Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сочинение-описание по картине И.Шишкина "Рожь"
2014-07-10, 11:19 AM
ТЕМА № 24
6 класс О Р Ф О Г Р А Ф И Я
Рр (Слайд 2)
Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Рожь».
§ 17, с. 37-38
Упражнение № 99, стр. 38
1 час

Учитель русского языка и литературы
ГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО
Подольская Ирина Александровна

ЦЕЛЬ УРОКА (Слайд 3)
• подготовить учащихся к сочинению по картине И.Шишкина «Рожь».
ЗАДАЧИ УРОКА (Слайд 4-5)
• познакомить с творчеством И.И. Шишкина;
• формировать навыки описания увиденного;
• закрепить умение учащихся пользоваться сложными конструкциями в своей речи;
• воспитывать любовь к родной природе, искусству.

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ
1. Повествование § 13 стр. 29 – 6 класс.
2. Умение пользоваться орфографическим словарем.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обогащение словарного запаса учащихся; умение учащихся пользоваться сложными конструкциями в своей речи при описании картины, знаний биографии художника; составление простого плана к сочинению по картине.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Морфология – орфография – орфоэпия

СИНТЕЗ
Русский язык – литература – информатика - ИЗО

Учебная программа. Русский язык. 5-9 классы. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, Астана 2010.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательной школы /М.Р. Кондубаева, М.Д. Джусупов, Г.А. Кажигалиева, С.Т. Тусеева, У.М. Бекишева. 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2006. – 272с.

ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.
Высказывания о художнике.
Выставка репродукций картин художника И. Шишкина, портрет художника.
Сноп пшеницы, мольберт, краски, кисти, маленький стульчик, фрукты.
Буклет. И. Шишкин.
Словари: толковый, синонимов, литературоведческий, пословиц и поговорок.
Словарь-справочник (индивидуально каждый ученик по изучаемой теме вносит в него теоретические сведения, таблицы, слова для запоминания, дополнительные сведения).
Тетрадь для творческих работ.
Цветные колоски для каждого учащегося для подведения итогов урока.
«Радуга оценок» для каждого учащегося.
Памятка по написанию сочинений для каждого учащегося.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
 § 17, с.37 - 41, упражнение № 105, 117.
 Подобрать 5 – 10 слов на изученное правило (см. упр. № 104).
 Подготовить монологический ответ на грамматическую тему.
 Выучить словарные слова стр. 40 - 41. Записать эти слова в словарь-справочник.

ТИП УРОКА
УРОК СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа со зрительным рядом, фронтальный опрос, беседа, саморефлексия, индивидуальные задания. Опережающие задания: биография И. Шишкина; информация о Третьяковской галереи, картины И.Шишкина – до 3 минут.

этап время МОДЕЛЬ УРОКА ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ
1 По усмотрению учителя Организационный По усмотрению учителя
2 Закрепление изученного материала
3 Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию новой темы
(упр. № 98, стр.38)
4 Усвоение новых знаний
5 Проверка усвоения новых знаний. Написание простого плана к сочинению-описанию.
6 Информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении. Написание сочинения.

СЛАЙД № 1 – демонстрируется на перерыве.

ХОД УРОКА

СЛАЙД № 2-3-4-5
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
II ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

СЛАЙД № 6
А. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Сочинение-описание, повествование, рассуждение, текст, заглавие, основная мысль, абзац, эпиграф, цитата, стиль.

СЛАЙД № 7
Б. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
Задание. Прочитайте слова, обратите внимание на произношение звуков и звукосочетаний на месте выделенных букв. Отметьте случаи несовпадения написания с произношением слов и укажите причины несовпадения.

Пишем: Произносим:
мельник ме[лʼ]ник
пшеничный [пш]еничный
ржаной [рж]аной
овсяной о[ф]сяной
ячменный [ju ͤ]чменный
что [ш]то
весь день ве[зʼ] день
сегодня се[в]одня

III ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОВОЙ ТЕМЫ

СЛАЙД № 8
А. ЭПИГРАФ К УРОКУ
Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов.
СЛАЙД № 9
Б. Слово учителя. Краткая информация с элементами беседы о художнике И. Шишкине (1832 -1898).

Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.

СЛАЙД № 10

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским.

СЛАЙД № 11

В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

СЛАЙД № 12

Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.

– Что означает слово пейзаж?

СЛАЙД № 13

– Что означает слово репродукция?

– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

IY УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А. Словарно-орфографическая работа.
Задача: расширение словарного запаса учащихся.

Задание. Подберите синонимы к выделенным словам:
Учащиеся записывают слова в таблицу (или в рабочую тетрадь для развития речи). Каждое ключевое слово записывается с красной строки. Один ученик работает у доски, записывая синонимы, которые подбирает самостоятельно, и те которые подобрали одноклассники. Затем можно обратиться к ответам, активизировав кнопку «ОТВЕТЫ». Советую обращаться к ответам. Во-первых, можно проверить правописание; во-вторых, убедиться, что вы подобрали достаточное количество синонимов к данному слову; в-третьих, если ваша заготовка совпадает с ответами учеников, не забудьте их похвалить.
16 слайд – все пронумеровано. Если вы будете следовать ответам-подсказкам № 1-2-3-4-5, ученикам будет все понятно. Кстати, мой любимый слайд.

ключевые слова СИНОНИМЫ слайд №
Художник мастер, творец, живописец, пейзажист, мастер, творец, автор… 14
Картина работа, полотно, холст, изображение, творение, репродукция, иллюстрация, набросок. 15
План картины передний, центральный, дальний, задний. 16

СЛАЙД № 17

А. Беседа по картине. Выбор ключевых слов.

– Какое время дня написал художник? Полдень.

– Что изображено на картине? На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека. Вдали виднеется красная косынка.
– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж? Определить место трудно. Скорее всего, это средняя полоса России.
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения.
Задание 2. Продолжите ряд эпитетов, или составьте словосочетания к ключевым словам, которые вам понадобятся для описания картины:

ключевые слова вопрос ЭПИТЕТЫ, СС слайд №
Колосья Что можно сказать о колосьях?
какие? золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее после ржи. 18
Цветы – Какие цветы растут во ржи?
какие?

полевые, ромашки, васильки 19
Рожь Какие эпитеты можно употребить, описывая рожь?
какая?

золотистая, золотые переливы, жаркая нива; тучные колосья, наклонившиеся к земле; колышется и волнуется… 20
Сосны – Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

какие? Высокие, величавые,
Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны.
Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие.
21
Дорога Опишите дорогу.
какая? просёлочная, заросшая полевыми цветами,…
22
Дорога Опишите дорогу, изображенную художником. Поработаем над текстом. Замените повторяющее слово дорога. Дорога (Она) убегает вдаль. Простая дорога, по которой проезжают на телеге жители ближайшей деревни. Дорога убегает вдаль. 23
Небо Запишите эпитеты, которыми можно описать небо.
какое? голубое, глубокое, бескрайнее, высокое, чистое, светлое, прозрачное…

По летнему небу нему скользят легкие, воздушные облака. 24
Облака какие? белоснежные, перистые, воздушные, перистые, скользят по бескрайнему простору… 25
Солнце какое? испепеляющее, знойное 26
Перспектива Дайте определение: «Что такое перспектива?» Перспектива - [фр. perspective < лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором] –
1) изображение на поверхности (на картине, рисунке …) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их т зрителя, от точки наблюдения;
2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;
3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т.е. проектирование с помощью лучей, исходящих из одной точки;
4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;
5) будущее, виды на будущее. Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 608 с., 375 с. 27
Художник выбрал не квадратное полотно, а вытянутое в ширину, чего он этим достиг? 28
Рассмотрим репродукции других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали»…
Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.
29
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей». – Вы согласны с мнением известного русского критика? 30

Б. Составление примерного плана сочинения-описания. Обсуждение содержания каждой из частей плана. (Слайд 31-32)

План. План.
1. ВСТУПЛЕНИЕ. 1. И. Шишкин - художник-пейзажист.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2. Картины «Рожь»:
а) желтеющее море ржи;
б) огромные сосны среди ржи;
в) как хорошо в поле!
3. ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3. Мои впечатления, произведенные картиной «Рожь» И.И. Шишкина.

СЛАЙД № 33

В. – Что вам напоминает поле ржи? С чем его можно сравнить?
– Какое настроение и мысли могут возникнуть, оказавшись в поле, где колосится рожь.

СЛАЙД № 34
Обмен впечатлениями.
- Какое впечатление произвела на вас картина И. Шишкина?

Г. Заключительное слово учителя.
Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный.
Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

V ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
СЛАЙД № 35
А. Подбор клише. Закончите предложение.

- На картине И.Шишкина изображена… золотая, спелая рожь.
- Она создает впечатление… колышущегося моря.
- Отдельные колосья… изображены очень четко, склоняются низко к земле.
- На втором плане изображены… могучие сосны, уходящие своими кронами в небо.
- Небо еще голубое, но… уже чувствуется приближение дождя.
- По морю ржи… плывет вдали красный платок.

СЛАЙД № 36
Б. Составьте восклицательные предложения.
- Какие величественные сосны!
- Какой простор!
- Как прекрасна нива, где зреет рожь!
- Какая обильная рожь!
- Какое высокое, чистое небо!

СЛАЙД № 37
В. Беседа.
- Послушайте, какое понятие художник вкладывает в понятие пейзажист: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище». Из дневника художника. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Как вы думаете, любил ли художник русскую природу? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке?
СЛАЙД № 38
VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 17, стр. 37, 39, 40
Упражнение № 99, стр. 38 . Напишите сочинение-описание по картине И. Шишкина «Рожь».
 Ваша задача – письменно рассказать об этой картине.
 Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила.
 Как пишется название картины?
 Также помните, что описание каждого пункта плана начинается с красной строки. Пишите сначала на черновике, затем его перепишите в тетрадь для творческих работ.

VII ИТОГИ УРОКА
СЛАЙД № 39
А. Карта эффективности урока. Ученики оценивают познавательные свойства урока:
«5» - отличный, интересный, познавательный; насыщен иллюстративным материалом;
«4» - хороший, содержательный, заставляющий работать;
«3» - нормальный, обычный;
«2» - скучный, утомительный;
«0» - бесполезный, совсем не интересный.

Подобно слайду №39 оформлена доска, куда ученики «выставят» свои оценки. Колоски изготовлены из самоклеющейся бумаги, поэтому этот вид деятельности у учащихся займет 1-1,5 минуты. В это время ученики выходят к доске все одновременно, где могут пообщаться, дать оценку уроку. Колоски сделала разного цвета, наверное, это было лишнее. Однако можно проанализировать их психологическое состояние. Всем известный прием.

СЛАЙД № 40

Б. «Радуга оценок». Ученики оценивают свою деятельность на уроке.
Всем учащимся раздается «Карта эффективности урока». Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке. В эту же карту он может поставить себе оценку за урок.
В. Оценивание учителем учащихся. Выставление оценок в дневник.
МЫСЛИ ВСЛУХ
 Не надо много рассказывать о художнике и галерее. Отвлекает от главной идеи урока.
 Лишняя информация и беседа о соснах-богатырях. Слишком много информации на одном уроке.
 Рассказ о картинах И.Шишкина, опережающее задание ученицей Ф.А. был затянут. С другой стороны, когда же ученики еще увидят эти картины? Надо было проверить не только, что она приготовила для презентации, но и выслушать ее ответ. Ф.А. не умеет пересказывать спокойно, красиво, волнуется.
 Коллеги не умеют анализировать уроки. Очень жаль. В следующий раз раздать присутствующим коллегам памятку анализа урока. Возможно, они не знают, что есть Интернет?
 Так как домашнее задание, памятка-инструктаж о написании сочинения были подготовлены для каждого ученика – это позволило сэкономить около 5 минут урока.
 На перемене - фотосессия. Всем ученикам хотелось сфотографироваться со снопом пшеницы. Я не исключение.
 Очень устала.
 16 слайд – моя гордость!
 Получила удовольствие от работы именно над этой картиной, от создания презентации, от микроклимата на уроке.
 Вернуться к идее: разработать уроки развития речи для среднего звена. Когда-то уже этот материал был создан, но тогда была печатная машинка, а сегодня БЕЗграничные возможности.

Учитель русского языка и литературы
ГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО
Подольская Ирина Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

- Вспомните стихи о ржаном поле.
Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». См. приложение.

Данный вид работы выполняется во время урока, если класс, хорошо подготовленный, и работа проходит в высоком темпе. В противном случае все нерассмотренные вопросы и некоторые другие виды работ, имеющие высокую значимость для учащихся, но не предусмотренные программой по развитию речи, будут вынесены на обязательные еженедельные дополнительные занятия по русскому языку.
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око. (А. Фет)
НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ
Бывают в жизни откровенья
Прекрасной сбывшейся мечты,
Бывают яркие мгновенья,
О них едва ль забудешь ты!

Я помню лето, помню поле
Из золотистой, спелой ржи,
Смеялись мы, нас было двое,
Во ржи синели васильки.
Я васильки рвала руками,
Их были плотны стебельки,
Устала я, но ты был рядом.
И собирал мне васильки.
Я помню небо голубое,
Букет огромный васильков,
Как хорошо нам было в поле!
Но чей-то взгляд нас подстерёг.
За что с тобой нас осудили?
За то, что рвал ты мне цветы,
Что был июнь, что мы любили,
Что весело смеялся ты.
Ах, зависть! Злых людей порука,
Чужое счастье им как нож.
Уже маячит нам разлука
И море синих, синих слёз!
ХЛЕБ
Мальчишке было 10 лет,
Он шёл по переулку
И нес домой в плетёнке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути гружённую песком
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку…
Но если б думал мальчик тот
О зёрнышке – о гуде,
О сколько мыслей и работ
В него вложили люди,
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб прошел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых,
И что он много испытал,
Хоть очень светел и молод,
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот,
В пекарне на дорожках бродил,
Прошел огонь и воду,
А уж потом в дома входил,
Чтоб пищей стать народу…
А вот собрал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь, сыновья,
Мои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия святые.
Н. Кончаловская.

ПИРОГИ

Мельник пшеничный, Мельник ячменный,
Мельник ржаной, И овсяной,
Мельник ячменный, Что же мне делать
И овсяной, Из вашей муки?
Что вы сегодня - Ясное дело,
Мололи весь день? Пеки пироги!
- Рожь да пшеницу С медом пшеничные!
Овёс да ячмень! С мукой ржаной,
Мельник пшеничный, С маком ячменные
Мельник ржаной, и Овсяные!
В. Левановский

Александр Сигачев
Тронет ветром сторона родная,
Как смычком по золоту полей, -
Рожь звенит, колосьями качая
В тон напевам Родины моей!..
Милый край со сказками лесными
Вдоль размытых ливнями дорог,
Истрепал просторами твоими
Два десятка кирзовых сапог.
В красоте величие и сила!
Сами произносятся слова:
«Распрямись, Великая Россия, -
Стань для всей вселенной – голова!..»
В сердце начинается Россия,
Сколько жить – заботиться о ней!..
Надо быть сильнее и красивей,
Чтоб растить достойных сыновей!..
Тронет ветром сторона родная
«Золотые струны» у полей, -
Пой, звени, колосьями качая,
Рожь – певунья Родины моей!..
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Пусик
Просмотров: 4788 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru