Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Повышение интереса и качества литературоведческого образования с помощью активных форм обучения
2014-07-14, 4:05 PM
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА
И КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ПОМОЩЬЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Подольская И.А.
Казахстан, г.Семей КГУ «СОШ № 4»
Учитесь, читайте, размышляйте и
извлекайте из всего самое полезное.
Н.И. Пирогов.
Сегодня мы, учителя, часто слышим: «Ученики не читают, детям не интересна та литература, которая представлена в школьной программе». Интересно, когда стала не интересна уникальная жизнь и деятельность Пушкина, стал несвоевременен искрометный юмор Гоголя, незаметна и не воспринимаема ирония Щедрина, философия семейного очага Толстого? Когда были «списаны» с классического корабля литературы Чехов, Достоевский, Булгаков? Да, век технологий оказывает влияние на технические интересы учащихся, но мы воспитываем и учим не роботов, а детей ХХI века, которые должны владеть не только техническими знаниями, а должны быть всесторонне развитыми молодыми людьми.
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует высокого уровня мышления, умения анализировать разнообразные общественные и интеллектуальные ситуации, иметь развитое критическое мышление, а критическое мышление – это шаг к активным, творческим способностям.
Оптимальное развитие мышления в процессе литературоведческого образования предполагает совершенствование форм мышления. Конечно, нельзя не согласиться, что развитие мышления зависит от природных задатков и социальных условий жизни, но совершенствование его определяется выбранными эффективными стратегиями, методами и приемами. Поэтому большое внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин в школе. Уроки литературы способствуют развитию критическому мышлению благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Повышаются интересы ученика, развивается желание практически использовать навыки анализа и синтеза в реальной жизни, что делает изучаемый предмет интересным, понятным и превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология «Критическое мышление посредством чтения и письма» - это осмысленный подход и предназначена, чтобы обучающиеся стали лучше самостоятельно думать, определять направление в изучение темы и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить по-настоящему. [1, 86]
Применение различных технологий обучения не означает замены традиционной методики преподавания. Приемы критического мышления применяются не вместо традиционных методов обучения, а наряду с ними, так как являются составной частью предмета, и способствуют развитию не только логического, но и образного мышлению.
В данной статье я хочу остановиться более подробно только на отдельных приемах развития критического мышления через чтение и письмо. Дж. Тэрбер писал: «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы», поэтому в своей практике я уделяю большое внимание умению задавать, отвечать и слушать ответы на поставленные вопросы. «Толстый и тонкий вопросы», тематические вопросы, вопросы низкого и высокого порядка по таксонами Блума направлены на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, помочь ему критически анализировать и обобщать полученные знания.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой из трех стадий урока, что позволяет развивать не только умение задавать вопросы, но и способствовать глубокому изучению художественного текста, умению анализировать его и формулировать выводы. По вопросам, которые задают учащиеся можно определить, насколько осознанно они прочитали текст.
Так, например, во время изучения биографии писателя учащиеся, работая в группах, вначале отвечают на вопросы, которые они сформулировали дома, затем, выбрав три самых интересных «толстых вопроса», передают другой группе для ответа. Такая форма работы повышает заинтересованность учащихся: ведь именно их вопрос сегодня группа назвала самым интересным. Увеличивается время концентрации внимания учащихся, потому что они заинтересованы услышать и оценить ответы других групп. Для того чтобы этот прием хорошо усвоили учащиеся еще в пятом классе я предлагаю таблицу-шаблон для разграничения «толстых и тонких вопросов»:
Фрагмент таблицы № 1 «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто? Что? Когда? Как звать?
Верно ли…? Почему вы думаете, что…
В чем различие…

В работе над художественным текстом считаю важным научить учащихся задавать тематические вопросы по изучаемой теме, которые способствуют более глубокому осмыслению идеи изучаемого произведения. Будет полезным, чтобы учащиеся уже в среднем звене научились понимать, какие вопросы они задают:
Фрагмент таблицы № 2 «Тематические вопросы»
Простые – на знание Когда и где родился А.С. Пушкина?
Когда впервые Печорин увидел Бэлу?
Назовите главных героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Какие цветы несла Маргарита? Какого цвета эти цветы?
Сколько лет прожил на острове Робинзон Крузо?
Творческие Что было бы, если профессор Преображенский посчитал свой эксперимент удачным?
Оценочные Оцените поступок Лидии Михайловны… (рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Объясняющие Почему Оразкул убил мать-олениху?
Почему Трубецкая едет в Сибирь за своим мужем?
В какой последовательности и почему так кланяется Калашников, идя на смертный бой?
Практические Где используют…
Уточняющие Правильно ли я понял…

Приемы критического мышления развивают умение воспринимать и творчески интерпретировать полученную информацию, работать осознанно с текстом. Важно на уроках литературы учить анализировать произведение, учить сравнивать и диагроммировать. В седьмом классе можно предложить учащимся, сравнить главных героев Калашникова и Кирибеевича, Остапа и Андрия, Моцарта и Сальери, жизнь и деятельность поэтов А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Для учащихся восьмого класса будут интересными наблюдения-сравнения за Гриневым и Швабриным. В девятом классе можно предложить провести сравнения жизни и творческого пути Абая–Гете–Тургенева, Пушкина и Абая, а изучая произведение Пушкина «Евгений Онегин» сравнить не только главных героев произведения Онегина и Ленского, но автора-рассказчика с литературным героем – Онегиным.
Прежде чем учащиеся начнут работать над диаграммой Венна, предлагаю познакомиться с историей происхождения фамилии Онегин, которая интересует многих не только читателей, но и литературоведов. О «литературной семантике», смысловом и эмоциональном ореоле» имени Евгений в допушкинской и послепушкинской традиции писал Ю.М. Лотман, он же указывал и на «отчетливо-литературный», а не бытовой характер фамилий Онегин, Ленский. Первоначальное значение – житель с реки Онега. Перепись 1987 года зарегистрировала в Архангельской губернии 117 Онегиных, 9 в Онежском уезде, большинство из них лесорубы или работающие на сплаве леса. Время появления фамилии неизвестно; Пушкин для героя своего романа в стихах мог взять готовую модель или создать ее по законам русского языка. [2, 116]
Рассказав учащимся о работе Ю.Лотмана, можно немного «поиграть» с фамилией Онегин.
Создав органайзер «Онегин», проводим первичную ассоциацию с именем Евгений Онегин (имя окрашено в голубой цвет). Художественное совершенство именной номинации проявляется в буквальной зеркальной симметрии (Ев-ГЕН-ий - О-НЕГ-ин), а рифма обнаруживает скрытую нарицательную номинацию «гений неги».






В первой главе Евгений рифмуется со словом «гений» (поглощающая рифма), а далее с фамилией Онегин появляется слово «неги»: «для неги модной». Часто встречаются в романе однокоренные слова нега, нежный: «наука страсти нежной», «страницы нежного романа», изнеженные: «ее изнеженные пальцы» значительно изменяют восприятие внутренней формы фамилии героя. Значит герой с изнеженной душой, нежный внимательный человек? А вот и еще вопрос: «Какую роль в фамилии выполняет очень важная часть слова «ГЕН»? Что это такое? Влияет ли ген на судьбу, характер человека?» Появляются и другие вопросы: « ГЕНий ли он? Он ли ГЕНий?» А не скрыт ли ответ в его имени: «Он НЕ гений?»
Попробуем разобраться. Случаен ли выбор имени или оно несет в себе главную идею – идею времени – времени потерянного поколения. Предлагаю учащимся создать следующую карту, где синим цветом обозначено, что символизирует буква:
О Одинокий, образ, опустошенный
большая эмоциональность, таинственное волнение Е Един = Один
умение мобилизоваться, жизнестойкость
Н Новый, нежный
большая энергия В Воспитание
непостоянство, отсутствие системности
Е Единственный (наследник)
умение мобилизоваться, жизнестойкость Г Гений, гибкий, гастролер
таинственность
Г Гонимый, грусть
Таинственность Е Ехидничать
умение мобилизоваться, жизнестойкость
И Иной, истомленный
впечатлительность Н НИЧЕГОНЕделание
большая энергия
Н Не+нужный
вольшая энергия И Измученный, инертный, ИО
впечатлительность
Й Йота

Обращаем внимание на обилие отрицаний, которые находятся в словах.
Когда поставлены основные вопросы, появился интерес прочитать роман. Начинаем читать произведение, заполняя Диаграмму Венна «Всегда я рад заметить разность/ Между Онегиным и мной». Заполнять таблицу можно цитатами из романа и делая краткие выводы. Вывод: пока учащиеся заполняют таблицу, незаметно для себя выучат крылатые фразы из романа, более детально проработают первую главу, научатся отличать литературного героя от автора. Медленное чтение романа будет способствовать развитию языкового вкуса, в этом плане очень интересна ХХ1 строфа романа А.Пушкина «Евгений Онегин».
Фрагмент диаграммы Венна:
«Всегда я рад заметить разность/ Между Онегиным и мной» (1гл. LVI)
ОНЕГИН ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АВТОР
Герой, созданный автором ВЕК
«К чему бесплодно спорить с веком?»1гл. ХХУ Реально живущий человек
«Родился на брегах Невы» 1гл.11 ПЕТЕРБУРГ
Оба провели молодость в петербургском свете Учеба, жизнь, поэма «Руслан и Людмила»
Умеет, лицемерить, казаться, являться, скучать, томиться… 1гл. ХХI НАВЫКИ И УМЕНИЯ Умеет: мечтать, любить, работать

Как один из вариантов домашнего задания можно предложить учащимся продолжить заполнять диаграмму. Из опыта работы знаю, что если учащиеся будут заполнять таблицу на протяжении чтения всего романа, то с постижением идеи произведения у них не будет проблем. Данная работа развивает навыки работы учащихся с художественным текстом, умением проводить параллели и цитировать, расширяет словарный запас, учит работать с крылатыми выражениями, и что является немаловажным – это развитие орфографической зоркости учащихся.
Применяя на уроках различные приемы критического мышления, у учащихся значительно повышается качество знаний, что способствует развитию не только образного, но и логического мышления, способствует их интеллектуальному развитию.
Нельзя думать, что только выше описанные приемы способствуют привитию интереса к предмету. Необходимо постоянно работать над внедрением новых приемов, методов, форм работы, усовершенствовать известные, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Литература:
1. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. – 8-е изд., доп. – Алматы, 2013.
2. Савельева В.В. Художественная антропология: монография. – Алматы: АГУ им. Абая, 1999.

Уникальность текста 92 %, проверено 14.07.2014г. 17:29:17
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Пусик
Просмотров: 726 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru