Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 4 классе "Безударные гласные в корне слова"
[ Скачать с сервера (23.0Kb) ] 2014-02-05, 9:00 AM
Тема: Безударные гласные в корне слова
Цель: повторение правила правописания безударных гласных
Задачи: - уметь находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением;
- развивать внимание, речь, мышление;
- воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс»; карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Слушайте и повторяйте,
Да смотрите, не зевайте!
- Ребята, сегодня на уроке нам надо будет внимательно слушать- слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить . Зачем? Скоро узнаете.
Начинаем с минутки чистописания.
II. Минутка чистописания.
Учитель:
1.Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м (н)
2. Следующая буква говорит, как лев. (р)
3. Буква, которая обозначает гласный звук (э)после мягких согласных. (е)
4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку (г).(к)
6. Буква, которая обозначает звук (о)после твёрдого согласного. (о) Какие буквы записали?
Дети: Н, р, е, ь, к,о.
Учитель: какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили?
Дети: Разделить их на группы.
- составить слова.
Учитель: На какие группы можно эти буквы разделить?
Дети: На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.
Учитель: Составьте слова из этих букв.
(Работа в парах)
Дети: Конь, корь, корень, кон.
III. Закрепление знаний о корне и однокоренных словах.
Учитель: выберите слово, которое имеет отношение к русскому языку. (Корень) Что такое корень?
Дети: Корень – это часть растения. Может быть корень в слове. Корень- это главная часть слова. Без него не существует слово.
однокоренные слова?
- вы кто такие?
- Я Гусь, это –Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
Дети: Я думаю, что в этом рассказе однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята. Они близкие по смыслу и имеют один корень – гусь. Слово гусеница обозначает насекомое. Хотя первая часть этого слова звучит похоже на слово гусь, всё- таки это другое слово по значению.
- Слово гусеница не будет однокоренным со словом гусь.
Учитель: Можно ли записанные слова назвать однокоренными?
Дети: Нет. Однокоренные слова должны быть близкими и иметь один корень.
- здесь все слова имеют разные значения, они не близки по смыслу и у них разные корни.
- В слове конь корень конь, в слове корь корень конь, в слове корень – корень. (Учитель и дети выделяют корень в словах.)
Учитель: Поставьте в словах ударение, «опасные» места обозначьте точкой. Какие «опасные места вы нашли?»
Дети: В словах конь и корь все звуки слышатся отчётливо, а в слове корень при написании гласной е можно ошибиться.
Учитель: Почему именно эта гласная вызывает сомнение, ведь в слове есть ещё гласная о?
Дети : Гласная о стоит под ударением , поэтому мы её слышим чётко, а гласная е безударная.
Учитель: Чем отличаются ударные и безударные гласные?
Дети: Под ударением гласные слышатся отчётливо, поэтому их мы можем писать, не сомневаясь. Безударные гласные слышатся нечётко, поэтому их написание вызывает сомнение, это «опасные места»
(К доске прикрепляются карточки будущего алгоритма)
Гласные

Ударные Безударные
IV. Словарная работа. Уточнение понятия «безударная гласная»
Вставит пропущенные безударные гласные:
Растения: берёза, карагач, капуста, морковь, баклажан, помидоры
Животные : медведь, заяц, олень, бегемот, верблюд.
Одежда: пальто, колготки, сапоги.
Учитель: Скажите, а какие буквы- гласные или согласные – я пропустила?
Дети: Гласные.
Учитель: Почему я одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила?
Дети: Вы написали ударные гласные. Они слышатся чётко поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.
Учитель: Вы сказали, что это словарные слова. А что это значит?
Дети: Правописание таких слов нельзя проверить. Такие безударные гласные называются непроверяемые. А слова сними – словарными.
Учитель: Где можно посмотреть их правильное написание ?
Дети: В словаре.
Учитель: Верно
Учитель: Запишите эти слова, вставляя пропущенные гласные. (Работа в параз с последующей проверкой)
V. Физкультминутка
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
VI. Проблемная ситуация. Как проверить безударную гласную в корне?
Учитель: Что вы можете сказать о следующей группе слов?
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна.
Дети: Это имена. Они пишутся с большой буквы.
- Это собственные имена существительные.
- Это полные имена.
Учитель : Одно « опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите?
Дети: Безударные гласные.
Учитель: Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные?
Дети: Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.
- Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о.
Учитель: Есть другие предложения?
Дети: Можно проверить ласковым именем – Боренька.
Учитель: Какой способ проверки выберем?
Дети: Любой.
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударением, такая будет и в безударном положении.
Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем - хором )
Гласные

Ударные безударные

непроверяемые проверяемые
(словарные слова)

словарь подобрать однокоренные слов
Учитель: Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Откройте учебник на с.12 , прочитайте правило.
Дети: Да, мы всё сказали.
VII. Закрепление нового материала.
1. Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
Учитель: сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.)
2. Игра «Весёлые гонки»
Учитель: Внимание ! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок.
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит.
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
4. Фонетические упражнения.

Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
«Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
Выбери картинку в названии которой есть звук… .
Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

VIII. Самостоятельная работа. Рефлексия. Самооценка.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы многое узнали, многому научились и можете работать самостоятельно. Выполните те задания, которые вам по силам. (Задания записаны на доске).
IX . Итог урока
Сегодня мы работали с безударными гласными. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными?
Дети: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы хорошо потрудились – посадили в землю корень знания. Чтобы он хорошо рос, его надо полить. Представим, что начинается дождик. Изобразите хлопками, как он капает. А теперь дождик разошёлся и идёт всё сильней и быстрей.
Спасибо за урок!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natalya84 | Теги: Безударные гласные в корне слова
Просмотров: 3933 | Загрузок: 287 | Рейтинг: 3.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru