Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Братья наши меньшие
[ · Скачать удаленно (20,6 МБ) ] 2014-04-15, 7:36 PM
Урок литературы в 7 классе по теме
«Братья наши меньшие в литературе и в современной жизни»(по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель урока:
1.Проанализировать способ изображения центрального образа в рассказе Л.Андреева «Кусака»;
2.Понять, какую роль играют в нашей жизни домашние животные.
3.Создать условия для социализации учащихся, развития коммуникативных компетенций.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Оборудование: электронная презентация, мини- проекты учащихся(презентации), рабочая карта урока, эпиграф М.Пришвина, стихотворение Р.Ивнева «Я знаю».

Урок сопровождается электронной презентацией.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Работа над эпиграфом урока. Определение темы урока.
«Собака – зеркало человека». М.Пришвин
3. Актуализация.
Создание проблемной ситуации.
- Кто из вас дома имеет собаку?
- Кто из вас ухаживал за собакой?
- Какие породы собак считаются домашними? Чем они отличаются друг от друга?
Ученица предлагает учащимся домашнюю работу – презентацию о породах собак.
4.Обобщение, систематизация.
- Какой вывод, исходя из увиденного,можно сделать?(ответы учащихся, обоснование)
-А сейчас я прочту вам отрывок из произведения. Попробуйте узнать собаку и угадать её породу( чтение отрывка из рассказа Л.Андреева «Кусака»)
-Почему она имела такое странное прозвище? (она не доверяла людям, кусала их, была злобной).Давайте выпишем глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки в данной ситуации (самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 1)
- Какое событие превратило озлобленную, одинокую Кусаку в ласковую Кусачку? Что человек сделал с собакой?
(работа над понятием «приручить»)
Презентация ученика о приручении собаки(приложение 2.)
- Можно ли применить это слово по отношению к Кусаке? Какой она стала после того, как её приручили?
Давайте поработаем над отрывком, вставим слова, характеризующие состояние собаки, когда её приручили(самостоятельная деятельность в рабочей карте, часть 2) .Сверка с оригиналом текста(презентация)
Кажется, в этом месте автор должен поставить точку. Собака счастлива. Леля, с ней играющая тоже. Но почему-то на нашем экране появляются кадры совсем не веселые. (Слайд. Картины осени).
-Почему автор ведет повествование на фоне осени?(ответы учащихся)
-Почему собаку бросают? Найдем причину этого события в тексте(чтение диалога мамы и Лёли в лицах)
- Как поступает человек по отношению к животному? Какие из перечисленных качеств вы соотнесли бы с человеком, какие – с Кусакой?
Задание на соответствие.(Рабочая карта, часть4)
- Какое из качеств осталось невостребованным?
5. Итоги урока, рефлексия.
Раскаяние неведомо человеку. Поиграл – и бросил, приласкал, подарил надежду – оттолкнул равнодушно. И эпилог произведения ещё раз дает нам понять, что человек бессердечен. Потому что он имеет право бросить, собака – нет. Человек – да. Но ведь животные – это наши братья. Как же можно бросить своих близких в беде?( чтение учителем отрывка«Наступила ночь», музыкальное сопровождение)
-Что чувствовала собака после того, как её бросили, предали?
- Какое слово, повторяющееся в финале рассказа, подчеркивает глубокую тоску животного?
-Какое чувство у вас осталось после прочтения?
-Встречались ли вы в реальной жизни с подобным отношением к животным? ( примеры)
-Какой вывод из всего произведения можно сделать? Почему нельзя бросать животных?
Я знаю, можно верить собаке –
Она не предаст, не изменит вовеки
И, не понимая наук и искусств,
всю жизнь не устанет искать в человеке
таких же простых и возвышенных чувств. Р.Ивнев
5.Домашнее задание.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и дома составьте обращение к людям «Защити меня, ЧЕЛОВЕК!»

Рабочая карта урока (приложение 1).
1.Назовите глаголы и его формы, характеризующие состояние собаки.
…С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалась отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она все еще долго и злобно ворчала…

2.Вставьте собственные слова и
конструкции, характеризующие состояние собаки.
Всею своей … душою … Кусака. У нее было … , на которое она …
неслась из зеленой глубины сада; она … людям и могла им …
Разве недостаточно этого для … собаки?
С привычкой к умеренности, создавшейся годами бродячей, …жизни, она ела очень мало, но и это малое … её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими ,сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, … почернела, и стала лосниться, как … . И когда она выбегала к воротам м важно осматривала улицу, никому уже не приходило в голову … её или … камнем.
3.Прочитайте диалог в лицах.
Желтыми огнями загорелась осень,частыми дождями заплакало небо,и быстро стали пустеть дачи и
умолкать,как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
- Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Лёля.
Она сидела, обхватив руками колени, и. печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начинавшего дождя.
- Что у тебя за поза,Лёля!Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: - А Кусаку придется оставить.Бог с ней!
- Жа –а – лко, - протянула Лёля.
- Ну что поделаешь?Двора у нас нет, а в клмнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.
- Жа -а –лко,- повторила Леля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, её темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
- Догаевы давно предлагали мне щеночка. Говорят, очент породистый и уже служит.Ты слышишь меня?А это что – дворняжка!
- Жа-а-лко, - повторила Лёля, но не заплакала.
4.Соотнесите качества, присущие человеку и собаке.
Человек ? Собака

Преданность, самолюбие, эгоизм , беззащитность, верность, жестокость, раскаяние.
Какое качество осталось невостребованным?
5.Попробуйте представить себя на месте брошенного животного и составьте обращение к людям «Защити меня, Человек!»
Объем 5-8 предложений. В письме-обращении должен быть дан ответ на вопрос «Почему собака просит о помощи?»



Урок по теме
«Тесты внешней оценки. «Братья наши меньшие в литературе и современной жизни».

Класс 7.
Учитель Торопчина Л.В.

Лисаковск 2009.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: toropchina
Просмотров: 549 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru