Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

презентация "Памяти Пушкина"
[ · Скачать удаленно () ] 2014-02-04, 9:15 AM
Внеклассное мероприятие
215-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина посвящается…
Тема: «Идёт волшебница зима… »
Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Технология разновозрастного сотрудничества в группах, ЛОО, Мастерская творческого письма, технология критического мышления ( осмысление текста как интеллектуальное умение КМ)
Цель : развитие творческих способностей учащихся,
привитие любви и интереса к творчеству А.Пушкина и других поэтов,
развитие речи и совершенствование культуры речи, расширение кругозора учащихся,
развитие социальных компетенций учащихся ( навыков взаимопонимания, коммуникационных навыков, способности к сотрудничеству, умения решать проблемы в различных жизненных ситуациях)
1.Подготовка к восприятию
Вступительное слово учителя: приглашение к сотрудничеству всех участников «Мастерской творческого письма», приветствие друг друга через рукопожатие, произнесение хором: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Слайд 1)
Выборы спикера в группе.
Учитель: « К.Г.Паустовский писал: «Богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к связанным с ними природным явлениям ». (Слайды 2,3 ).Вспомните, пожалуйста, песенную строчку: « У природы нет плохой погоды». Весна наполняет природу свежим ароматом предстоящего лета .Лето простирает нам свои тёплые объятья. Осень успокаивает природу, бережно готовя её к зимнему сну. А зима покрывает белым одеялом уставшую за год природу, заковывает водоёмы и одевает деревья в снежные наряды.
И на сегодняшней нашей встрече в «Мастерской творческого письма» мы будем говорить о волшебной зиме, об этом чудесном времени года, которое у нас за окном. Ребята, вы должны знать и помнить, что в эти январские дни в далёком 1837 году после смертельного ранения перестало биться сердце великого Пушкина. Его светлой памяти посвящается наша встреча. Наша цель ( см. выше)
2.Мозговая атака. Цель: актуализация знаний, мотивация
Ребята, какую роль вы в своей жизни отводите культуре речи? А творчеству?
(Беседа с учащимися 2-3 мин)
Я утверждаю, что красота речи и культура речи - показатель общей культуры человека. А жизнь без творчества скучна и однообразна! Всех, кто со мной согласен, я приглашаю встать и выразить своё согласие аплодисментами.
(После этой «физкультпаузы»-продолжение мозговой атаки).
Ребята, а кто из вас любит зимнее время года? (Поднимите, пожалуйста, руки).
Зима- это волшебная сказка, когда вся природа спит.
3.Активизация познавательной деятельности. Учитель предлагает закончить предложения( от каждой группы по одному).Например:
Зима-это снега и метели. Зима- это Новый год! Зима- это каникулы! Зима – это коньки и лыжи! Зима- это наше любимое снежное зодчество. Зима- это…(Слайды 4,5)
1)Разминка. Кто быстрее? «Соберите слова и составьте из них предложение» (1-2 мин.)
Слайд 6
( Наступила красивая, холодная и снежная зима).
на и на ла
я ма си кра
вая пи лод зи
хо сту я снеж

2)Учитель. Ребята, вы, конечно, без труда назовёте зимние месяцы. Я предлагаю вам узнать про них ещё больше. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы (задание пятиклассникам) и запятые (задание уч-ся 8,11 кл.) (Слайд 7)

Три долгих зимних мес..ца ? снежный д..кабрь м..розный солн..чный январь и с..рдитый м..телями ф..враль.Зимн.. пр..рода п..груж..на в сла..кий сон надёжно укрывши..сь под белым п..крывалом пуш..стого снега. В одни дни м..ороз тиш..на и бл..годать изр..дка нарушаемая лишь хрустом ветки в л..су в другие снежная в..юга с х..лодным завыванием ветра. (5-7 мин.) (Текст сдаётся на проверку учителю).
Учитель. Сейчас вы узнаете, как зимние месяцы назывались раньше. Послушайте текст и скажите, о каком месяце идёт речь.
-Выпадает много снега. Несмотря на периодические оттепели, могут ударить настоящие морозы. Бывает настоящая стужа! Вот и назывался этот месяц …(студень), а теперь - декабрь.
- Году начало, зиме серёдка. Погода зимняя и спокойная .Дни ещё короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морозней. Наступают сумерки с « просинью». Вот и прозвали его в старину …(« просинь», «студенец»). А новое название - в честь римского бога Януса. Январь - зимы государь!
-Много метелей и вьюг . Ветры холодом секут .В те дни, когда выглядывает солнце, его лучи начинают слегка припекать. Так и месяц в старину прозвали…( бокогрей, лютень, ветродуй, межень, сечень). Это февраль- начало новой жизни! Впереди Весна! Интересно, что в високосном году, 29.02, праздновался День Кащея. Все февральские пятницы посвящались отдыху и богине Макоше. А ещё говорили: «Февраль медведю бок в берлоге нагрел».
3)Учитель. Неправда ли, ребята, зимой на память часто приходят строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Кто автор этих строк? ( Пушкин). Я предлагаю вам прочитать любимые стих-я о зиме и посвятить их памяти А.С.Пушкина
Чтение ст-й учащимися (10-15 мин.), (просмотр слайдов 8-15 о зиме).
Учитель. Ребята, я в Интернете нашла страницу « Зима в картинах русских художников» и насчитала 130 репродукций! Каждая из них прекрасна и неповторима! Посмотрите на одну из них. Это, наверное, ещё не известная вам картина К.Ф.Юона «Волшебница – зима». Слушая её описание, попытайтесь представить себя среди изображённых людей.(Слайды 16,17). Наверное, многие из вас тоже любят рисовать зимний пейзаж, многие любят сочинять
4) Учитель. Ребята, а хотите сами научиться писать стихи? Давайте начнём учиться!
- Первое задание: Деконструкция текста. В поэтической строчке Ивана Сурикова (1841-1880) изменён порядок слов. (В воздухе кружится и тихо падает, ложится на землю белый пушистый снег) Ваша задача: поставьте слова на « своё место», чтобы восстановить рифму. (Слайд18) (текст на карточках; 2- 3 мин). Проверка результата коллективной работы. Должно быть так: (Это одно из последних ст-й поэта, написано в 1880г.)
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится» (Слайд 19,20)
-Второе задание: поставьте строчки в правильном порядке (2-3 мин.). Цель: побуждение к новым формам творческой самореализации, коллективное сотрудничество, совершенствование навыков выразительного чтения.
1группа: Заходит к нам в дома. Нам кажется зима. Зима весёлой маскою. Волшебной, доброй сказкою
Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима.
2 группа. Белым-бело под елями. С морозами, с метелями. Пришла зима с морозами. Сугробы под берёзами.
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым- бело под елями.
3 группа В поле вьюга загуляла. До недавних пор в оконце. А теперь зима настала. Каждый день смотрело солнце.
До недавних пор в оконце
Каждый день смотрело солнце,
А теперь зима настала,
В поле вьюга загуляла
4 группа. С шумом, с песнею лихою. Всё покрыла пеленою. Всюду стало пусто, глухо. Запушила снегом, пухом
Всюду стало пусто, глухо.
Запушила снегом, пухом-
С шумом, с песнею лихою
Всё покрыла пеленою.
5 группа Словно сброшены над городом. Парашютики-пушинки. Опускаются снежинки. На дорогу с тихим шорохом
На дорогу с тихим шорохом
Опускаются снежинки,
Словно сброшены над городом
Парашютики-пушинки
6 группа. Для меня ты месяц лучший. Я люблю тебя, январь. Молодой, большой, скрипучий. Золотистый, как янтарь
Я люблю тебя, январь!
Для меня ты месяц лучший-
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь. Чтение
-Третье задание. «Соберите стихотворение «А.Блока « Вечер тихий и морозный» (Слайды 21,22)
( три строфы « в беспорядке» напечатаны на отдельных листах). Необходимо расположить их так, как у поэта А. Блока. Цель: развитие образного и логического мышления
1.Вечер тихий и морозный,
Только снега нет и нет.
За окном включили звёзды
В доме выключили свет.
2.Из-за леса туча вышла,
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал.
3.А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моём лежал окне.
-Четвёртое задание. Установите соответствие между фамилией автора и строфой из его ст-я.( Слайды 23,24)
1.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печальный свет она. ( А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)
2.Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (Сергей Есенин. Поёт зима-аукает»)
3.В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала-ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. ( А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
4.Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. ( С.Есенин «Берёза»)
5.Чародейкою зимою
Очарован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою»).

-Пятое задание. Литературная игра «Буриме». Буриме (фр.)-« рифмованные концы».Литературная игра, в которой сочиняют стихи. (Слайд 25)
Цель: обучение уч-ся технике стихосложения.
Уч-ся должны вписать недостающие слова в строки. Правило игры: рифмы никак нельзя изменять, переставлять
…………………………………….кроет,
……………………………………..крутя,
……………………………………..завоет,
……………………………………, дитя.
Вспомните автора и название ст-я. ( А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

-Шестое задание. Вставьте вместо точек в предложенном отрывке пропущенные слова. Назовите автора и название ст-я (Слайды 26,27)
-И дремлют ( пташки) нежные
Под эти вихри (снежные)
У мёрзлого окна.
И снится им (прекрасная)
В улыбках (солнца ) ясная
( Красавица) весна (С.Есенин.« Поёт зима-аукает)

-Дело было ( в январе),
Стояла (ёлка) на горе
А возле этой (ёлки)
Бродили ( злые ) волки.(Агния Барто. « Дело было в январе» (1940 год)
5. Рефлексия. 6.Заключительное слово учителя (Слайд 28)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Учитель5568
Просмотров: 1056 | Загрузок: 253 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru