Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-05-14, 12:10 PM | |
Урок русского языка по теме: "Виды сложных предложений" М.Ж. Торгаева, учитель русского языка и литературы средней школы имени Маяковского, села Калбатау Жарминского района Восточно – Казахстанской области. Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков. Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий. Тема: “Виды сложных предложений”. Лексическая тема урока: Олжас Сулейменов. Цели: • совершенствовать знания учащихся о типах сложных предложений и умения определять виды придаточных предложений; • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; • воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению. Методы: • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя; • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные; • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; • контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль; • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные. Оборудование: индивидуальные компьютеры, таблица “Виды придаточных предложений”, электронные тесты: “Определение видов придаточных предложений”, “Смысловая и композиционная целостность текста”, оценочные листы, звездочки для игры «Аукцион». Ход урока. I. Организационный момент. Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.). Чтение отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку» II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (0,5 мин). Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть: - повторить виды СП и виды придаточных предложений - усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения на основе 4 уровней: 1 уровень – ученический (актуализация опорных знаний) 2 уровень – алгоритмический (составление Диаграммы Венна. Составление кластера) 3 уровень – эвристический (нахождение в тексте сложных предложений, определение вида придаточного) 4 уровень – творческий (написать мини – сочинение) - заполнение кластера «ЗХУ» Знаю Хочу знать Узнал - У нас есть спикеры команды А и команды Б. Их задача объективно оценивать ответы учащихся и заносить в оценочный бланк. При выполнении групповой работы учащихся также ответы заносятся в бланк. III. Игра «Аукцион». Начиная с этой игры мы реализуем с вами первый уровень нашего урока «ученический». IV . Чтение текста «Слово об Олжасе» ( по электронному учебнику) Задание1. Определите верные и неверные высказывания: 1. По образованию Олжас геолог – нефтяник 2. Геологи, строители, нефтяники, археологи, приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху. 3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром. 4. Поэт не поражал cлушателей на встречах своей эрудицией. 5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам. 6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками помогают Олжасу выстраивать в систему всю информацию. 7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил». 8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. 9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!». 10. Олжас пишет на казахском языке. Задание 2. Дополните предложения в соответствии с текстом: Он с готовностью выступит, где следует, ... Кинодеятели приходят к Олжасу, как товарищи ... Все не раз поражались Олжасовской ... Наступает момент, когда информация переполняет его ... Поэты расступились, освобождая законное место ... из Казахстана. Задание 3: Озвучьте рисунки в соответствии с текстом. Задание 4. (текст перед глазами). Найдите сложные предложения. Определите виды сложных предложений. Для этого мы должны провести следующую работу: V . Мы переходим ко второму уровню нашего урока «алгоритмическому». Задание для группы А: - Сотавить Диаграмму Венна. Сходства и различия между ССП и СПП Задание для группы Б: Составить кластер (выделить признаки СПП) СПП Задание для группы А: Перед нами третий уровень нашего урока «эвристический». Найдите в тексте СПП с придаточными определительными и ССП. Задание для группы Б: Найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными Выпишите их в тетрадь, нарисуйте схемы предложений (схемы предложений учащиеся рисуют на интерактивной доске) VI . Поговорим 1,2. (по электронному учебнику) VII. Учитель: Кто из писателей Казахстана также как и Олжас Сулейменов закончил Геолого-разведочный факультет, но больше проявлял себя в литературе? - Конечно, наш поэт Восточно – Казахстанской области, М.И.Чистяков. Показ слайдов: 1.Портрет Рассказ учащихся: Родился в 1917году. В 1934 году поступил на геолого – разведочный факультет, в 1950 году окончил Семипалатинский педагогический институт. С 1965года – литературный консультант в областной газете «Рудный Алтай». Награжден медалями СССР и Почетной грамотой Верховного Совета Каз.ССР. /Справочник Писатели Казахстана/ Сост. Ауэзов М., А., 1982 год. /Музей. Материалы «Писатели Казахстана»/ Задание на интерактивной доске: Определите виды сложных предложений в его стихах. 1) Механики, шоферы, трактористы, Они пришли со всех концов страны, Чтоб степь шумела хлебом колосисто На неоглядном море целины. «Палатка». 1984год. 2) Хорошо мне сидеть у родного огня, Что когда-то, давно, ты зажгла для меня. Он не гаснет. Он светит мне в холод и тьму. И за то я всю жизнь благодарен тебе. «Хорошо мне сидеть у родного огня». 1984г. 3) Я не убит. Я выжил, уцелел. Хочу, чтоб смерть его не зацепила, Чтоб вражеский осколок не задел И пуля мимо сердца проскочила. «Солдатская совесть» 1944г. VII. Ребята, закончите заполнение кластера графу «узнал». VIII. Переходим к творческому уровню. - Какие виды сочинений вы знаете? (повествоваение, рассуждение, описание). - напишите 2-3 предложения на один из перечисленных видов сочинения по теме урока. IХ. Итог урока. Х. Спикеры команд комментируют оценки, выставленные за урок. | |
Просмотров: 736 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|