Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 6классе
2014-06-02, 10:27 PM
Учитель русского языка и литературы
КГУ «ОСШ№7г.Темиртау»
Кантеева А.Т.

Урок русского языка в 6классе
Тема: «Волшебное путешествие по Казахстану». (слайд№1)
Цель:
• Организовать учебную деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного материала по теме «Имя прилагательное».
• Организовать учебную деятельность учащихся по развитию продуктивного мышления, практических навыков его применения, а также по привитию стремления к самостоятельному приобретению знаний.
• Воспитание казахстанского патриотизма и чувства коллективизма.
Задачи:
• Повторение и закрепление теоретической части материала;
• Отработка навыков правописания Н-НН в суффиксах имён прилагательных;
Закрепление навыков правописания НЕ с прилагательным, определения разрядов имён прилагательных (слайд№2)

Тип урока: систематизация полученных знаний по теме «Имя прилагательное»
Технология урока: игровая.
Организация работы:
1. О.м.
Учитель читает эпиграф к уроку (слайд№3):
…Мой Казахстан! Ты - Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьёзных испытаний.
Придёт на смену новый человек,
И принесёт он много новых знаний… В.Каримов.

2. - Этими строчками из стихотворения Каримова я хочу начать наш необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы сделаем много удивительных открытий, путешествуя по родному Казахстану, параллельно повторим изученный материал по теме «Имя прилагательное». Предлагаю назвать наш урок «Волшебное путешествие по Казахстану».

- Путешествовать будем тремя экипажами на огромном воздушном шаре. (Слайд№4) А чтобы всё у нас получилось, помогайте друг другу, будьте сплочёнными и дружными.

3. – Итак, записали число и тему урока.
Наш воздушный шар находится на площади Астаны рядом с Байтереком. (Слайд№5) Но чтобы шар взлетел, надо выполнить 1-ое задание - «Релейный опрос»

.Релейный опрос. Работаем в парах. (Раздаю по 3 листа с вопросами).Время работы-3мин.
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. Как изменяется имя прилагательное?
3. Как проверить безударное окончание прилагательного?
4. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным.
5. Написание Н-НН в суффиксах имён прилагательных.
6. Разряды имён прилагательных. Примеры.
7. Каково условие слитного написания сложных прилагательных?
8. Когда сложное имя прилагательное пишется через дефис? (Слайд№6)

- Молодцы! А теперь каждая группа выбирает вопрос для другого экипажа. И тогда наш шар будет готов к полёту.( Группы задают друг другу вопросы)
- Молодцы! Стартуем. (Вывешивается фото Байтерека или ) (Слайд№5)

4. - А что вы знаете об этой достопримечательности нашей столицы? (Выслушать ответы ). Молодцы. Ребята, внимательно прослушайте рассказ Данила и приготовьтесь выполнить следующее задание: записать прилагательные, прозвучавшие в рассказе и определить их разряд. (Время работы – 3 мин.)

Рассказ ученика: «Байтерек – это высокая металлическая конструкция с огромным шаром наверху. Высота 97 метров знаменует о переносе столицы из Алматы в Астану в 1997 году. Идея постройки принадлежит президенту РК Н.А.Назарбаеву. Байтерек символизирует Древо жизни, корнями оно удерживает землю, а кроной подпирает небо. Корни Дерева находятся в подземном мире, его ствол – в земном, а крона – в небесном. Каждый год в кроне Дерева птица Самрук откладывает Яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия Дерева жизни, что символически обозначает смену лета и зимы, дня и ночи, добра и зла.»
–Какие прилагательные вы выписали?
- Взаимопроверка по образцу(Слайд№7)
Высокая (кач.), металлическая (относ.), огромным (кач.), подземном (относ.), земном(отн.), небесном(отн.).

5.Наш полёт успешно продолжается, и мы спускаемся в Чарынский каньон. (Раздать листы с фото и заданием, на доске вывешивается большое фото или (Слайд№8), передвигается шар).
- Что вы знаете об этом чуде Казахстана? (Выслушать ответы)
Я думаю, вам интересно будет послушать рассказ Кости.

Рассказ ученика: «Чарын – одно из красивейших мест Уйгурского района Алматинской области. С древнетюркского «чаран» переводится как «разливающаяся, стремительная, мощная река». Когда-то река Чарын не была такой спокойной и умеренной, как сейчас. Напротив, была напористой и очень быстрой. В наши дни русло реки превращено в отвесные скалы, красота которых превосходит даже американские каньоны.»
- Ребята, действительно, завораживающий вид. Чтобы запомнить эту красоту, предлагаю каждому
составить и записать предложение, обязательно используйте прилагательные. (2 мин.)
-Прочитайте в группе и выберите для чтения классу лучшее.
- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?
-Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении? (Слайд№9)
-Молодцы, с заданием справились хорошо. Путешествие продолжается.

6.– Неожиданно южный ветер уносит шар снова в Центральный Казахстан, и наша корзина зависла над озером Тенгиз. Знаете ли вы, что необычного в этом озере? И что означает слово «Тенгиз»? Давайте послушаем Галю. (Слайд№10) (вывешиваю большое фото)
Рассказ ученицы: « Слово «Тенгиз» в переводе на русский означает «море». Такое название ему дано за величину, находится оно в заповеднике, созданном в 1968 году. Главное богатство озёр этого заповедника – птицы, которые пролетают над ним из Пакистана, Индии, Северной Африки и Каспийского моря. Но самое интересное то, что только на озере Тенгиз обитают удивительные птицы – розовый фламинго. Когда они собираются вместе, кажется, будто они танцуют».
-Интересный факт? (раздаю листы с заданием).
-Давайте представим, что мы сидим в камышах и наблюдаем удивительный по своей красоте танец фламинго.
{Напишите об этих птицах эссе, используя опорные словосочетания упр. №691.
(Прочитать словосочетания. Объяснить написание сложных прилагательных.)
• Написание работы 5 мин.
• Чтение в группе, выбор лучшей работы.
• «Авторский стул»} (Слайд№11)
- Понравились работы ребят? А что именно вам понравилось в работах?
- Молодцы! (Оценить работы)
7. –Но что такое? Надвигается грозовая туча! Необходимо каждому постараться, чтобы спасти наш летательный аппарат.
- Словарный диктант «Н-НН в суффиксах прилагательных».
- Не списывая слова, вставьте Н –НН -(Слайд№12)
Взаимопроверка и оценивание - (Слайд№13)
1 НН НН НН 1. коллекцио..ый огне..ый камее..ый
2. НН н н 2. мужестве..ый комари..ый ветре..ый
3. НН н н 3. сте..ой тигри..ый сови..ый
4. НН НН НН 4.лу..ый це..ый бето..ый
5. н н НН 5. водя..ой муравьи..ый стекля..ый
6. н н НН 6.земля..ой лебеди..ый деревя..ый
7. н н НН 7.орли..ый мыши..ый тума..ый
8. НН НН НН 8.авиацио..ый торжестве..ый утре..ий

8. - Шар наш спасён, можем лететь дальше. И вновь мы на юге Казахстана, у подножия Алатау. (Слайд№14)
Как вы думаете, что удивительного ждёт нас на этот раз? Послушаем Давида.
(Вывешиваю фото и раздаю листы)
Рассказ ученика: « В 1931 году в целях охраны природного богатства в средней части горы Иле Алатау был создан Алматинский заповедник. Там обитают косули, золоторогие маралы. А в пустынной местности заповедника расположен «поющий бархан». Это песчаный холм, расположен у подножия гор Большой и Малый Калкан Талдыкорганской области. Высота его 150 м, длина 8 км, ширина 3 км. Почему «поющий»? Когда дует ветер, мелкие песчинки, словно из сита, сыплются вниз по холмам. В это время образуется мелодичный звук. Если ветер усиливается, то тонкий звук превращается в гул реактивного самолёта. Люди приезжают сюда специально, чтобы послушать эти дивные звуки. Такого удивительного «певца» в природе больше нет ни в одной стране».

- Действительно, много интересного на земле нашей Родины. Я думаю, вы навсегда запомните рассказ об этом чуде.
- А сейчас выполним задание, запись предложений вы делаете в тетради своего товарища, с которым работали в паре.(Обменялись тетрадями) Домашним заданием будет проверка этой записи. Время работы – 4мин.
{ 1. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
(Не) низкий, а высокий бархан распол..жен в пусты(н, нн)ой мес..ности Алматинского заповедника. Там р..стёт (не)прихотливый саксаул. А (много)вековые сосны и ели – краса Алатау.
2. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения. }(Слайд№15)
-Итак, наше путешествие подошло к концу. Мы увидели лишь частичку удивительных красот нашей Родины. Но и этого достаточно, чтобы понять, насколько прекрасна, разнообразна земля Казахстана.
- А хотели бы вы когда-нибудь побывать там?
-Всё в ваших руках. Таких чудес у нас много. И я надеюсь, что вы в будущем, став взрослыми гражданами, будете беречь эту красоту, приумножать богатство страны, станете настоящими хозяевами своей Родины. (Слайд№16) -придумать
10. Д.з. Приготовьте устное сообщение на 5 мин. о чудесах Казахстана и не забудьте проверить запись товарища в своей тетради. (Слайд№16)
–Вы хорошо сегодня поработали и получили следующие оценки.
• за словарный диктант - все
• «Авторский стул» (эссе) -3 чел.
• … (устные ответы)

(Слайд№17) – Молодцы!

Приложение к уроку
1 Что обозначает имя прилагательное?
2.Как изменяется имя прилагательное?
3.Как проверить безударное окончание прилагательного?
4.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным.
5.Написание Н-НН в суффиксах имён прилагательных.
6.Разряды имён прилагательных. Примеры.
7. Каково условие слитного написания сложных прилагательных?
8.Когда сложное имя прилагательное пишется через дефис?

Рассказ ученика: «Байтерек – это высокая металлическая конструкция с огромным шаром наверху. Высота 97 метров знаменует о переносе столицы из Алматы в Астану в 1997 году. Идея постройки принадлежит президенту РК Н.А.Назарбаеву. Байтерек символизирует Древо жизни, корнями оно удерживает землю, а кроной подпирает небо. Корни Дерева находятся в подземном мире, его ствол – в земном, а крона – в небесном. Каждый год в кроне Дерева птица Самрук откладывает Яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия Дерева жизни, что символически обозначает смену лета и зимы, дня и ночи, добра и зла.»

Рассказ ученика: «Чарын – одно из красивейших мест Уйгурского района Алматинской области. С древнетюркского «чаран» переводится как «разливающаяся, стремительная, мощная река». Когда-то река Чарын не была такой спокойной и умеренной, как сейчас. Напротив, была напористой и очень быстрой. В наши дни русло реки превращено в отвесные скалы, красота которых превосходит даже американские каньоны.»
Рассказ ученика: « В 1931 году в целях охраны природного богатства в средней части горы
Иле Алатау был создан Алматинский заповедник. Там обитаю косули, золоторогие маралы. А в пустынной местности заповедника расположен «поющий бархан». Это песчаный холм, расположен у подножия гор Большой и Малый Калкан Талдыкорганской области. Высота его 150 м, длина 8 км, ширина 3 км. Почему «поющий»? Когда дует ветер, мелкие песчинки, словно из сита, сыплются вниз по холмам. В это время образуется мелодичный звук. Если ветер усиливается, то тонкий звук превращается в гул реактивного самолёта. Люди приезжают сюда специально, чтобы послушать эти дивные звуки. Такого удивительного «певца» в природе больше нет ни в одной стране».

Составить и записать предложение, обязательно используйте прилагательные.(2мин)
-Прочитайте в группе и выберите для чтения классу лучшее.
- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?
-Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
(Не) низкий, а высокий бархан распол..жен в пусты(н, нн)ой мес..ности Алматинского заповедника. Там р..стёт (не)прихотливый саксаул. А (много)вековые сосны и ели – краса Алатау.
2. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для релейного опроса
1.Что обозначает имя прилагательное?
2.Как изменяется имя прилагательное?
3.Как проверить безударное окончание прилагательного?
4.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным.
5.Написание Н-НН в суффиксах имён прилагательных.
6.Разряды имён прилагательных. Привести примеры.
7. Каково условие слитного написания сложных прилагательных?
8.Когда сложное имя прилагательное пишется через дефис?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kanteeva
Просмотров: 209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru