Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Братья наши меньшие
[ · Скачать удаленно (20,6 МБ) ] 2014-04-15, 7:36 PM
Урок литературы в 7 классе по теме
«Братья наши меньшие в литературе и в современной жизни»(по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель урока:
1.Проанализировать способ изображения центрального образа в рассказе Л.Андреева «Кусака»;
2.Понять, какую роль играют в нашей жизни домашние животные.
3.Создать условия для социализации учащихся, развития коммуникативных компетенций.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Оборудование: электронная презентация, мини- проекты учащихся(презентации), рабочая карта урока, эпиграф М.Пришвина, стихотворение Р.Ивнева «Я знаю».

Урок сопровождается электронной презентацией.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Работа над эпиграфом урока. Определение темы урока.
«Собака – зеркало человека». М.Пришвин
3. Актуализация.
Создание проблемной ситуации.
- Кто из вас дома имеет собаку?
- Кто из вас ухаживал за собакой?
- Какие породы собак считаются домашними? Чем они отличаются друг от друга?
Ученица предлагает учащимся домашнюю работу – презентацию о породах собак.
4.Обобщение, систематизация.
- Какой вывод, исходя из увиденного,можно сделать?(ответы учащихся, обоснование)
-А сейчас я прочту вам отрывок из произведения. Попробуйте узнать собаку и угадать её породу( чтение отрывка из рассказа Л.Андреева «Кусака»)
-Почему она имела такое странное прозвище? (она не доверяла людям, кусала их, была злобной).Давайте выпишем глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки в данной ситуации (самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 1)
- Какое событие превратило озлобленную, одинокую Кусаку в ласковую Кусачку? Что человек сделал с собакой?
(работа над понятием «приручить»)
Презентация ученика о приручении собаки(приложение 2.)
- Можно ли применить это слово по отношению к Кусаке? Какой она стала после того, как её приручили?
Давайте поработаем над отрывком, вставим слова, характеризующие состояние собаки, когда её приручили(самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 2) .Сверка с оригиналом текста(презентация)
Кажется, в этом месте автор должен поставить точку. Собака счастлива. Леля, с ней играющая тоже. Но почему-то на нашем экране появляются кадры совсем не веселые. (Слайд. Картины осени).
-Почему автор ведет повествование на фоне осени?(ответы учащихся)
-Почему собаку бросают? Найдем причину этого события в тексте(чтение диалога мамы и Лёли в лицах)
- Как поступает человек по отношению к животному? Какие из перечисленных качеств вы соотнесли бы с человеком, какие – с Кусакой?
Задание на соответствие.(Рабочая карта, часть4)
- Какое из качеств осталось невостребованным?
5. Итоги урока, рефлексия.
Раскаяние неведомо человеку. Поиграл – и бросил, приласкал, подарил надежду – оттолкнул равнодушно. И эпилог произведения ещё раз дает нам понять, что человек бессердечен. Потому что он имеет право бросить, собака – нет. Человек – да. Но ведь животные – это наши братья. Как же можно бросить своих близких в беде?( чтение учителем отрывка«Наступила ночь», музыкальное сопровождение)
-Что чувствовала собака после того, как её бросили, предали?
- Какое слово, повторяющееся в финале рассказа, подчеркивает глубокую тоску животного?
-Какое чувство у вас осталось после прочтения?
-Встречались ли вы в реальной жизни с подобным отношением к животным? ( примеры)
-Какой вывод из всего произведения можно сделать? Почему нельзя бросать животных?
Я знаю, можно верить собаке –
Она не предаст, не изменит вовеки
И, не понимая наук и искусств,
всю жизнь не устанет искать в человеке
таких же простых и возвышенных чувств. Р.Ивнев
5.Домашнее задание.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и дома составьте обращение к людям «Защити меня, ЧЕЛОВЕК!»

Рабочая карта урока (приложение 1).
1.Назовите глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки.
…С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалась отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она все еще долго и злобно ворчала…

2.Вставьте собственные слова и
конструкции, характеризующие состояние собаки.
Всею своей … душою … Кусака. У нее было … , на которое она …
неслась из зеленой глубины сада; она … людям и могла им …
Разве недостаточно этого для … собаки?
С привычкой к умеренности, создавшейся годами бродячей, …жизни, она ела очень мало, но и это малое … её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими ,сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, … почернела, и стала лосниться, как … . И когда она выбегала к воротам м важно осматривала улицу, никому уже не приходило в голову … её или … камнем.
3.Прочитайте диалог в лицах.
Желтыми огнями загорелась осень,частыми дождями заплакало небо,и быстро стали пустеть дачи и
умолкать,как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
- Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Лёля.
Она сидела, обхватив руками колени, и. печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начинавшего дождя.
- Что у тебя за поза,Лёля!Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: - А Кусаку придется оставить.Бог с ней!
- Жа –а – лко, - протянула Лёля.
- Ну что поделаешь?Двора у нас нет, а в клмнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.
- Жа -а –лко,- повторила Леля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, её темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
- Догаевы давно предлагали мне щеночка. Говорят, очент породистый и уже служит.Ты слышишь меня?А это что – дворняжка!
- Жа-а-лко, - повторила Лёля, но не заплакала.
4.Соотнесите качества, присущие человеку и собаке.
Человек ? Собака

Преданность, самолюбие, эгоизм , беззащитность, верность, жестокость, раскаяние.
Какое качество осталось невостребованным?
5.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и составьте обращение к людям «Защити меня, Человек!»
Объем 5-8 предложений. В письме-обращении должен быть дан ответ на вопрос «Почему собака просит о помощи?»



Урок по теме
«Тесты внешней оценки. «Братья наши меньшие в литературе и современной жизни».

Класс 7.
Учитель Торопчина Л.В.

Лисаковск 2009.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: toropchina
Просмотров: 1070 | Загрузок: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru