Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок литературного чтения "Петька на даче" в 7 классе с казахским языком обучения (урок с
2014-05-20, 7:26 AM
Урок литературного чтения по ТРКМЧП на тему «Петька на даче» Л.Андреев
Цель урока:
• создание условий для развития самостоятельности мышления учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо .
Задачи урока:
 Анализировать нравственную проблематику рассказа «Петька на даче»
 Развивать устную связную речь учащихся, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
 Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия, доброту, человечность.

Использованные приёмы: «ключевые слова», «цветограмма», «чтение с остановками», «дерево предсказаний», упражнение «Моё сердце радуется, когда…»

Ход урока:
• Стадия вызова. (Организационный момент)
1) Упражнение «Моё сердце радуется…» : продолжите фразу. ( Cлайд 1.)
(в ходе выполнения упражнения заодно проводится и речевая разминка)
2) Инструктаж по работе с «цветограммой». На протяжении урока учащиеся будут фиксировать своё эмоциональное состояние при помощи цветных карточек (в виде кружочков, сердечек, квадратиков , которые в конце урока прокомментируют)
2) Стратегия «Ключевые слова». На интерактивной доске высвечиваются слова «дача», «парикмахерская», «Петька», «морщинки», «кухарка», «Осип Абрамович», «вагон». (Слайд 2)
Подумайте, обсудите в группе и скажите, о чем, по- вашему, будет рассказ?
• Стадия осмысления.
1.Слово учителе о писателе Л.Н.Андрееве (Слайд 5.)
2. Словарная работа (Слайд 6)
Посетитель –
Служащий –
Однообразно –
Брезгливость –
Веснушчатый –
Кухарка –
Сласти –
Дача -
Рассказ – это небольшое произведение, в котором изображается одно или несколько событий из жизни героя.

3. Сообщение темы, цели урока. (Слайд 3)
4. Работа над текстом (используется стратегия «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний»)

Чтение учителем 1 части рассказа:
Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку и крикнул отрывисто и резко:
-Мальчик, воды!
Мальчик, на которого чаще всех кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих парикмахерской. Петьке было десять лет.
Петькины дни тянулись удивительно однообразно и были похожи один на другой, как два родные брата. И зимою, и летом он видел всё те же зеркала. На стене висела одна и та же картина. И утром, и вечером, и весь день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» - и он всё подавал её, всё подавал.
Праздников не было совсем. Петька спал много, но ему почему-то всё время хотелось спать. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды!» - и всё худел. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки. Посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные и грязные-прегрязные руки и шея.
Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесённые сласти, не жаловался и только просил забрать его отсюда.
Много ли, мало ли жил Петька таким образом. Он не знал. Но вот однажды приехала мать…
1 остановка.
Вопросы к тексту после чтения 1 части рассказа
1.Что вы узнали о Петьке из прочитанного?
2.Каким вы себе его представляете?
3.Почему он был похож на «маленького старичка?
4.Объясните выражение «сонные глаза».
5.Как автор показывает, что дни Петьки похожи один на другой?
6.Почему Петька не знал, куда ему хочется?
7.Почему он не знает, что такое дача?
8.Каким вы представляете себе Осипа Абрамовича?
9.Какой вывод можно сделать из того, что он называет Петьку просто «мальчиком?
10. Как вы думаете. Что будет дальше? Что ждёт Петьку впереди?
(Дерево предсказаний)

Чтение 2 части рассказа
2 часть
Но вот однажды приехала мать, поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала, что его, Петьку, отпускают на дачу, где живут её господа. Петька не знал, что такое дача, но думал, что это и есть то самое место, куда он так стремился.
Когда Петька с матерью сели в вагон и поехали, он прилип к окну.
Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и всё здесь для него было ново и странно.
Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, боясь потерять малейшую подробность пути. Глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим.
В первые два дня на даче Петька, выхваченный из каменных объятий города, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь для него было живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который шумел у него над головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Он любил полянки, светлые, зелёные, весёлые. Точно поющие своими яркими цветами, он любил и как бы хотел приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то…
В первые дни он часто возвращался к матери. Но прошло ещё два дня. И Петька вступил в полное соглашение с природой. Он разваливался на густой сыроватой траве и утопал в ней. Потом снова шёл к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чём-то. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжёт, то холодит ногу.
Петька ел совсем мало, не потому, что ему не хотелось есть, а некогда было возиться, нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку накопать червей…
Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская…

2 остановка
Вопросы после чтения 2 части.
1.Как Петька вёл себя в вагоне и почему?
2.Как проводил время Петька на даче?
3.Найдите и прочитайте, как изменился Петька?
4.Почему Петька боялся леса?
5.Почему Петька забыл о парикмахерской?
6.Можно ли сказать, что он был счастлив здесь?
7.Как вы думаете, что будет дальше? (Дерево предсказаний)

Чтение 3 части рассказа.
III часть
В конце барин привёз из города письмо, адресованное “кухарке Надежде”, и когда прочёл его, Надежда заплакала. По отрывочным словам можно было понять, что речь идёт о Петьке.
В это время Петька на заднем дворе играл сам с собою в “классики”. Вышел барин и сказал:
-Что, брат, ехать надо!
Подошла Надежда и со слезами подтвердила:
-Надобно ехать, сынок!
-Куда? – удивился Петька. Про город он забыл, а другое место, куда ему хотелось – найдено.
-К хозяину Осипу Абрамовичу.
Петька продолжал не понимать:
-А как же завтра рыбу ловить? Удочка – вот она…
-Что же поделаешь? Требует. Народу, говорит, нету. Ты не плачь:
Гляди, опять отпустит, - он добрый Осип Абрамович.
И тогда Петька не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, он закричал громче горластого мужика и начал кататься по земле. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чему попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь ещё усилить.
На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зелёные поля, седые от ночной росы. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки были сложены на коленях. Глаза были сонливы, тонкие морщинки, как у старого человека, появились около глаз и под носом.
И снова в грязной душной парикмахерской звучало отрывистое: “Мальчик, воды!” – и посетитель видел, как протягивалась маленькая грязная рука, и слышал угрожающий шёпот: “Вот, погоди!” Это значило, что сонливый мальчик разлил воду и перепутал приказания…

3 остановка
Вопросы после чтения 3 части
1.Как Петька воспринял весть о том, что ему надо ехать обратно в город?
2.Почему он так сильно плакал?
3.Найдите в тексте описание Петьки при возвращении. Почему он так сильно изменился?
4.Каково Петьке в парикмахерской?
5.Почему ему ещё хуже, чем раньше?
6.Какие чувства вы испытываете теперь, после чтения всего рассказа?
7.В чем основная мысль рассказа?
8. Чему учит рассказ нас сегодня?
Поработаем с цветограммами. Каким цветом покажем своё настроение теперь?

5. РАБОТА В ГРУППАХ. (СЛАЙД 8)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
1 группа: Составьте вопросы к тексту.
2 групп: Придумайте продолжение рассказа.
3 группа: Напишите письмо Петьке.
(Идёт обсуждение в группах).

Слово учителя. Ребята, хочу вас обрадовать тем, что эта история в жизни закончилась хорошо. (рассказ учителя )

Комментарий цветограмм учащимися (выходят к доске по очереди и рассказывают о своём выборе того или иного цвета. От каждой группы по одному ученику, т.к. цветограмму составляли вместе в группе)
• Рефлексия (Слайд 9.)
Продолжите фразы:
- Я узнал на уроке…
- Мне было трудно…
-Мне было интересно…
-Я думал, что…
-Теперь я знаю…
-Урок пригодится мне в жизни…
Домашнее задание (Слайд 10)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: счастьеесть
Просмотров: 869 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru