Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скачать удаленно (20,6 МБ) ] | 2014-04-15, 7:36 PM |
Урок литературы в 7 классе по теме «Братья наши меньшие в литературе и в современной жизни»(по рассказу Л.Андреева «Кусака») Цель урока: 1.Проанализировать способ изображения центрального образа в рассказе Л.Андреева «Кусака»; 2.Понять, какую роль играют в нашей жизни домашние животные. 3.Создать условия для социализации учащихся, развития коммуникативных компетенций. Тип урока: обобщение и систематизации знаний. Оборудование: электронная презентация, мини- проекты учащихся(презентации), рабочая карта урока, эпиграф М.Пришвина, стихотворение Р.Ивнева «Я знаю». Урок сопровождается электронной презентацией. Ход урока. 1.Орг.момент. 2. Работа над эпиграфом урока. Определение темы урока. «Собака – зеркало человека». М.Пришвин 3. Актуализация. Создание проблемной ситуации. - Кто из вас дома имеет собаку? - Кто из вас ухаживал за собакой? - Какие породы собак считаются домашними? Чем они отличаются друг от друга? Ученица предлагает учащимся домашнюю работу – презентацию о породах собак. 4.Обобщение, систематизация. - Какой вывод, исходя из увиденного,можно сделать?(ответы учащихся, обоснование) -А сейчас я прочту вам отрывок из произведения. Попробуйте узнать собаку и угадать её породу( чтение отрывка из рассказа Л.Андреева «Кусака») -Почему она имела такое странное прозвище? (она не доверяла людям, кусала их, была злобной).Давайте выпишем глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки в данной ситуации (самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 1) - Какое событие превратило озлобленную, одинокую Кусаку в ласковую Кусачку? Что человек сделал с собакой? (работа над понятием «приручить») Презентация ученика о приручении собаки(приложение 2.) - Можно ли применить это слово по отношению к Кусаке? Какой она стала после того, как её приручили? Давайте поработаем над отрывком, вставим слова, характеризующие состояние собаки, когда её приручили(самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 2) .Сверка с оригиналом текста(презентация) Кажется, в этом месте автор должен поставить точку. Собака счастлива. Леля, с ней играющая тоже. Но почему-то на нашем экране появляются кадры совсем не веселые. (Слайд. Картины осени). -Почему автор ведет повествование на фоне осени?(ответы учащихся) -Почему собаку бросают? Найдем причину этого события в тексте(чтение диалога мамы и Лёли в лицах) - Как поступает человек по отношению к животному? Какие из перечисленных качеств вы соотнесли бы с человеком, какие – с Кусакой? Задание на соответствие.(Рабочая карта, часть4) - Какое из качеств осталось невостребованным? 5. Итоги урока, рефлексия. Раскаяние неведомо человеку. Поиграл – и бросил, приласкал, подарил надежду – оттолкнул равнодушно. И эпилог произведения ещё раз дает нам понять, что человек бессердечен. Потому что он имеет право бросить, собака – нет. Человек – да. Но ведь животные – это наши братья. Как же можно бросить своих близких в беде?( чтение учителем отрывка«Наступила ночь», музыкальное сопровождение) -Что чувствовала собака после того, как её бросили, предали? - Какое слово, повторяющееся в финале рассказа, подчеркивает глубокую тоску животного? -Какое чувство у вас осталось после прочтения? -Встречались ли вы в реальной жизни с подобным отношением к животным? ( примеры) -Какой вывод из всего произведения можно сделать? Почему нельзя бросать животных? Я знаю, можно верить собаке – Она не предаст, не изменит вовеки И, не понимая наук и искусств, всю жизнь не устанет искать в человеке таких же простых и возвышенных чувств. Р.Ивнев 5.Домашнее задание.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и дома составьте обращение к людям «Защити меня, ЧЕЛОВЕК!» Рабочая карта урока (приложение 1). 1.Назовите глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки. …С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалась отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она все еще долго и злобно ворчала… 2.Вставьте собственные слова и конструкции, характеризующие состояние собаки. Всею своей … душою … Кусака. У нее было … , на которое она … неслась из зеленой глубины сада; она … людям и могла им … Разве недостаточно этого для … собаки? С привычкой к умеренности, создавшейся годами бродячей, …жизни, она ела очень мало, но и это малое … её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими ,сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, … почернела, и стала лосниться, как … . И когда она выбегала к воротам м важно осматривала улицу, никому уже не приходило в голову … её или … камнем. 3.Прочитайте диалог в лицах. Желтыми огнями загорелась осень,частыми дождями заплакало небо,и быстро стали пустеть дачи и умолкать,как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. - Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Лёля. Она сидела, обхватив руками колени, и. печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начинавшего дождя. - Что у тебя за поза,Лёля!Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: - А Кусаку придется оставить.Бог с ней! - Жа –а – лко, - протянула Лёля. - Ну что поделаешь?Двора у нас нет, а в клмнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь. - Жа -а –лко,- повторила Леля, готовая заплакать. Уже приподнялись, как крылья ласточки, её темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала: - Догаевы давно предлагали мне щеночка. Говорят, очент породистый и уже служит.Ты слышишь меня?А это что – дворняжка! - Жа-а-лко, - повторила Лёля, но не заплакала. 4.Соотнесите качества, присущие человеку и собаке. Человек ? Собака Преданность, самолюбие, эгоизм , беззащитность, верность, жестокость, раскаяние. Какое качество осталось невостребованным? 5.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и составьте обращение к людям «Защити меня, Человек!» Объем 5-8 предложений. В письме-обращении должен быть дан ответ на вопрос «Почему собака просит о помощи?» Урок по теме «Тесты внешней оценки. «Братья наши меньшие в литературе и современной жизни». Класс 7. Учитель Торопчина Л.В. Лисаковск 2009. | |
Просмотров: 1070 | Загрузок: 209 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|