Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок русского языка 9 класс по теме: "СПП"
[ · Скачать удаленно () ] 2014-02-04, 10:21 AM
Урок русского языка в 9 Б классе «Конструирование СПП с разными видами придаточных. Употребление союзов в СПП» завершает тему СПП с одним придаточным предложением. Тип урока – урок обобщения материала. Урок в нетрадиционной форме-урок-вернисаж.
Цели урока:
Обучающая – обобщение и систематизация ЗУН по теме СПП
Развивающая – развитие практических умений применения знаний: умения определять главное и придаточное предложения, определять вид придаточного, конструировать СПП с разными придаточными
Воспитательная – развитие межличностных отношений при работе в группе, в парах, повышение уровня самодисциплины при самопроверке, эстетическое воспитание.
Для усвоения учащимися материала в связи с поставленными целями использовала следующие методы:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Конструирование СПП с разными видами придаточных. Употребление союзов в СПП»
I. Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье
глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В.Гоголь
Начинается новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу. Здравствуйте.
Чтение глазами.
Выразительное чтение вслух.
Учитель: В словах великого писателя особо подчеркнуты 4 слова. Как вы думаете,какие?
(наслажденье, погрузиться, чудные законы)
Почему именно эти слова?
(научившись «погружаться в язык», приходим к пониманию законов, правил, системы его).
Когда приходит желание «изловить» законы языка? (когда научимся чувствовать язык, понимать ,почему так, а не иначе говорят и пишут).
Вывод: через постижение красоты языка ,его богатства приходим к грамотной устной и письменной речи.
2. Повторение. Давайте проверим, насколько мы готовы к предстоящей работе!
Кандыба Ирина – монологический ответ на тему «Как различать союзы от союзных слов»
Селиванова Валерия - по схеме сообщение «Классификация СП»
Блицопрос:
• СП называются предложения, в которых….2 и более ГО.
• ССП состоит из …..равноправных простых предложений
• В СПП одно предложение главное, одно …придаточное.
• Виды придаточного в СПП … изъяснительное, определительное, обстоятельственные.
• Придаточные изъяснительные отвечают на …вопросы косвенных падежей.
• Придаточные определительные отвечают на вопрос ….какой?
• Сколько видов придаточных обстоятельств (9)
• Перечислите…

Найди пару.
-соедините половинки СП, выделите среди них главное и придаточное:
1. Николай и не заметил,
надо прилежно учиться.
Скучен день до вечера,
установилась теплая, солнечная погода.

2. Чтобы получить хорошую профессию,
Которая бывает в начале сентября,
что стало светать.
коли делать нечего.

Определи вид придаточного.
Указать только вид придаточного.
1 группа
-Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
-Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
-Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
2 группа
-Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
-У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой.
-Мы с нетерпением ожидали, когда наступит рассвет.
3 группа
-Он рассказал мне обо всех ветрах, которые дуют на этих берегах.
-Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы.
-Девочка, что сейчас шла мне навстречу, была совсем не такая.
4 группа
-Мой друг завел себе большую собаку, которая охраняет дом от воров.
-Мы в ответе за тех, кого приучили.
-Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего.

Взаимопроверка: 1гр – 2 гр, 3 гр – 4 гр

Ответ: 1 гр – определительное, изъяснительное, обстоятельственное степени
2 гр – обстоятельственные цели, определительное, изъяснительное
3 гр – определительное, изъяснительное, определительное
4 гр – определительное, изъяснительное, местоименно-определительное

3. Сообщение темы и целей урока
Тема: «Конструирование СПП с разными видами придаточных. Употребление союзов в СПП»
Цель урока: обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков по теме «СПП».
Задачи:
Учебные:
1) Проверить теоретические знания учащихся по теме, владение основными терминами:
- подчинительная связь, способы подчинительной связи
- признаки СПП
- главное, придаточное предложения,
- виды придаточных предложений,
- союз и союзное слово,
- указательные слова
2) Выявить уровень практических умений применения знаний:
- умение находить СПП по его признакам,
- умение определять границы главного и придаточного предложений, задавать вопрос от главного к придаточному,
- умение различать союз и союзное слово, их правописание
- умение определять вид придаточного по вопросу, по связи с главным предложением,
- умение конструировать СПП с разными придаточными
3) Отработать навыки использования СПП в речи, нахождения их в письменном тексте, расстановки знаков препинания в СПП.
Воспитательная: развивать межличностные отношения при работе в группе, в парах; повысить уровень самодисциплины при самопроверке, закреплять умение рационального использования времени при выполнении самостоятельной работы; эстетическое воспитание, воспитание художественного вкуса.

А какие цели вы ставите перед собой?

4. Закрепление.
Возвращаюсь к эпиграфу урока, я хочу сказать, что мы будем продолжать постигать красоту языка. И помогут нам в этом сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельствеными, а также картины самых знаменитых русских художников.
Нашу жизнь мы не в состоянии отделить от природы. Сегодня вы шли в школу и что заметили?
(снежок идет, пасмурно, холодно, тихо, деревья в инее)
Об этом явлении и времени года многие поэты писали стихи. Кто? Какие? Вспомните, пожалуйста.
(называют авторов, читают стихи наизусть, выразительно)
Итак, я приглашаю вас всех на зимний вернисаж.
Экскурсию по картинной галерее русских художников пейзажистов проведут Миронова Василиса и Борщева Кристина .
Словарная работа.
Из толкового словаря Ожегова:
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
И действительно нас ждет много открытий.
Василиса: Снег, снег и снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Дорогу замело. Возле изб на пригорке остановились лошади, которых запрягли в сани. Снег и мороз бессильны сковать жизнь. Настоящий лес состоит не только из хвойных деревьев, тут и там стоят лиственные дерева, потерявшие листву. Даже без листьев обязательно выдастся день, когда иней с утра образует на ветвях свое зимнее украшение. Тогда деревья приобретают изумительно волшебный вид. Перед нами известные картины…. Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светлый колорит превосходно передает русскую зиму во всей ее прелести и красоте. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе. К этому можно добавить , что в пейзажах … чувствуются народные основы. Зима трогает нас на картинах. Зимний пейзаж радует глаз и гладит сердце. Мы надеемся, что вы так же полюбите зимний пейзаж за его неповторимость и скоротечность. С наступлением весны зима уступает свои права, и зимний пейзаж остается в нашей памяти до следующей зимы.

Кристина: Просторная деревенская окраина, что покрыта белым покрывалом, спускается к оврагу. От дома тянется, пересекая заснеженную пелену, забор, за которым едва виднеется реденький лесок. За оврагом все выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные березки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, пористому снегу. С большим мастерством передает художник «царство деда мороза» в картинах …В морозный день небо сохраняет холодную голубизну. Солнечный свет, отражаясь от снега, ослепляет. От небесной синевы иногда холод кажется еще более сильным, проглядывает особенно четко. Еще интереснее смотреть на закат. Он длится несколько дольше рассвета и имеет особую красоту. Освещение при закате с избытком красных тонов создает иную видимую картину. Мы даже не догадываемся, что так преломляется свет в водяном паре, нас поражает сам открывающийся вид. На картине представлен закат, играющий всеми цветами. Он показывает, насколько интересным может стать зимний пейзаж. Нужно только уловить этот момент и сохранить само яркое ощущение неожиданной зимней сказки.
5. Закрепление
Задание2: из текста проанализировать выделенные предложения, составить схемы.
Видео с романсом «Метель» Свиридова
Задание 3:Группа А («3») – дописывают предложения, дают характеристику
В картинах русских художников изображен зимний пейзаж, который ….
Эта картина… мне больше всего понравилась, потому что ….
Мне близко творчество художников – пейзажистов, так как ….
Сегодняшний урок познавательный, потому что
Я смогу рассказать своим родным о том, что…

Группа Б («4», «5») – самостоятельно конструируют 5 предложений СПП с разными придаточными.

Задание 3. Проверка опережающего задания. Зимний городской пейзаж. (Миронова, Борщева) – чтение сочинений.
ДЗ подготовить текст повествование с элементами рассуждения по теме «Зима в Зыряновске».
Найти в худ текстах учебника литература СПП с несколькими придаточными.
Анонс следующего урока Разбор предложения СПП с несколькими придаточными.
6. Итог урока. Рефлексия

Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Алтынай68
Просмотров: 3427 | Загрузок: 368 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru