Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме "Нравственные уроки в рассказе К.Г. Паустовского
2014-03-28, 7:57 AM
Тема: «Нравственные уроки в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Цели:
1. знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
2. проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль; наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
3. воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, рисунки к рассказу, “телеграмма” со словами Тихона из рассказа, фотографии матерей, грамзапись “Осенней прелюдии” П.Чайковского, “Песня Сольвейг” Грига.
Эпиграфы:
1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
2. Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
3. Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
4. За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)

5. Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
(Пятая заповедь Божия)

Ход урока
1. Слово учителя.
- Сегодня мы поговорим о рассказе К.Г.Паустовского “Телеграмма”. Но прежде давайте выясним: О чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)

1. Словарная работа:

Справочные материалы:
Эпиграф - изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка - отметка рубящим предметом на чем-либо.
Ветла - вид ивы.
Интерьер - внутреннее помещение в здании.
Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.
Пустельга - 1. хищная птица семейства соколиных. 2. легкомысленный, пустой человек (простореч., неодобрит.). словарь Ожегова.
Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.
Стеклярус - маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку.
Барельеф - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.
Салоп – широкое женское пальто.
На доске содержание обеих телеграмм.
1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.
2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

1) Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.
- сколько частей можно выделить? (3).
- озаглавим их и подберем эпиграфы:
1 часть - “Мать” - “Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!”
2 часть - “Дочь” - “Эх ты, сорока!”
3 часть - “Телеграмма” - “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
- Подумайте для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)
Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвлении природы текст (начало), создается ощущение, что этот нагоняющий тоску месяц будет длиться вечно)
Обратите внимание, что фразы здесь короткие и от них веет каким-то холодом, безысходностью.
- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание)
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне “стало еще труднее вставать по утрам” (значит и без того было, трудно))
- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (“Горький запах” нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар (текст))
Характеристика Катерины Петровны.
а) Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
б) Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.
(Прошлое в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Это была счастливая и насыщенная жизнь, отсвет ее в эскизе к “Неизвестной” Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они могли бы скрасить ее одиночество. Автор своим подтекстом подчеркивает, что “сумрачно” не только в опустевших комнатах, но и в душе героини)
Мотив памяти - основной в рассказе. Прошлое просачивается в повествование исподволь, точными и характерными штрихами. В подтексте “Телеграммы”, как тоненькая жилка на виске вылепленного скульптором Тимофеевым Гоголя, бьется мысль о бесконечном течении бытия, о единении людей, не предающих памяти. Приметы былого, которыми Паустовский насыщает свой рассказ, должны связывать прочной нитью век 20 (время жизни Насти) и век 19 (время жизни ее деда). Но нить рвется? Горькая одинокая смерть Катерины Петровны символизирует разрыв человеческой памяти. Уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой ветхой усадьбы, похороны, которой будто прощание с веком Пушкина, Тургенева, Гюго, Крамского, (текст “Золотая роза” Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные бархатные туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к корсажу. Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина). Отдавая распоряжение о своем смертном уборе героиня помнила о счастливой девической жизни в Петербурге, о том лете, когда жила с отцом в Париже.
в) Для чего Катерина Петровна хранит “сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярскую черную шляпу”, а потом дарит их Манюше? (Все это неслучайно. Дарит эти вещи Манюше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Для Катерины Петровны эти милые реликвии - частицы жизни и судьбы.
- Чем эти милые реликвии являются для Маняши? (Для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. “Сдам в утиль,- решила Манюшка, забирала все и уходила”, а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.
В действительности прототип Манюши - Нюрка не избавлялась от подарков. Нюрка - хозяйственная и практичная девочка не продавала вещи, подаренные Катериной Ивановной. На деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце) а Маняшка сообщила о своем жестоком решении, сдать вещи в утиль. Насколько этот эпизод характерен для основной идеи рассказа? Это еще раз доказывает одиночество Катерины Петровны)
г) Как вы считаете были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается оправдать дочь Катерина Петровна? Найдите строчки в тексте. (Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем и даже нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтальоном деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе)
д) Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывая ей посильную помощь)
Завершающим аккордом становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Чтение письма.
Почему она это сделала?
Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий. Нам хочется узнать, как Настя получила письмо, ее реакцию. Мы хотим увидеть Настю.

3 часть - “Телеграмма” - “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
- можно ли еще выделить части рассказа? (Да, последняя часть- эпилог: мать умерла и похоронена посторонними людьми; дочь не успела даже на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния.
- К Насте это слово применимо и в первом, и во втором значении. Почему Паустовский не сказал пустой человек, а пустельга? - Обратимся к образу Насти.
Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? (Текст). Авторское определение “холодные” глаза контрастно имени. Солнце не может быть холодным. Глаза - зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.
Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.
а) Настя в мастерской скульптора Тимофеева.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным.
Героиня потрясена. Текст “В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное сиюминутное и осталось главное: мать и ее одиночество”.
- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей Катерины Петровны? И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина, которой - человеческое равнодушие и непонимание)
- Случайна ли цифра 3 во фразе художника Тимофеева: “Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся....” (3 года страдает от одиночества К.П., 3 года проводит в творческих муках и безвестности скульптор Тимофеев и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, по ее словам, так, что даже “нет времени не то, что приехать, а написать по настоящему некогда”)
б) Выставка Тимофеева.
- Бездушна ли по-вашему Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)
Найдите в тексте глаголы, характеризующие настину жизнь, (“горячилась, доказывала”, хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, “приходила отчаяние”. Неужели это Настя, которая могла за 3 года не написать матери ни одного письма?)
- Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит автор, избегая всяких оценок. (Текст с. 395) Мы видим нежелание Насти ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас забывающих в суете повседневности о главном.
- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь)
- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать)
- Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы)
Чтение эпизода “Настя под “хмурым небом”.
Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы - это слезы очищения. Но с просветлением души приходит и твердое понимание - Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы и людей (текст). Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи)


1. Илья Шевелев сказал: “Милосердие - это активная доброта” Какие ещё герои наделены активной добротой? (Манюшка, учительница. Они занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна занимать её дочь).
2. Ребята приходят к выводу, что в этих людях совмещены чувства, дела. память. Заменяют ли эти добрые люди Настю? (Нет, только сыновняя и дочерняя любовь способна творить чудеса).

- Кто помогает Насте прозреть? (Гоголь)
- Как передал писатель глубокую взволнованность Насти?
Чтение отрывка от слов”: Настя вздрогнула от холода” до слов “…лишь бы простила”. Обратите внимание на пейзаж.
- Как вы можете объяснить внезапное прозрение Насти?
Тихон пишет вторую телеграмму только уже не Насте, а Катерине Петровне. Но та понимает, что телеграмма не от дочери. По каким признакам она это поняла? (Речь выдает авторство пожилого человека)
- Зачитайте телеграмму.
Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Он сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Автор не случайно дает ей такое имя, потому что в переводе с греческого языка “Екатерина” означает “чистая, непорочная”.
- Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка.
Обратим внимание на пейзаж со слов “Подморозило…”.
Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть - это и избавление от страданий)
- После смерти Катерины Петровны Тихон бормочет Манюшке”: За добро плати добром, не будь пустельгой”. Почему они сказаны именно ей?
- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Запись на доске:
“Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”.
Пятая заповедь Божия
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но слишком поздно. Может, это заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
- Что такое совесть?
Ответ найдем в словаре Ожегова.
- Зачем она дана человеку?
- Какие-либо факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

б) Роль художественных деталей в тексте.
К.Г. Паустовского считают мастером художественной детали.
Подумайте какой смысл заключен в данных выражениях? (Чтение учащимся)
1. Текст “Манюшка шмыгая носом.... одна жестяная пустота” (одной стороны, в этом словосочетании смысл обычной - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать - матери долгожданное письмо, жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери)
2. Текст “Керосиновый ночник вздрагивал… как дожить до утра”.
(Ночник - “единственное живое существо”, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия)
3. Текст “Она задохнулась …. от этой бесприютной, ветреной ночи”. (Дерево воспринимается как живое Катериной Петровной. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: “некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”. Кроме того каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины - глубины ее тоски по дочери)
Вывод: С помощью художественной детали автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев.

Составляем синквейны:

1 группа: Настя
Катерина Петровна

2 группа: Тихон
Манюша

Катерина Петровна Настя
Мудрая, добрая Увлеченная, занятая
Доживает, ждет, страдает Работает, помогает, думает
Хочет увидеть свою дочь Совсем нет свободного времени
Одиночество Стыд

Тихон Манюша
Тощий, рыжий Шустрая, заботливая
Хлопотал, жалел, помнил Бегает, помогает, караулит
Желает облегчить ее страдания Не отходила от умирающей
Доброта

Жалость
Смысл названия рассказа.
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе телеграммы отправляет Тихон, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости. Катерина Петровна догадывается о том, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.
Не забывайте о самых близких, самых родных вам людях, которые так нуждаются в вас, а то может быть поздно. “Будь человеком” - говорит Паустовский. - За добро плати добром!”

Подведение итогов.
Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.
6. Заключительное слово учителя.
Тихо звучит музыка.
Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слова, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет - 5 или 50 - тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

приложение
Категория: Русский язык и литература | Добавил: МИО
Просмотров: 824 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru