Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка "Время глагола"
2014-03-26, 4:37 AM
Тема: Время глагола.
Цель: упорядочить знания учащихся о временах глагола.
Задачи:
 Образовательные: научить различать и образовывать глаголы разного времени;
 Развивающие: развивать внимание, речь, память, мышление учащихся; формировать навыки самостоятельной работы и самооценки учебного труда;
 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Ход урока
1 Организационный момент.
- Добрый день! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и нашим гостям.
( А теперь соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (вся ладонь))
У нас сегодня гости. Покажите свои знания, постарайтесь быть внимательными и приветливыми, воспитанными хозяевами. Но не забывайте, гость не долго гостит, но много замечает.
Психологический настрой.
На доске 3 тучки: веселая, грустная, хмурая.
- Ребята, посмотрите внимательно на тучки. Какая вам больше нравиться? (Ответы детей) Я рада, что все пришли сегодня с хорошим настроением.
2 Постановка цели.
/На доске записаны слова: спины, руки, тетради, ручки/
- Как вы думаете, что я хотела вам сказать этими словами? (выпрямились, положили красиво руки, открыли тетради, приготовили ручки)
- Что объединяет слова второй группы? (слова – глаголы)
-Сегодня мы продолжим работу по теме «Глагол». Повторим известные сведения и узнаем новое об этой замечательной части речи.
3 Лингвистическая разминка.
- Прежде чем мы приступим к новой теме, нам необходимо немного размяться. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».
Задание: «Исправь ошибку».
Травка зиленеет, солнышко блистит; ласточка с весною в сени к нам литит.
- Прочитайте внимательно предложение, запомните его. Затем мы его напишем по памяти.
(Дети поднимают руки, найдя ошибки)
- На какое правило допущены ошибки в данном предложении?
-Правописание безударной гласной в корне, чередование гласных в корне.
Письмо по памяти.
- В словах какой части речи были допущены ошибки?
-Что такое глагол? Назовите его морфологические признаки.
4 Работа над новой темой
Постановка проблемы.
- Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ.
Чтение стихотворения.
Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.

Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.

Мы, котичек, на улицу погулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
-Что вы заметили? (глаголы стоят в неопределенной форме)
- Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво. Выпишите глаголы из каждой строфы в свой столбик.

Сидел
Увидел
Спел
Поел
Сидит
Глядит
Мурлычет
Кличет
Погуляем
Попугаем
Будем ходить
Будем говорить

Чтение стихотворения.
- Посмотрите внимательно на слова в каждом столбике, о каком морфологическом признаке глагола мы будем сегодня говорить? (Время глагола)
-Запишем тему в тетрадь.
Формулировка цели
-Сформулируйте цели к сегодняшнему уроку, опираясь на слова помощники.
- познакомиться с…
- научиться образовывать …
Открытие знаний
- Давайте зададим каждой группе глаголов вопрос:
Что делал? Что делает? Что будет делать?
Вывод:
 Глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшее время;
 Глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящее время;
 Глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущее время.
- Проверим себя. Откройте учебники на стр. 234. прочтите правило.
- Наше правило можно представить в виде схемы:
Прошедшее настоящее будущее
◄__________________________●______________________________►
Момент речи
Что делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Что делаем?
Что делаете?
Что делают?

Прошедшее настоящее будущее
◄__________________________●______________________________►
Момент речи
Что делал? Что делаю? Что сделаю? Что буду делать?
Что делала? Что делаешь? Что сделаешь? Что будешь делать?
Что делало? Что делает? Что сделает? Что будет делать?
Что делали? Что делаем? Что сделаем? Что будем делать?
Что делаете? Что сделаете? Что будете делать?
Что делают? Что сделают? Что будут делать:

Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер роняет росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
Задание: определите время глаголов, встретившихся в нашей физкультминутке.
Закрепление.
- Давайте посмотрим, как глаголы разных форм употребляются в речи.
Задание: вставьте подходящие по смыслу глаголы, укажите время глагола.
1) Белка песенки поет да орешки все грызет.
2) К красну солнцу наконец обратился молодец: «Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу…»
3) Красно солнце отвечало: «Я царевны не видало»
(Самопроверка)
- У вас на партах лежат оценочные листы, поставьте себе оценку за 1 задание.
- Посмотрите на глаголы внимательно на опорную схему, сделайте вывод: как изменяются глаголы в настоящем и прошедшем времени? (в н.в.- по лицам и числам, в п.в.- по числам, а в ед.ч. по родам)
Постановка проблемы.
- Все ли глаголы могут иметь 3 формы времени? Образуйте от глаголов ОБРАТИЛСЯ и ГРЫЗЁТ все возможные формы времени и запишите их в 3 столбика. Но в начале что нужно определить у глагола? (вид)
Сов. В. обратился ____________ обратится
Несов.В грызла грызет будет грызть
Вывод: у глаголов сов.в. нет настоящего времени, у глаголов сов.в. форма будущего времени сложная (составная)
Закрепление.
Дифференцированная работа (карточки)
1 группа
Задание: Вставь пропущенные буквы и знаки. Определи времена гла-голов. Озаглавь рассказ.
После о(т,тт)епел… ударил мороз сковал тяж..лым плот¬ным настом мокрый снег. И вот густ… туман п_вис над самой зем¬лей. Ду… ледяной ветер и гон… к..лючую снежную крупу. А я думаю о том, что наступ… лето поля и леса оденут..ся свеж… зеленью (за)поют (в)ветвях веселые птицы.
2 группа
Задание: Вставь пропущенные буквы и знаки. Определи времена глаголов.
В лесу стоит тишина. Но вот донеслись откуда-то стран¬ные звуки, будто падают капельки воды. Это поет глухарь. Проснут..ся другие птиц., и вы уже (не)услыш… глухаря. (За)звучат друг… голоса.
3 группа:
Задание: Определите время глагола.
Светит, бежал, расстилается, расцветет, будет таять, прилетел, поет, распустился, покажутся, наступила.
-Поставьте себе оценку в оценочный лист за задание №2
Разноуровневые задание.


1. «Уровень 3» Используя картинку, подобрать как можно больше глаголов с разной временной формой. Время определить.
2. «Уровень 4» Используя картинку, составить словосочетания с глаголами разного времени.
3. «Уровень 5» Используя картинку, составить небольшой рассказ (4-5 предложений), определить время глаголов.
Проверить, оценки выставить в оценочный лист.
Д/З стр. 234-235 № 640
Подведение итогов.
-Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…
Выставление оценок
- Я предлагаю каждому из вас выбрать цветной жетон.
 Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
 Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – синий цвет
 Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
- Урок окончен. Спасибо за урок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: КИД
Просмотров: 326 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru