Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок литературы в 9 классе "Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина"
2014-04-12, 9:20 PM
Тема: Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
Цель:
1. расширить представление о дружбе и товариществе в жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить учащихся с друзьями поэта;
2. развивать навыки самостоятельной работы учащихся, монологическую и диалогическую речь, выразительное чтение;
3. воспитывать чувство товарищества, умение ценить дружбу

Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point, рисунки учащихся, фрагменты из
кинофильма «1814», романс на слова А.А. Дельвига

Ход урока
I. Орг. момент.
Психологическая разминка
Если у вас есть родной брат – потопайте, если родная сестра – похлопайте в ладоши. Если у вас есть собака – погладьте себя по голове. Если кошка – потрите ладони друг о друга. Если любите шоколад – оближите губы, любите ходить в школу – встаньте.

II. Актуализация
-объявление темы и целей урока.

III. Вступительное слово учителя
Дружба, товарищество, верность – об этих понятиях мы часто говорим на уроках, обсуждаем на классных часах, с взрослыми и друзьями. Сегодня мы будем говорить о значении дружбы в жизни А.С. Пушкина. Наш урок пройдёт в форме устного журнала (слайд 1)

Эпиграфом к нашему журналу я взяла строчки из стихотворения А.С. Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз! (слайд 2).

- А как же зарождалось чувство дружбы?

1 страница

(фрагмент из фильма «1814»)

Ученик:
В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне город Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приемные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведенного под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения.
Все – от директора до шумливых, озорных обитателей четвертого этажа – деятельно готовились к этому дню – дню торжественного открытия Лицея. Разве можно это забыть? Притихший зал, сверкающий золотом мундиров. Пылкая речь молодого преподавателя нравственных наук Куницына.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. (фрагмент из фильма «1814»)
Учитель: Что же это были за мальчишки? Ваши ровесники, которые любили пошалить, поиграть. Они были обычными детьми, обычными учениками.(фрагменты из фильма «1814»)
Учитель: Сегодня «у нас в гостях» Александр Пушкин со своими друзьями-лицеистами, но прежде чем мы познакомимся с ними, давайте проведём небольшую экскурсию по Царскосельскому лицею
Путешествие по Царскосельскому лицею (слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8)
Учитель: Ребята, ну а теперь давайте поближе познакомимся с лицейскими друзьями Александра Пушкина.
2 страница
1) Константин Данзас (слайд 9,10)
Представление учеником лицеиста (на бейджах указаны имена)
- Я, Константин Данзас, прозвище – «Медведь». Я оправдывал своё прозвище, так как был равнодушный ко всему, а иногда у меня были вспышки ярости, когда меня дразнили. Про меня говорили:
Он был медведь, но мишка милый.
Учитель:
 Данзас за то, что был секундантом Пушкина, был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту. В том, что произошло на дуэли он винил себя, и превратился в нервного и издёрганного человека.
 В последствии он создал свой собственный музей Пушкина. Он собирал все, что связано с Пушкиным.
 Скончался Данзас 3 февраля 1870 года в совершенном одиночестве в Петербурге.

3 страница
2) Горчаков Александр (слайд 11,12)
- Я, Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище – «Франт».
Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую.
19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – я последний живой лицеист.
Слово учителя: В будущем министр. В своём стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С. Пушкин посвятил ему строки, найдите их и зачитайте.
(читает ученик из класса)
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души своей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

4 страница
3) Иван Малиновский (слайд 13, 14)
Я, Иван Малиновский, 13 лет. Прозвище – «Казак»
Вспыльчивый, задиристый, я был очень горяч. Я старался укрощать свою пылкость, часто увлекающую меня к ошибкам, в которых я признавался с раскаянием.
Учитель:
Малиновский был очень дружен с Пушкиным . В стихотворении «Пирующие студенты», написанном в 1814 году, поэт обращается к Малиновскому:
А ты повеса из повес,
На шалости рождённый,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный…
Умирающий Пушкин перед смертью, глубоко вздохнув, сказал: «Как жаль , что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать». В стихотворении «19 октября 1825 года» Пушкин писал.
Ученик читает:
Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ…

5 страница (слайд 16, 17)
Учитель: Но всё-таки самыми близкими друзьями Пушкина были…
4) Кюхельбекер Вильгельм (слайд 11)
-Я, Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – «Кюхля». Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал мне много и по-разному.
Учитель: Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке. Ему были посвящены следующие строчки:
…Опомнимся – но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и снами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! Душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
«19 октября» 1825 г.
6 страница ( слайд 18, 19, 20)
5) Дельвиг Антон.
Я, Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – «Тося».
Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Учитель: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О, Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел…
«19 октября» 1825 г.
Учитель:
Стихи Дельвига нравились своей непосредственностью и тонким изяществом, задушевностью. Много произведений создал он в жанре народных песен, где значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками. Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», музыка А.А. Алябьева).
7 страница
6) Пущин Иван (слайд 21, 22, 23, 24, 25)
-Я, Пущин Иван, 13 лет. Прозвище – «Большой Жано», «Иван Великий». Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.
Учитель: Пущин был самым близким другом Пушкина и в Лицее и после его окончания. Когда Пушкин был в ссылке в Михайловском, Пущин навестил его, и вот , что вспоминает в своей книге «Записки о Пушкине» (слайд 17)
Ученик-Пущин: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубахе, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод… Смотрим друг на друга, целуемся, молчим.
…Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится, что мы вместе.
Я осуждён и первым, Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было…
Ученик читает стихотворение «И.И. Пущину» (слайд 25)

И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый ,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос твой душе моей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
8 страница
7. Александр Пушкин (слайд 26, 27)
Я, Александр Пушкин, 11 лет. Прозвища – «Француз», «Егоза», «Стрекоза», «Сверчок», «Искра», «Обезьяна», «Мартышка», «Смесь обезьяны с мартышкой».

В те дни – во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских перходов,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась – Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт!

Ученик:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Непоколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
IV. Интервью с лицеистами (корреспонденты задают «тонкие» и «толстые» вопросы)

«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Константину Данзасу
1. Сколько месяцев вы провели в Петропавловской крепости за участие в дуэле, в которой погиб А.С. Пушкин?
(2 месяца)


1. После смерти Пушкина про вас говорили, что вы были истинно человеком чести. Почему?
(Раненый Пушкин только мне доверил список долгов, которые подлежало заплатить немедленно, и попросил сжечь некоторые бумаги. Даже по прошествии многих лет я не перечислил, какие именно.)

Александру Горчакову
1. Почему выпускников Лицея называли «Чугунниками»?
(В день выпуска Директор Лицея Е.А. Энгельгардт надел всем чугунные кольца, которые являлись символом вечной дружбы и памятью о Лицее)
Ивану Малиновскому
2. Кто ваша первая жена?
(Мария Ивановна Пущина – родная сестра моего лицейского друга Ивана Пущина.)


2. Коснулись ли вас события 1825 года?
(Я не принимал участие в декабрьских событиях. Но мне пришлось хлопотать за Андрея Евгеньевича Розена, который был осуждён на 10 лет каторги, и за которого незадолго до этого вышла замуж моя сестра Анна Васильевна.)

Вильгельму Кюхельбекеру
1. Кто сказал о Вас: «Вы созданы быть добрым…вы имеете нежное сердце?
(Жуковский)

Антону Дельвигу
1. В каком журнале были впервые напечатаны Ваши стихи?
(В 1814 году в журнале «Вестник Европы»)


2. На самом ли деле Вы были ленивы?

(Скорее это была манера поведения, темп жизни, усвоенный в детстве и перешедший в стойкую привычку. Я не торопился. Я размышлял, копил силы.)

Ивану Пущину
1. Что написал о Вас К.К. Корф?
(Иван Иванович Пущин, со светлым умом, чистою душою, с сильными благородными намерениями, был в Лицее любимцем всех товарищей.)


2. Кто предложил Вам после восстания декабристов бежать из России?
(Князь Горчаков.
)

Александру Пушкину
1. Какое стихотворение Вы читали на выпускном экзамене в присутствии Г.Р. Державина?
(«Воспоминания в Царском Селе»)
2. Были ли у Вас в Лицее проблемы с математикой?
(Да, были. В математическом классе раз вызвал меня Карцев к доске и задал алгебраическую задачу. Я долго переминался с ноги на и всё писал какие-то формулы. Карцев спросил меня , наконец:
- Что же вышло? Чему равняется икс?
Я, улыбаясь ответил:
- Нулю!
- Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.)

9 страница
V. Беседа-диспут о дружбе (слайд 28, 29, 30, 31)
Учитель: А сейчас ребята, мы приглашаем лицеистов на диспут о дружбе.
В толковом словаре С.И. Ожегова написано:
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов».
Вопрос: А как вы, лицеисты, понимаете, что такое «дружба»?
Ответы лицеистов
(слайд 20)
Дельвиг: Дружба – это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.
Данзас: Дружба выше карьеры.
Малиновский: Это больше удачи.
Кюхельбекер: Дружба выше и больше любви.
Учитель: Ребята, а что такое «дружба» в вашем понимании? Есть ли у вас такие друзья, как у Пушкина?

VI. Анализ детских рисунков
Анализ эпиграфа урока
VII. Итог урока, выставление оценок
VIII. Домашнее задание (на выбор):
1. написать письмо, послание лицейскому другу.
2. размышление-миниатюра «Роль дружбы в моей жизни».
3. эссе «Дружба – это…»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Мечтательница
Просмотров: 2279 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru