Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по теме: «Систематизация и обобщение изученного о числительном».
2014-03-27, 8:17 AM
Урок по теме: «Систематизация и обобщение изученного о числительном».
Задачи урока:
Образовательные : закрепить раннее полученные знания о числительном, его разрядах.
Развивающие: уметь находить числительные в тексте; определять и объяснять морфологические признаки; правильно писать и употреблять падежные формы.
Воспитательные: способствовать воспитанию патриотических чувств; формировать представление о том, как люди защищали Родину от врагов; воспитывать уважение и любовь к защитникам Отечества, любовь к Родине.
Тип урока: интегрированный.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Оборудование: магнитофонная лента с записью песни С.Бейтерекова «Алия», кроссворд, буклет «Блокадный Ленинград», опорная схема «Имя числительное», портреты С.Баймагамбетова, Алии Молдагуловой, лента памяти.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
II. Фронтальный опрос. (Проводится в форме работы с кроссвордом).
1. Самостоятельная часть речи, которая может быть записана словами и цифрами.(Числительное)
2. Сколько падежных форм имеет числительное «девяносто»?(две)
3. Каким членом предложения обычно является слово, если оно стоит в косвенном падеже?(дополнение)
4. Числительное, обозначающее целое количество: пятеро, шестой, двести?(двести)
5. Каким является имя числительное, если оно записано несколькими словами?(составное)
6. Закончи пословицу: Лук семь…лечит.(недугов)
7. Какой постоянный грамматический признак есть у числительного «миллион»?(род)
8. Каким членом предложения является имя числительное в предложении: Высота комнаты- три метра?(сказуемое)
9. Непостоянный грамматический признак, которым обладают все имена числительные?(падеж)
III. Слово учителя.
Итак, ребята, ключевое слово кроссворда – это Ленинград.
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о числительном и поговорим о блокадном Ленинграде.
Прологом урока станут слова великого казахского поэта Д.Джабаева:
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
- А кто знает, как называется Ленинград сегодня?
IV. Выборочный диктант.
23 августа 1941 года Горькая дата- день, когда замкнулось вражеское кольцо вокруг Ленинграда, начались суровые 900 дней блокады. Город отбил штурмы, отразил все воздушные налеты, преодолел голод, холод, которыми фашисты хотели задушить защитников Ленинграда. Планы фюрера рухнули! За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал!
(При повторном чтении по отдельным предложениям учащиеся выписывают числительные, определяют их разряд, какие они по составу - простые или составные)
- Прибегнув к помощи числительных, перескажите текст.
V. Восстановительный диктант.
(Необходимо восстановить пословицы и найти ключевое слово, которое их объединяет ).
1. Не … единым жив человек.
2. … всему голова.
3. … не корми, а дай поговорит.
- Найдите ключевое слово!
VI. Рассказ учащегося.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 20 ноября 1941 год. Пятое снижение норм выдачи хлеба - норма самая низкая за все время осады: 250 граммов по рабочей карточке, 125 граммов- всем остальным. А людям надо было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.
Живой – значит победа!
В дыму ленинградского неба,
На горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Р.Рождественский.
VII. Практическая работа.
1. Послушайте, ребята, из каких компонентов выпекали блокадный хлеб:
Мука ржаная дефектная – 50%
Жмых – 10%
Соевая мука – 5%
Отруби – 5%
Солод – 10%
Целлюлоза – 15%
Обойная пыль – 5%
- В чем особенность написания этих числительных?
- Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в родительном, предложном падежах.
- Просклоняйте числительное 50.
- Произведите морфологический разбор числительного 15.
2. Рассказ ученицы.
При всех ужасах блокадных дней в городе сохранялся порядок, поддерживаемый не только органами власти, но и самими гражданами.
Зима. Шофер грузовой машины спешил доставить хлеб к открытию магазинов. На углу улиц Растанной и Лиговки разорвался снаряд. Шофера убило осколком, буханки хлеба рассыпались по мостовой. Прохожие, заметив , что хлеб никем не охраняется, подняли тревогу. Голодные люди, охранявшие разбитую машину, не позволили себе взять и куска хлеба.
3. Слово учителя.
22-23 ноября. По Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием. Этот путь народ назвал Дорогой жизни. Она помогла выстоять и создать условия для прорыва блокады 18 января 1943 года.
VIII. Творческая работа. Мы пишем синквейн…
б1 строчка – существительное «война» ( После завершения работы – чтение 3-4 работ).
IX. Лента памяти.
На ленте записаны небольшие тексты. Учащиеся выходят к доске, зачитывают текст, правильно употребляя в нем числительные.
1 лента. Сыны казахского народа были в первых рядах защитников города Ленинграда. Только на Краснознаменном крейсере «Киров» несли службу 156 казахстанцев.
2 лента. Золотыми буквами вписаны в историю обороны Ленинграда славные имена героев- казахстанцев. Снайпер гвардии ефрейтор Мамадалы Мадаминов, истребивший 126 гитлеровцев.
3 лента. Султан Баймагамбетов – Герой Советского Союза. В 1943 году повторил героический подвиг прославленного русского солдата Александра Матросова.
4 лента. Многие казахстанцы прославились, защищая бессмертный Ленинград. На здании 140-й ленинградской школы установлена памятная доска из мрамора с надписью: «Здесь училась Герой Советского Союза Алия Молдагулова». Когда началась война, Алие было 15 лет. В 1942 году она поступила учиться в школу снайперов, с октября 1943 года на Ленинградском фронте. Погибла в 1944 году смертью храбрых.
5 лента. Более 500 казахстанцев удостоены звания – Герой Советского Союза. Это Алия Молдагулова, Султан Баймагамбетов, Малик Габдулин, Николай Бердников, Нуркен Аубакиров.
Чтение стихотворения учащимся.
Бойцы залегли под огнем перекрестным.
Столбы дымовые, столбы снеговые.
Стремительно в рост поднимается Алия.
- Герой, за мной!
И бежит перебежкой.
Встают, окрыленные голосом звонким,
Уральцы, томбовцы, грузины, казахи,
Сквозь пламя бросаются вдогонку.
И девушка, в смертельном бою хорошея,
Врывается первой в глухую траншею…
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ С.БЕЙТЕРЕКОВА «АЛИЯ».
X. Синтаксическая минутка.
Учащиеся записывают предложение, объясняют постановку знаков препинания, разбирают по членам предложения.
Никто не забыт, ничто не забыто.
XI. Работа в парах.
Учащиеся составляют кластер по теме «Имя числительное». (После завершения работы знакомство с лучшими кластерами).
XII. Заключительное слово учителя.
9 мая 20---год – День----- - летия Победы советского народа над фашисткой Германией. У каждого из вас на парте лежит голубь. Я предлагаю вам подключить ассоциативное мышление. А теперь скажите, с чем ассоциируется у вас слово «голубь»? (Варианты ответов – мир, дружба, счастье и т.д.)
Напишите варианты ваших ответов на обратной стороне голубя, и давайте отправим их в полет в наше мирное небо. (На доске появляется картина, составленная учащимися. Яркое солнце, голубые облака и голуби, которых ребята отправляют в мирный полет).
XIII. Итог урока.
1. Мини – опрос.
- Сколько дней длилась блокада?
- Что такое «Дорога жизни»?
- Сколько казахстанцев получили звание ГСС?
2. – Как вы думаете, ребята, почему мы в качестве пролога взяли слова Д.Джабаева?
XIV. Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_dubkova
Просмотров: 405 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru