Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скачать удаленно () ] | 2014-02-04, 9:15 AM |
Внеклассное мероприятие 215-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина посвящается… Тема: «Идёт волшебница зима… » Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Технология разновозрастного сотрудничества в группах, ЛОО, Мастерская творческого письма, технология критического мышления ( осмысление текста как интеллектуальное умение КМ) Цель : развитие творческих способностей учащихся, привитие любви и интереса к творчеству А.Пушкина и других поэтов, развитие речи и совершенствование культуры речи, расширение кругозора учащихся, развитие социальных компетенций учащихся ( навыков взаимопонимания, коммуникационных навыков, способности к сотрудничеству, умения решать проблемы в различных жизненных ситуациях) 1.Подготовка к восприятию Вступительное слово учителя: приглашение к сотрудничеству всех участников «Мастерской творческого письма», приветствие друг друга через рукопожатие, произнесение хором: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Слайд 1) Выборы спикера в группе. Учитель: « К.Г.Паустовский писал: «Богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к связанным с ними природным явлениям ». (Слайды 2,3 ).Вспомните, пожалуйста, песенную строчку: « У природы нет плохой погоды». Весна наполняет природу свежим ароматом предстоящего лета .Лето простирает нам свои тёплые объятья. Осень успокаивает природу, бережно готовя её к зимнему сну. А зима покрывает белым одеялом уставшую за год природу, заковывает водоёмы и одевает деревья в снежные наряды. И на сегодняшней нашей встрече в «Мастерской творческого письма» мы будем говорить о волшебной зиме, об этом чудесном времени года, которое у нас за окном. Ребята, вы должны знать и помнить, что в эти январские дни в далёком 1837 году после смертельного ранения перестало биться сердце великого Пушкина. Его светлой памяти посвящается наша встреча. Наша цель ( см. выше) 2.Мозговая атака. Цель: актуализация знаний, мотивация Ребята, какую роль вы в своей жизни отводите культуре речи? А творчеству? (Беседа с учащимися 2-3 мин) Я утверждаю, что красота речи и культура речи - показатель общей культуры человека. А жизнь без творчества скучна и однообразна! Всех, кто со мной согласен, я приглашаю встать и выразить своё согласие аплодисментами. (После этой «физкультпаузы»-продолжение мозговой атаки). Ребята, а кто из вас любит зимнее время года? (Поднимите, пожалуйста, руки). Зима- это волшебная сказка, когда вся природа спит. 3.Активизация познавательной деятельности. Учитель предлагает закончить предложения( от каждой группы по одному).Например: Зима-это снега и метели. Зима- это Новый год! Зима- это каникулы! Зима – это коньки и лыжи! Зима- это наше любимое снежное зодчество. Зима- это…(Слайды 4,5) 1)Разминка. Кто быстрее? «Соберите слова и составьте из них предложение» (1-2 мин.) Слайд 6 ( Наступила красивая, холодная и снежная зима). на и на ла я ма си кра вая пи лод зи хо сту я снеж 2)Учитель. Ребята, вы, конечно, без труда назовёте зимние месяцы. Я предлагаю вам узнать про них ещё больше. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы (задание пятиклассникам) и запятые (задание уч-ся 8,11 кл.) (Слайд 7) Три долгих зимних мес..ца ? снежный д..кабрь м..розный солн..чный январь и с..рдитый м..телями ф..враль.Зимн.. пр..рода п..груж..на в сла..кий сон надёжно укрывши..сь под белым п..крывалом пуш..стого снега. В одни дни м..ороз тиш..на и бл..годать изр..дка нарушаемая лишь хрустом ветки в л..су в другие снежная в..юга с х..лодным завыванием ветра. (5-7 мин.) (Текст сдаётся на проверку учителю). Учитель. Сейчас вы узнаете, как зимние месяцы назывались раньше. Послушайте текст и скажите, о каком месяце идёт речь. -Выпадает много снега. Несмотря на периодические оттепели, могут ударить настоящие морозы. Бывает настоящая стужа! Вот и назывался этот месяц …(студень), а теперь - декабрь. - Году начало, зиме серёдка. Погода зимняя и спокойная .Дни ещё короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морозней. Наступают сумерки с « просинью». Вот и прозвали его в старину …(« просинь», «студенец»). А новое название - в честь римского бога Януса. Январь - зимы государь! -Много метелей и вьюг . Ветры холодом секут .В те дни, когда выглядывает солнце, его лучи начинают слегка припекать. Так и месяц в старину прозвали…( бокогрей, лютень, ветродуй, межень, сечень). Это февраль- начало новой жизни! Впереди Весна! Интересно, что в високосном году, 29.02, праздновался День Кащея. Все февральские пятницы посвящались отдыху и богине Макоше. А ещё говорили: «Февраль медведю бок в берлоге нагрел». 3)Учитель. Неправда ли, ребята, зимой на память часто приходят строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Кто автор этих строк? ( Пушкин). Я предлагаю вам прочитать любимые стих-я о зиме и посвятить их памяти А.С.Пушкина Чтение ст-й учащимися (10-15 мин.), (просмотр слайдов 8-15 о зиме). Учитель. Ребята, я в Интернете нашла страницу « Зима в картинах русских художников» и насчитала 130 репродукций! Каждая из них прекрасна и неповторима! Посмотрите на одну из них. Это, наверное, ещё не известная вам картина К.Ф.Юона «Волшебница – зима». Слушая её описание, попытайтесь представить себя среди изображённых людей.(Слайды 16,17). Наверное, многие из вас тоже любят рисовать зимний пейзаж, многие любят сочинять 4) Учитель. Ребята, а хотите сами научиться писать стихи? Давайте начнём учиться! - Первое задание: Деконструкция текста. В поэтической строчке Ивана Сурикова (1841-1880) изменён порядок слов. (В воздухе кружится и тихо падает, ложится на землю белый пушистый снег) Ваша задача: поставьте слова на « своё место», чтобы восстановить рифму. (Слайд18) (текст на карточках; 2- 3 мин). Проверка результата коллективной работы. Должно быть так: (Это одно из последних ст-й поэта, написано в 1880г.) «Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится» (Слайд 19,20) -Второе задание: поставьте строчки в правильном порядке (2-3 мин.). Цель: побуждение к новым формам творческой самореализации, коллективное сотрудничество, совершенствование навыков выразительного чтения. 1группа: Заходит к нам в дома. Нам кажется зима. Зима весёлой маскою. Волшебной, доброй сказкою Зима весёлой маскою Заходит к нам в дома. Волшебной, доброй сказкою Нам кажется зима. 2 группа. Белым-бело под елями. С морозами, с метелями. Пришла зима с морозами. Сугробы под берёзами. Пришла зима с морозами, С морозами, с метелями. Сугробы под берёзами, Белым- бело под елями. 3 группа В поле вьюга загуляла. До недавних пор в оконце. А теперь зима настала. Каждый день смотрело солнце. До недавних пор в оконце Каждый день смотрело солнце, А теперь зима настала, В поле вьюга загуляла 4 группа. С шумом, с песнею лихою. Всё покрыла пеленою. Всюду стало пусто, глухо. Запушила снегом, пухом Всюду стало пусто, глухо. Запушила снегом, пухом- С шумом, с песнею лихою Всё покрыла пеленою. 5 группа Словно сброшены над городом. Парашютики-пушинки. Опускаются снежинки. На дорогу с тихим шорохом На дорогу с тихим шорохом Опускаются снежинки, Словно сброшены над городом Парашютики-пушинки 6 группа. Для меня ты месяц лучший. Я люблю тебя, январь. Молодой, большой, скрипучий. Золотистый, как янтарь Я люблю тебя, январь! Для меня ты месяц лучший- Молодой, большой, скрипучий, Золотистый, как янтарь. Чтение -Третье задание. «Соберите стихотворение «А.Блока « Вечер тихий и морозный» (Слайды 21,22) ( три строфы « в беспорядке» напечатаны на отдельных листах). Необходимо расположить их так, как у поэта А. Блока. Цель: развитие образного и логического мышления 1.Вечер тихий и морозный, Только снега нет и нет. За окном включили звёзды В доме выключили свет. 2.Из-за леса туча вышла, Дом притих и замолчал. Ночью кто-то еле слышно В окна лапками стучал. 3.А под утро в серебристой Белоснежной тишине Кто-то чистый и пушистый На моём лежал окне. -Четвёртое задание. Установите соответствие между фамилией автора и строфой из его ст-я.( Слайды 23,24) 1.Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печальный свет она. ( А.С.Пушкин «Зимняя дорога») 2.Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. (Сергей Есенин. Поёт зима-аукает») 3.В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала-ждала природа, Снег выпал только в январе На третье в ночь. ( А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин») 4.Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. ( С.Есенин «Берёза») 5.Чародейкою зимою Очарован лес стоит И под снежной бахромою Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою»). -Пятое задание. Литературная игра «Буриме». Буриме (фр.)-« рифмованные концы».Литературная игра, в которой сочиняют стихи. (Слайд 25) Цель: обучение уч-ся технике стихосложения. Уч-ся должны вписать недостающие слова в строки. Правило игры: рифмы никак нельзя изменять, переставлять …………………………………….кроет, ……………………………………..крутя, ……………………………………..завоет, ……………………………………, дитя. Вспомните автора и название ст-я. ( А.С.Пушкин «Зимний вечер») -Шестое задание. Вставьте вместо точек в предложенном отрывке пропущенные слова. Назовите автора и название ст-я (Слайды 26,27) -И дремлют ( пташки) нежные Под эти вихри (снежные) У мёрзлого окна. И снится им (прекрасная) В улыбках (солнца ) ясная ( Красавица) весна (С.Есенин.« Поёт зима-аукает) -Дело было ( в январе), Стояла (ёлка) на горе А возле этой (ёлки) Бродили ( злые ) волки.(Агния Барто. « Дело было в январе» (1940 год) 5. Рефлексия. 6.Заключительное слово учителя (Слайд 28) | |
Просмотров: 1056 | Загрузок: 253 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|