Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 6 классе
2014-05-10, 9:52 PM
Урок русского языка в 6 классе.

Тема : Имя прилагательное как часть речи.
Знать : роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль его в предложении.
Уметь : употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
(С.Есенин).

-Использование каких художественных средств помогают поэту создать яркую, образную картину? (Эпитетов, олицетворении.)
II. Работа по опорной схеме «Имя прилагательное»
Задание .
1. Рассказать об основных признаках имени прилагательного по первому ряду схемы.
2. По первой схеме второго ряда схемы, как образуется сравнительная степень прилагательных ?
3. Закрепление. 1. Сообщение- диспут «Не поможешь ли ты?»
Загадайка.
Скажи, отчего произошли такие названия, как голубой, оранжевый, лиловый цвет ?
Угадайка.
Конечно, знаю. Голубой получил название от цвета оперения шейки голубя. Оранжевый- от цвета апельсина (апельсин по – французски Orange от итальянского слова ORO -золото). Лиловый получил название от сирени (лилас по-французски сирень).
Загадайка.
А вот скажи ты мне , почему получили свое название коричневый и фиолетовый цвета, почему рябчик называется рябчиком , а синица –синицей, земляника-земляникой.
Угадайка.
Коричневый цвет получил название от цвета корицы , а слово корица получило название от слова кора.
Фиолетовый цвет – цвет фиалки (по –латыни виола -фиалка). Рябчик и синица названы так за свое оперение(рябчик- рябой , синица- синяя). Землянику, очевидно , назвали так потому, что ее ягоды склоняются к земле.
III. Учитель сообщает учащимся ,что прилагательные часто в используются в портретном описании. Одни из них помогают представить внешность человека (при описании лица, фигуры, одежды, жестов), другие- его внутренний мир.
1. Запишите словосочетание ,определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие –его внутреннее состояние, черты характера.
Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).
- Разберите по составу слова задумчивые, заботливый.
2. подберите синонимы к прилагательным.
Застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный), энергичный человек (активный, деятельный), обаятельная девочка (очаровательная, прелестная), верный друг (надежный, преданный).
Задание.
-подчеркните прилагательные, образованные с помощью суффикса
–тельн-.
2. Учитель читает текст, составленный по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Маруся всякий раз всплескивала ручонками , и глаза ее загорались радостным огоньком . Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась . Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками .
Руки ее были прозрачные и тонкие. Голова покачивалась на тонкой шее , как головка полевого колокольчика. Платье у нее было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные.
Текст читается повторно по отдельным предложениям. Учащиеся называют словосочетание с прилагательными с помощью которых автор описывает девочку. Делается вывод о том, что прилагательные могут быть использованы для описания внешности человека, его внутреннего мира. Затем учащиеся разбирают по составу слова маленькая роскошные.
IV. Диктант.
Цвета.
После дождя на облаках сияет радуга. Мы замечаем в ней семь цветов. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Откуда же получили свое названия цвета ? Розовый и сиреневый цвета получили свое название от цветов розы и сирени. Коричневый- это цвет корицы. Малиновый напоминает нам цвет спелой душистой малины.
V. Анализ текста. (Демонстрируется на интерактивной доске).
Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно , час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной , я вышел в поле , и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали длинные зимние сумерки. Снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.
(По С. Аксакову)
При анализе текста , учитель подчеркивать ,что при помощи прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую можно легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак, выражает и отношение к увиденному- состояние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т.д.
Попутно обращается внимание на то, что в одном предложении писатель передает контрастность картины (воздух наполнен движением и поразительной тишиной). Такое нестандартное использование языковых средств характерно для подлинно художественных произведении.
Учащиеся пересказывают текст, затем выписывают и разбирают словосочетание поразительной тишиной.
Делается вывод о согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
- что вы узнали о роде прилагательном в речи ? (прилагательное может использоваться не только для обозначения признака по цвету, запаху, форме и прочее , но и для передачи впечатления человека о предмете).
Домашнее задание: вспомнить, в названиях каких сказок встречаются имена прилагательные. Повторить таблицу «Степени сравнении имен прилагательных».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 330rxl
Просмотров: 300 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru