст сдаётся на проверку учителю).
Учитель. Сейчас вы узнаете, как зимние месяцы назывались раньше. Послушайте текст и скажите, о каком месяце идёт речь.
-Выпадает много снега. Несмотря на периодические оттепели, могут ударить настоящие морозы. Бывает настоящая стужа! Вот и назывался этот месяц …(студень), а теперь - декабрь.
- Году начало, зиме серёдка. Погода зимняя и спокойная .Дни ещё короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морозней. Наступают сумерки с « просинью». Вот и прозвали его в старину …(« просинь», «студенец»). А новое название - в честь римского бога Януса. Январь - зимы государь!
-Много метелей и вьюг . Ветры холодом секут .В те дни, когда выглядывает солнце, его лучи начинают слегка припекать. Так и месяц в старину прозвали…( бокогрей, лютень, ветродуй, межень, сечень). Это февраль- начало новой жизни! Впереди Весна! Интересно, что в високосном году, 29.02, праздновался День Кащея. Все февральские пятницы посвящались отдыху и богине Макоше. А ещё говорили: «Февраль медведю бок в берлоге нагрел».
3)Учитель. Неправда ли, ребята, зимой на память часто приходят строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Кто автор этих строк? ( Пушкин). Я предлагаю вам прочитать любимые стих-я о зиме и посвятить их памяти А.С.Пушкина
Чтение ст-й учащимися (10-15 мин.), (просмотр слайдов 8-15 о зиме).
Учитель. Ребята, я в Интернете нашла страницу « Зима в картинах русских художников» и насчитала 130 репродукций! Каждая из них прекрасна и неповторима! Посмотрите на одну из них. Это, наверное, ещё не известная вам картина К.Ф.Юона «Волшебница – зима». Слушая её описание, попытайтесь представить себя среди изображённых людей.(Слайды 16,17). Наверное, многие из вас тоже любят рисовать зимний пейзаж, многие любят сочинять
4) Учитель. Ребята, а хотите сами научиться писать стихи? Давайте начнём учиться!
- Первое задание: Деконструкция текста. В поэтической строчке Ивана Сурикова (1841-1880) изменён порядок слов. (В воздухе кружится и тихо падает, ложится на землю белый пушистый снег) Ваша задача: поставьте слова на « своё место», чтобы восстановить рифму. (Слайд18) (текст на карточках; 2- 3 мин). Проверка результата коллективной работы. Должно быть так: (Это одно из последних ст-й поэта, написано в 1880г.)
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится» (Слайд 19,20)
-Второе задание: поставьте строчки в правильном порядке (2-3 мин.). Цель: побуждение к новым формам творческой самореализации, коллективное сотрудничество, совершенствование навыков выразительного чтения.
1группа: Заходит к нам в дома. Нам кажется зима. Зима весёлой маскою. Волшебной, доброй сказкою
Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима.
2 группа. Белым-бело под елями. С морозами, с метелями. Пришла зима с морозами. Сугробы под берёзами.
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым- бело под елями.
3 группа В поле вьюга загуляла. До недавних пор в оконце. А теперь зима настала. Каждый день смотрело солнце.
До недавних пор в оконце
Каждый день смотрело солнце,
А теперь зима настала,
В поле вьюга загуляла
4 группа. С шумом, с песнею лихою. Всё покрыла пеленою. Всюду стало пусто, глухо. Запушила снегом, пухом
Всюду стало пусто, глухо.
Запушила снегом, пухом-
С шумом, с песнею лихою
Всё покрыла пеленою.
5 группа Словно сброшены над городом. Парашютики-пушинки. Опускаются снежинки. На дорогу с тихим шорохом
На дорогу с тихим шорохом
Опускаются снежинки,
Словно сброшены над городом
Парашютики-пушинки
6 группа. Для меня ты месяц лучший. Я люблю тебя, январь. Молодой, большой, скрипучий. Золотистый, как янтарь
Я люблю тебя, январь!
Для меня ты месяц лучший-
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь. Чтение
-Третье задание. «Соберите стихотворение «А.Блока « Вечер тихий и морозный» (Слайды 21,22)
( три строфы « в беспорядке» напечатаны на отдельных листах). Необходимо расположить их так, как у поэта А. Блока. Цель: развитие образного и логического мышления
1.Вечер тихий и морозный,
Только снега нет и нет.
За окном включили звёзды
В доме выключили свет.
2.Из-за леса туча вышла,
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал.
3.А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моём лежал окне.
-Четвёртое задание. Установите соответствие между фамилией автора и строфой из его ст-я.( Слайды 23,24)
1.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печальный свет она. ( А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)
2.Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (Сергей Есенин. Поёт зима-аукает»)
3.В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала-ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. ( А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
4.Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. ( С.Есенин «Берёза»)
5.Чародейкою зимою
Очарован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою»).

-Пятое задание. Литературная игра «Буриме». Буриме (фр.)-« рифмованные концы».Литературная игра, в которой сочиняют стихи. (Слайд 25)
Цель: обучение уч-ся технике стихосложения.
Уч-ся должны вписать недостающие слова в строки. Правило игры: рифмы никак нельзя изменять, переставлять
…………………………………….кроет,
……………………………………..крутя,
……………………………………..завоет,
……………………………………, дитя.
Вспомните автора и название ст-я. ( А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

-Шестое задание. Вставьте вместо точек в предложенном отрывке пропущенные слова. Назовите автора и название ст-я (Слайды 26,27)
-И дремлют ( пташки) нежные
Под эти вихри (снежные)
У мёрзлого окна.
И снится им (прекрасная)
В улыбках (солнца ) ясная
( Красавица) весна (С.Есенин.« Поёт зима-аукает)

-Дело было ( в январе),
Стояла (ёлка) на горе
А возле этой (ёлки)
Бродили ( злые ) волки.(Агния Барто. « Дело было в январе» (1940 год)
5. Рефлексия. 6.Заключительное слово учителя (Слайд 28)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Учитель5568
Просмотров: 572 | Загрузок: 124 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru