Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Общечеловеческая тема " блудных детей " в литературе
2014-06-28, 2:00 PM
Общечеловеческая тема «блудных детей» в литературе.
«Разрушение отчего дома – как сожжение корабля»
Цель:
Выявить связь повести «Станционный смотритель» с библейской «Притчей о блудном сыне».



Организационный момент . Подготовка к восприятию материала. Задание к классу: продолжить ассоциативный ряд к слову семья (единство, родители, любовь, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети, общие интересы)
Учитель: Задумаемся, какую роль играют родители в нашей жизни? Чему они стремятся научить детей?
-Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви честности, хотят, чтоб они стали настоящими людьми. Но отношение детей и родителей часто складываются непросто: из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей. А в конечном итоге чаще всего правы родители.
Давайте поразмышляем над прилагательным «блудный». Назовите синонимы, однокоренные слова. Что обозначает это слово?
Прилагательное образовано от глагола «блудить» ,
Который имеет два значения :
1. распутничать;
2. блуждать, бродить.
- Итак, в слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» - скитаться, сбившись с пути, и переносное - потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути.

Музыка Свиридова «Метель». Иллюстрация «Зимний пейзаж»
На Руси вдоль дорог во все концы,
В прошлом веке звучали бубенцы.
В дождь и метель тройки неслись,
Тройки людей везли

Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Тройка мчится, тройка скачет
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой


Слайд «Музей станционного смотрителя»


В деревне Выра Ленинградской области находится музей «Домик станционного смотрителя»-первый в стране музей литературных героев. Музей открыт в 1972г.
История началась в 1800г. Все почтовые станции делились тогда на четыре разряда. Выра была станцией третьего разряда. Здесь кипела жизнь. А.С. Пушкин любил путешествовать. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».

Музыка Моцарта «Реквием»

Это отрывок из стихотворения поэта ХХ века Александра Городницкого «Рембрандт»



-Какую историю напоминает? (историю блудного сына)
Класс вспоминает притчу о блудном сыне
-Почему младший сын ушел от отца?(хотел пойти своей дорогой, получить самостоятельность , вырваться из-под родительской опеки.
-Чем жил отец во время разлуки? (надеждой на возращение сына)
-Почему он простил младшего сына? (отец любил его, долго не знал, что стало с ним, жив ли он, поэтому вновь обретя, забыл все обиды)
-Радостный или грустный финал? Почему? (радостный, потому что сын вернулся домой. Успел попросить у отца прощения и получил его.)


В каком произведении мы встречаемся с этими иллюстрациями???
-Найдите в тексте описание картинок.
-Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести «Притчу о блудном сыне»?(в станционном смотрители А.С. Пушкина тоже звучит тема «блудных детей». Рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, осматривает его и видит, что на почетном месте висят картинки, которые передают содержание библейской притчи о блудном сыне. Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни.
Слайд «Минский в доме».
Пересказ детей отъезда Минского и Дуни.
-Итак, Дуня уехала. Что изменилось в доме Самсона Вырина? (в доме ветхость, грязь. Вырин превратился в хилого старика, он болен, пристрастился к выпивке.
-Пытался ли отец найти Дуню? (Пересказ учеников)
-Сын из библейской притчи вернулся к отцу, а как закончилась история отца Дуни? (он умер, так и не дождавшись дочери, не узнав, что с ней стало.
-Для Дуни картинки история блудного сына, висевшие в доме отца, являлись лишь украшением. Девушка не извлекла никакого урока из притчи, иначе бы не оставила отца или дала бы ему весточку.
Перед вами слова, вы должны раскрасить в цвета всю гамму чувств Вырина и Дуни. Испуг, тревога, тоска, негодование, одиночество, бессилие, отчаяние, любопытство, привязанность, доверие, любовь, счастье, богатство, рождение детей, безысходность, грусть, смирение, скорбь, надежда, вина.

-Сейчас мы посмотрим зеркально, перевернутое изображение:
Притча
Станционный смотритель

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
Отец сам отправляет дочь из родного дома, не предполагая, что расстаётся с ней навсегда.

Никто не ищет его.
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом.
Смерть смотрителя в одиночестве.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца.
Дуня не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом.
Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер.

Инсценирование(рассказ мальчика о барыне, слайд «Дуня на могиле»)

- Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, приносить им счастье, все свои поступки обдумывать, раскаяться и попросить прощения, если совершили плохой поступок. Родители всегда поймут и простят. Главное, чтобы это раскаяние было осознанным и искренним.

Д/з: Девочки читаю письма от лица Дуни Вырину.


Музыка Таривердиева «Где-то далеко»
Задание классу: напишите несколько строк, тому ,кто вас ждет, кто вас любит.
Пусть они будут самыми главными, добрыми в жизни. (зачитываются несколько работ)

-Почему разрушение родительского дома автор сравнивает с сожжением корабля? (уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связи с отчим домом и разрушение самого дома- это уничтожение корней человека, его истоков, а значит и его самого)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: OxiOxi
Просмотров: 642 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru